Честная благотворительность не собирает наличные на улицах
Недоверие к фондам, когда-то волновавшее благотворительный сектор, постепенно сменилось на переизбыток доверия: граждане, поддаваясь минутному порыву жалости, дают денег на «котиков» или «больных детей» кому попало, причем лично на руки просящим – охотнее, чем в интернете. Трудно ведь отказать юному волонтеру, подошедшему к вам на перекрестке с коробкой для сбора. А уж на «детишек» – совсем жестоко отказывать.
Терпение у честных фондов закончилось, и они решили действовать вместе. Как рассказала «Милосердию» Мила Геранина, координатор проекта «Все вместе против мошенников», под декларацией о добросовестности сборов и отказе от сбора наличных на улицах, инициированной собранием «Все вместе», подписались уже более 230 фондов, выразив тем самым свою позицию – бороться против обманщиков.
Тверские сдаются: первая ласточка
История в Твери с разоблачением лжеволонтеров стала первым громким событием в этой борьбе. Удар пришелся на организацию «Сильные дети», которая через филиалы в нескольких регионах страны нанимает за деньги несовершеннолетних «волонтеров», собирает наличные на улицах, но не отчитывается о тратах.
«Нам удалось объяснить молодому человеку, руководителю тверского филиала этого фонда, что он занимается нечестным делом, – замечает Мила Геранина. – В итоге Алексей написал заявление в полиции, рассказав все о своей работе в «Сильных детях»».
Мила Геранина и ее коллеги из Союза тверских благотворительных фондов наткнулись в центре города на девочку-«волонтера», которая собирала в специальный ящик деньги – якобы на лечение больного ребенка. Когда вызвали полицию, выяснилось, что девочка несовершеннолетняя, разбирательство переместилось в отделение, вызволять сотрудника приехал руководитель тверского филиала фонда Алексей.
«Алексей не сразу понял, что фактически действия его волонтеров мошеннические, – замечает Мила. – Позже он рассказал полицейским, что около 60 процентов от сборов он переводил на личную карту некоего Сергея Ерошенко в Чувашии, владельца фонда».
Что нужно знать о настоящих сборах и волонтерах
«К сожалению, большинство подобных псевдоволонтеров искренне верят в то, что они занимаются благотворительностью», – сетует Мила Геранина. Это от безграмотности в вопросах благотворительности.
Что же нужно знать?
На личную карту честные фонды не собирают: у фонда есть счет, а также прозрачная отчетность.
Сбор наличных средств настоящие фонды проводят на специальных акциях – на ограниченной территории, скажем, в кафе или на ярмарке в парке.
О каждом таком сборе на сайте честного фонда есть официальная информация – когда и где он проводится, после окончания сбора публикуется отчет – сколько собрано и на что пошли деньги.
У каждой такой акции должен быть «Паспорт акции» – документ бухгалтерской отчетности фонда, позволяющий официально принять деньги с акции.
После того, как ящик с собранными деньгами наполняется, он должен быть вскрыт при представителях площадки, на которой идет сбор, фонда и свидетеля – стороннего лица. Подписывается акт. В нем указывается сумма сбора, именно эта сумма должна поступить на расчетный счет организации.
Волонтерство – это безвозмездный труд. А лже-волонтеры получают за свою работу деньги, как обычные коммерческие промоутеры.
Волонтеры, ведущие честный сбор, должны быть оформлены в фонде, существуют специальные волонтерские договора.
Сам фонд должен быть официально зарегистрирован.
Дети не должны попрошайничать
Еще один момент, тревожащий представителей благотворительной сферы, – мошенники эксплуатируют нашу жалость к детям, ведь сборщиками-лжеволонтерами часто становятся несовершеннолетние. Старшеклассники или даже студенты рады подработать, и не вдаются в подробности.
«Необходимо рассказать родителям, что это незаконно, что дети вовлекаются в мошенничество, – замечает Геранина. – В Твери, например, мама девочки-лжеволонтера даже не знала, чем занимается ее дочка».
«Сейчас лжеволонтеры особенно активизировались, – беспокоится Катя Бермант, директор благотворительного фонда «Детские сердца», входящего в собрание «Все вместе». – В наших планах обратиться к Анне Кузнецовой, уполномоченному по правам детей в РФ. Надо прекратить возможность вовлекать в попрошайничество детей».
После конференции «Вместе против мошенников», состоявшейся в мае в Москве, куда пришли и фонды, и представители правоохранительных органов, и специалисты по кибербезопасности, было решено добиваться нужных решений от государственных органов.
