Православный портал о благотворительности

Война и мир: как христианину примириться с теми, у кого другая позиция?

Задача священника во время исторической смуты – направлять людей ко Христу, опираясь на Писание и учение Церкви, считает настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ имени М. В. Ломоносова протоиерей Владимир Вигилянский

Мы поговорили со священником о том, как найти опору в своем прошлом, в истории страны и опыте Церкви.

Протоиерей Владимир Вигилянский

Настоятель храма мученицы Татианы при МГУ и храма святителя Василия Великого в селе Зайцеве Московской области. Родился в 1951 году в Тернополе. Окончил Литературный институт имени А.М. Горького. Работал в Государственном институте искусствознания, журналах «Огонек» и «Русская виза», газетах «Нью-Йорк Таймс» и «Московские новости», возглавлял факультет журналистики РПУ. В 2005-2012 гг. – руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси. Член Союза российских писателей и Союза журналистов России.

Как быть в мире с теми, кто думает иначе, чем ты?

Разные точки зрения на специальную военную операцию, мобилизацию, на то, уезжать из страны или оставаться в ней, сегодня разделяют супругов, родителей и детей, прихожан одного храма. Как не осуждать (чтобы не сказать, ненавидеть) тех, у кого другая точка зрения и другие жизненные выборы?

– В христианском сообществе ненависть и агрессия как в отношении отдельных личностей, так и в отношении групп людей, недопустимы. Враг Христов – это отнюдь не грешный человек, каковыми мы все являемся. Это тот, кто умышленно противится Богу и Его Церкви, кто хулит Его, насмехается над Ним. Это диавол.

Я бы посоветовал начать с того, чтобы посмотреть на это из глубины собственного опыта и из жизни окружающих нас людей. Каждый человек сталкивался с семейными раздорами – мужа с женой, детей с родителями, брата с сестрой, где каждая сторона конфликта основывается на реальных фактах, памяти о нанесенных обидах, несправедливых словах, на грубом поведении антагониста.

Семейные войны часто затягиваются в такие узлы, которые при постоянном натяжении невозможно распутать. Но если набраться терпения и начать расслаблять нити с двух сторон, то иногда узел можно развязать.

Как говорил апостол Павел: «Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 1–2).

Без желания идти на компромиссы враждующие меж собою люди не могут сдвинуть конфликт с мертвой точки.

Я предлагаю людям, которые находятся в конфликте, начать молиться друг о друге, как заповедовал нам Христос: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 43–45). Затем пройти таинство исповеди – ведь не бывает такого, чтобы один человек не был виноват перед другим. Бывает очень важным, если священник найдет исток начала вражды. Так постепенно можно и распутать затянутый узел отношений.

– А как настоятель храма вы прикладывали какие-то усилия к тому, чтобы уберечь прихожан от раздоров на почве отношения к происходящему?

– Я бы не хотел давать конкретные советы, потому что каждая конкретика требует контекста. Но в нашем храме, как и в других, читаются молитвы, которые выносят все политические мнения за скобки.

Я уверен, что в храме, где звучит Слово Божие, где происходит бескровная жертва – Евхаристия, где пастыри призывают прихожан к покаянию, нет места политическим спорам, партийным распрям, призывам к социальным недовольствам. Все это приводит к смуте, хаосу, к гражданским войнам.

Даже в самые тяжелые времена в русской истории – во времена междоусобиц и военных набегов на Русь иноплеменников – епископы и некоторые князья призывали народ к покаянию. Например, в Ипатьевской летописи говорится: «Вот так Бог, казня нас за грехи наши, привел на нас поганых не для того, чтобы порадовать их, а нас наказывая и призывая к покаянию, чтобы мы отрешились от своих дурных деяний. И наказывает нас набегами поганых, чтобы мы, смирившись, опомнились и сошли с пагубного своего пути».

В интернете, как кажется, чаще, чем в реальности, разгораются ожесточенные споры. Там же люди ищут аналитику и подробности и часто лишь больше запутываются. Как сейчас вести себя в сети, чтобы не повредиться умом и душой?

