Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Волонтер седьмого «Б»

Саша Бабич пишет сказки для незрячих и слабовидящих детей, создает тактильные книги, организует волонтерские кружки. Саша Бабич учится в 7 «Б»

Кто есть кто в российской благотворительности? Мы продолжаем публикацию серии интервью с действующими лицами и героями милосердия. Предыдущие выпуски

В течение трех лет ученица Кемеровской гимназии №25 Саша Бабич в рамках волонтерского кружка «Яркий мир на кончиках пальцев» пишет сказки для незрячих и слабовидящих детей и создает тактильные книги. Она скрупулезно работает над каждым образом и героем. Это помогает детям, лишенным возможности видеть, познакомиться с окружающим миром при помощи тактильных ощущений.

Александра Бабич (15.05.99) учится в гимназии № 25 города Кемерово, в театральной подгруппе 7 «Б» класса. Это очень прилежная, ответственная, целеустремленная ученица, принимающая активное участие в жизни класса. Саша проводит в гимназии уроки здоровья, за что пользуется заслуженным уважением среди одноклассников. В частности, девочку интересуют вопросы профилактики проблем, связанных с ухудшением зрения учеников. Помимо этого Александра Бабич состоит в гражданско-патриотическом секторе: посещает ветеранов Великой Отечественной войны и возглавляет волонтерский кружок «Яркий мир на кончиках пальцев».

Это интересно:

Как стать волонтером

Кружок возник в 2009 году, когда Александра приняла решение стать волонтером и объединила вокруг себя ребят, вместе с которыми стала организовывать концерты и мини-спектакли в школе-интернате №20 для слабовидящих детей. Потом ученики стали проводить с воспитанниками интерната уроки рукоделия и изготовления оригами, а позже при поддержке педагогов гимназии занялись изготовлением тактильных книг.

Термин «тактильная книга» означает осязательную книгу. Это разноцветная книга с иллюстрациями, выполненными из различных материалов. При ее изготовлении используются вышивка, аппликация, вязание крючком или спицами, мягкая игрушка, бисер, тесто и т.д. Читая тактильную книгу (ощупывая предметы пальчиками), слепой ребенок знакомится с природными явлениями, животным миром, предметами домашнего обихода, ассоциативно связывая их с реальными вещами.

Читатели рукотворных книг кружка «Яркий мир на кончиках пальцев» – ученики школы-интерната и посетители областной специализированной библиотеки для незрячих и слабовидящих.

Наш корреспондент побеседовал с Ольгой Сергеевной Кривчиковой, классным руководителем 7 «Б» класса Кемеровской гимназии №25.

– Ольга Сергеевна, откуда появилась идея создания волонтерского кружка «Яркий мир на кончиках пальцев»?
– В 2009 году в гимназии проходил конкурс социально значимых проектов. В его рамках мы решили обратиться в расположенную рядом школу-интернат №20 для слабовидящих детей и спросить, какая помощь им нужна. Там ответили, что хорошо бы сделать тактильные книги, но без инструкций их создать невозможно – есть специальные правила и требования. Мы все-таки решили попробовать. Работники интерната дали нам адрес областной специализированной библиотеки для незрячих и слабовидящих, чтобы ее сотрудники оказали нам консультативную помощь. Мы приехали в библиотеку, получили литературу, ссылки на специализированные сайты, разобрались, что к чему и вместе с учащимися школы стали делать книги, постоянно консультируясь с библиотекой.

Саша – лидер, координатор, вдохновитель и душа этого проекта. Она постоянно придумывает новые идеи и их реализовывает. Но делает это все не одна, у нас целая команда из детей, активно помогают учителя. Два года кружок посещали девочки из 5-го и из 7-го класса, а сейчас этим увлекся и школьный парламент. Теперь можно сказать, создание тактильных книг – общее дело гимназии. То, что в клубе принимают участие взрослые вполне естественно, ведь ученики еще не могут полностью отвечать за все.

– Как взаимодействуют специализированная библиотека и школьный кружок в процессе создания тактильной книги?
– Сотрудники библиотеки для слабовидящих постоянно консультируют нас, помогают набирать шрифт по Брайлю, а наши школьники делают своими руками на программных уроках изобразительного искусства объемные аппликации и поделки, иллюстрирующие книги. Саша, в частности, придумывает тексты. В этом году она сочинила историю про знаки дорожного движения на примере двух зверей – «Приключение умного мишки и зайчика-глупышки». Год назад она придумала сказку «Путешествие кота-пушистика», а годом раньше книгу «Загадки», которую мы сразу отдали в школу-интернат для незрячих детей №20. Наши книги в основном рассчитаны на детей младшего возраста, мы передаем их в фонд библиотеки.