Первыми борьбу с мошенниками поддержали власти Санкт-Петербурга: в питерском метро запретили без специальной бумаги собирать средства на благотворительность. «В Петербурге инициативу проявил фонд «АдВита», добившись этого запрета, – объясняет Катя Бермант. – К ним прислушались, их поняли. Мы – собрание «Все вместе» – уже вышли с подобным запросом и в московский метрополитен, и в РЖД, и сейчас ведем активную работу в этом направлении».
В настоящий момент также готовятся поправки в статью 159 УК РФ «Мошенничество».
В планах «Все вместе» – продолжить собирать подписи к Декларации о добросовестности в сфере благотворительности, а также разработать подробную памятку для граждан, чтобы те могли разобраться, честный фонд или обманщик.
Подозрительные волонтеры предлагают вам пожертвовать наличные на улице: ваши действия
«Мошенники пока активны. Люди у нас сердобольные, помогают интуитивно, не задумываясь о последствиях: дал деньги – стало легче на душе, – замечает Катя Бермант. – Пока люди не начнут помогать осмысленно, включая голову, так и будет продолжаться история с мошенниками на улицах».
Публикуем самые важные советы от наших экспертов.
- Запросите у волонтера информацию о благотворительном фонде, который ведет сбор, паспорт благотворительной акции и волонтерский договор.
У волонтера должны быть при себе бумаги – свидетельство о регистрации НКО, волонтерский договор, паспорт благотворительной акции. Попросите и сфотографируйте на телефон эти документы.
Наберите название фонда в поисковике – если есть негативные отзывы в профильных СМИ («Милосердие.ru», «Филантроп», «Такие дела»), вы их увидите. Важны также отзывы в соцсетях.
Пройдите с телефона на сайт фонда, почитайте отчеты.
Не стесняйтесь проверять! «Если были хоть малейшие сомнения в деятельности этой организации, какой-то негатив – это всегда обнаружится», – поясняет Мила Геранина.
Вы также можете выразить желание присутствовать при сдаче собранных денег и составлении акта на них – послушайте, как будут реагировать «волонтеры»?
- Не вступайте в перебранку с лжеволонтерами, поблизости может быть их «крыша», которая может применить физическое воздействие.
- Позвоните по телефону 112 и сообщите, что видите по такому-то адресу странных людей, которые под именем такой-то организации собирают деньги.
Поясните: «Мне кажется, что здесь совершаются действия мошеннического характера, я прошу приехать по вызову и проверить людей, говорящих, что они собирают средства на благотворительность».
«Если время есть, то я бы рекомендовала дождаться полицию и пройти в полицейский участок, чтобы там досконально проверили работу волонтеров. Вы поможете полицейским, если сможете объяснить им, на что следует обратить внимание. Поясните, что настоящие фонды не собирают деньги на улице, что нужно проверить данные фонда и самих сборщиков, – советует Мила Геранина. – Чаще всего выясняется, что деньги собираются в одном городе, а «фонд» зарегистрирован в другом – как тогда на расчетный счет фонда уходят живые деньги?»
- Сфотографируйте подозрительных сборщиков, а затем зайдите на сайт ГУВД, выберите раздел «обращение гражданина» и опишите всю ситуацию, приложив фотографии, попросите провести проверку по факту обращения.
«Если мы с вами будем активны и будем всегда так действовать, то в какой-то момент полиция начнет обращать пристальное внимание на лжеволонтеров, а те начнут меньше попрошайничать, видя, что это становится опасно», – убеждена Мила Геранина.
Жертвуйте только через проверенный фонды!
Именно такой лозунг, считает Катя Бермант, должен работать и в благотворительности. «Любой жертвователь должен четко помнить и знать: мы – профессиональные честные фонды – не собираем наличные на улицах! И у нас есть четкие критерии работы, которые мы подписали. Нам важно донести это до людей, до общественности. К сожалению, не хватает участия в этом телевидения, ведь только центральные телеканалы могут достучаться до рядового обывателя в провинции, но пока это проблема».
«Помогать надо правильно, – замечает Мила Геранина. – Вы же не покупаете абы какое молоко, например, скорее всего вы берете проверенное. Так же и в вопросе благотворительности: надо понимать, во что вы вкладываете деньги. Да-да, пожертвование – это тоже вложение средств! Если хотите – в наше общее достойное будущее».