– Советую прислушаться к словам святого апостола Павла: «От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры» (Тим. 2, 23).

Лучше сказать собеседнику, что ты не хочешь обсуждать то, что разделяет людей, но готов говорить о том, что объединяет.

Как найти правду, когда непонятно, на чьей она стороне?

Черно-белое фото о.Владимира Вигилянского
«Было бы наивно думать, что чье-то даже весьма компетентное мнение может помочь приобрести твердую общую позицию в современной ситуации»

Сейчас много говорят, что у всех своя правда, свое понимание справедливости. Как христианину выбрать, на чьей стороне быть? И как найти Божью правду, которая по определению одна?

– Я читал, что до революции в словарях слово «истина» всегда употреблялось в единственном числе, а слово «правда» допускало множественное число. Впрочем, в Священном Писании «правда Божия» является синонимом Истины. Со «справедливостью» дело намного сложнее.

Справедливость Ветхого Завета не идентична справедливости Нового Завета, где царствует понятие любви. Известно высказывание преподобного Исаака Сирина: «Никогда не называй Бога справедливым. Если бы Он был справедлив, ты давно был бы в аду. Полагайся только на Его несправедливость, в которой – милосердие, любовь и прощение».

Было бы наивно думать, что чье-то отношение к происходящему (это относится даже к весьма компетентному мнению) может помочь приобрести твердую общую позицию к современной ситуации.

Советую научиться дистанцироваться от разного рода мнений и интерпретаций фактов. СМИ, участвующие в информационном противостоянии, приучили нас к тому, что объективных фактов нет. Большинство их прошли через идеологическое сито и специфический отбор. Некоторые факты как бы безупречны, но если их лишить ситуативного контекста, то они могут противоречить реальному положению дел.

В контексте нынешней ситуации, связанной с военными действиями, советую православным христианам прочитать восьмую главу «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» под названием «Война и мир». Она начинается так: «Война является физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества – братоубийственной ненависти (Быт. 4. 3–12).

Войны сопровождали всю историю человечества после грехопадения и, по слову Евангелия, будут сопровождать ее и далее: «Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть» (Мк. 13. 7). Об этом свидетельствует и Апокалипсис, повествуя о последней битве сил добра и зла при горе Армагеддон (Откр. 16. 16).

Земные войны суть отражение брани небесной, будучи порождены гордыней и противлением воле Божией. Поврежденный грехом человек оказался вовлечен в стихию этой брани. Война есть зло. Причина его, как и зла в человеке вообще, – греховное злоупотребление богоданной свободой».

Также в этой главе говорится о традиции западного христианства, восходящей к книге блаженного Августина «О граде Божием», где даются определения «справедливой войны»:

«Войну следует объявлять ради восстановления справедливости; войну имеет право объявить только законная власть; право на использование силы должно принадлежать не отдельным лицам или группам лиц, а представителям гражданских властей, установленных свыше; война может быть объявлена только после того, как будут исчерпаны все мирные средства для ведения переговоров с противной стороной и восстановления исходной ситуации; войну следует объявлять только в том случае, если имеются вполне обоснованные надежды на достижение поставленных целей; планируемые военные потери и разрушения должны соответствовать ситуации и целям войны (принцип пропорциональности средств); во время войны необходимо обеспечить защиту гражданского населения от прямых военных акций; войну можно оправдать только стремлением восстановить мир и порядок».

Как не опустить руки, когда твои усилия, кажется, ничего не решают?

«Несколько лет назад в одной из соцсетей я опубликовал известную молитву о врагах святителя Николая Сербского. Был весьма удивлен, что многие мои читатели переопубликовали эту молитву на своих личных страницах»

– Иногда кажется, что, сколько ни работай над собой, никакие твои верные слова, действия, молитвы ничего принципиально не изменят: не остановят войну, не прекратят гибель людей, не смягчат миллионы ожесточенных сердец. Многие разочаровались и в «теории малых дел», о которой вновь заговорили в последние годы. Что вы на это скажете?