Мы постоянно совершенствуем свои навыки по изготовлению таких книг, и работники библиотеки оказывают нам огромную помощь в этом, снабжая справочной литературой и прочей необходимой информацией по изготовлению. Я думаю, что созданием тактильных книг можно было бы заниматься не только в школах, но и в институтах культуры.

Еще в рамках кружка мы занимаемся охраной зрения, концертами, мини-спектаклями, рукоделием и оригами, играем с детьми и школы-интерната, проводим уроки творчества. Ведь у нас гимназия с эстетическим уклоном, то есть работают классы хореографии, музыки и театрального мастерства.

– Александра прирожденный лидер или в этом заслуга ее семейного воспитания?
– Думаю, имеет место и то, и другое. Саша родилась на Украине, в городе Киеве. Туда ее родители, коренные кемеровчане, переехали на время, по долгу службы. Затем они с дочерью вернулись в Кемерово. Сейчас мать семейства работает директором отдела продаж на одном из заводов города, а отец преподает в Кемеровском институте экономики и права. Также он является помощником депутата Кемеровского горсовета, по роду деятельности много контактирует с ветеранами Великой Отечественной войны. Младшему брату Саши Антону 10 лет. В семье любят спортивный отдых: посещают бассейн, сплавляются на байдарках. Одним словом, это интеллигентная семья с активной жизненной позицией.

– Изготовление тактильных книг – сложная работа?
– Да, это очень трудоемкий и долгий процесс. Например, книгу нужно сделать так, чтобы в ней не было ни одного острого уголка! Конечно, профессионалы могут все делать быстрее, но ведь в нашем случае над книгами работают дети, которые к тому же загружены учебой.

В каждой книге не более 10 страниц. Тканевую основу, на которую затем приклеиваются иллюстрации и аппликации, шьет костюмер нашей гимназии. Потом Саша придумывает сюжет и начинается создание и подбор материала для иллюстративных аппликаций – мелких игрушек, машинок и так далее. Очень важно сделать так, чтобы в процессе чтения дети могли различать предметы на ощупь! На правой странице делается аппликация, а на левой пишется текст на специальных листах, которые мы приклеиваем на ткань. Его собственноручно выкалывает по Брайлю один из незрячих сотрудников библиотеки. Я, кстати, тоже участвую в процессе, как классный руководитель.

– По остальным направлениям деятельности кружка ученикам гимназии тоже помогают взрослые?
– В основном да, но рукоделием и оригами с учащимися интерната наши дети занимаются самостоятельно. Ведь многие из них посещают различные кружки во Дворце творчества, поэтому выразили желание научить их тому, что умеют сами.

– Как обычные и слабовидящие дети контактируют друг с другом?
– С удовольствием и энтузиазмом. Когда мы принесли им первую книгу, они сразу начали ее щупать, пытаясь угадать, что изображено на иллюстрациях. Общение проходит очень тепло, воспитанники интерната не только любят книги, но и обожают наши спектакли. Конечно, дети это необычные, мы постоянно учимся с ними общаться, ведь раньше такого опыта ни у учителей, ни у учащихся нашей гимназии не было. В целом воспитанники интерната нам очень благодарны, с ними налажен хороший контакт.

– Расскажите о новых проектах кружка «Яркий мир на кончиках пальцев».
– На днях мы представили в Кемеровской областной библиотеке для незрячих новый проект – школу художественного чтения. В его рамках книги читаются вслух по ролям, которые распределены между учениками нашей гимназии и учащимися школы-интерната для незрячих детей №20. Дети читали рассказы Носова «Ступеньки» и «Мишкина каша». Чтение проходило с элементами озвучивания, то есть сопровождалось воссозданием звуковой атмосферы рассказов – плеска воды, шума листвы, шагов и так далее. Именно этим в данном проекте занималась Саша Бабич. Детей подготовила к выступлению наш школьный преподаватель театрального мастерства Лилия Семеновна Печкурова, которая также преподает в Кемеровском государственном университете культуры. Разумеется, очень сложно сочетать обычное беглое чтение с чтением по Брайлю, но ребятам все очень понравилось! Мероприятие пришлось по душе и руководству библиотеки. В связи с этим нам было предложено взяться за новый проект – аудиозапись звуковых книг.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?