– Мы помним, что изначально теория «малых дел», придуманная русским народническим движением, оказалась не только недолговечной, но и тупиковой.

В этом вопросе очень четко обозначена черта, которая разделяет жизненные цели людей. Безрелигиозное сознание удовлетворяется своим социальным служением, которое само по себе прекрасно.

А если человек не видит немедленных результатов своего служения, то впадает в ступор, а то и в уныние. Но христианин должен стараться всё делать ради Бога.

Не случайно в Евангелии упоминаются «небесные житницы» (Мф. 13, 30), которые наполняются ангелами. Этим небесным житницам противопоставлены житницы земные.

Мы призваны молиться о врагах. Сейчас это как никогда актуально, но часто кажется, что такое под силу только святым. Вы встречали обычных людей, которые молились о врагах?

– Я вижу, что, по крайней мере, такая потребность есть. Несколько лет назад в одной из соцсетей я опубликовал известную молитву о врагах святителя Николая Сербского. Был весьма удивлен, что многие мои читатели переопубликовали эту молитву на своих личных страницах. Думаю, она сегодня очень актуальна.

Молитва о врагах святителя Николая Сербского

Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.

Враги решительнее друзей толкают меня в объятия Твои. Друзья тянули меня к земле, враги разрушали все надежды мои на земное. Они сделали меня странником в царствах земных и ненужным жителем земли. Как преследуемый зверь быстрее находит себе убежище, чем непреследуемый, так и я, гонимый врагами, укрылся под покровом Твоим, где ни друзья, ни враги не могут погубить душу мою.

Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну. Они вместо меня исповедали перед миром грехи мои. Они бичевали меня, когда я сам жалел бичевать себя. Они мучили меня, когда я от мук бегал. Они поносили меня, когда я льстил себе. Они плевали в меня, когда я был горд собой.

Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну. Когда я считал себя мудрым, они называли меня безумцем. Когда я считал себя сильным, они смеялись надо мной, как над карликом. Когда я стремился быть первым, они теснили меня к последним. Когда стремился к богатству, они били меня по рукам наотмашь. Когда я собирался спать мирно, они будили меня ото сна. Когда я строил дом для долгой и тихой жизни, они разрушали его и изгоняли меня. Воистину, враги отлучили меня от мира и помогли рукам моим дотянуться до края одежд Твоих.

Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну. Благослови их и умножи, умножи и сильнее ожесточи на меня.

Да будет бегство мое к Тебе безвозвратным. Да истают надежды мои на земное, как паутина. Да воцарится смирение в душе моей. Да станет сердце мое могилой близнецам злобным – гневу и гордости. Да соберу на небесах все сокровища свои. Да освобожусь навсегда от самообольщения, запутавшего меня в страшную сеть жизни призрачной.

Враги открыли мне то, что немногим ведомо: нет у человека врагов, кроме него самого. Тот лишь ненавидит врагов, кто не познал, что враги не враги, но друзья взыскательные. Воистину, трудно сказать мне, кто сделал мне больше добра и кто причинил больше зла – враги или друзья. Посему благослови, Господи, и друзей, и врагов моих. Раб клянет врагов, ибо не ведает. Сын их благословляет, ибо ведает. Ибо ведает сын, что враги не властны над жизнью его. Потому ходит он среди них свободно и молится о них ко Господу.

Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.

В современной жизни нет ни одной ситуации, которой бы в самых разных нюансах не было в нашей многострадальной истории. Знание нашей истории может помочь человеку понять современную жизнь, а метафизическое измерение дает ключ к пониманию того, что происходит сейчас.

Расхожая фраза о том, что «история учит, что она ничему не учит», нас, церковных людей, должна настораживать, с этим утверждением нельзя смириться.

Мы обязаны изучать и анализировать, к примеру, события русских революций, гражданской войны, унесшей жизни более 10 миллионов человек, видя в них предостережение от тех ошибок, которые вольно или невольно были совершены членами церковного сообщества в начале ХХ века. Мы не должны участвовать в «круговой поруке» лжи и ненависти, царствующих в наши дни.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version