Множество НКО не имеют статуса благотворительных или религиозных. Им теперь нельзя перевести по интернету ни рубля даже с банковской карты (по крайней мере через некоторых платежных агрегаторов). Почему его сервис отключил такие НКО, разъясняет директор по развитию агрегатора Robokassa Олег ПОКРОВСКИЙ.
Рисунок Дмитрия Петрова
— Почему отключилась Robokassa у многих, кто принимал платежи и пожертвования с ее помощью?
— В пятницу 16 мая в ноль часов вступили в силу поправки, утвержденные 5 мая в Федеральном законе N 110-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Есть три направления платежей, которые нельзя осуществлять неидентифицированным пользователям. Одно физическое лицо не может анонимно платить другому, физическое лицо не может анонимно оплачивать что-то в иностранном магазине (платить через иностранного провайдера), физическое лицо не может перечислять деньги некоммерческой организации, если она не является благотворительной или религиозной.
— Человек не всегда так уж хочет скрыть свои персональные данные. Как ему совершить неанонимный платеж?
— Банк (в случае с Robokassa – «ОКЕАН БАНК») обязан проводить идентификацию плательщика, т.е. плательщик должен представить полные паспортные данные, включая номер и серию паспорта, когда и кем выдан, а также либо номер свидетельства пенсионного страхования (СНИЛС) либо ИНН. А банк должен эти данные проверить в уполномоченных государственных организациях.
— Ну так проверьте!
— Сложность в том, что уполномоченные государственные организации обязаны предоставлять мне эту информацию (т.е. соответствует ли номер паспорта и ИНН именно этим фамилии-имени-отчеству) только с 15 ноября. А закон вступил в силу уже с 16 мая. Соответственно, я никак не могу верифицировать ваши данные, даже если вы их мне сообщите. А то человек подпишется «Иванов Иван Иванович, паспорт 1234567890, улица Ленина, дом 1», а потом ко мне придет проверка… Никто не мешает взять чужой паспорт и ИНН, но хотя бы соответствие паспорта и ИНН придется проверить.
— Отключились не только анонимные яндекс-деньги, например, но и вполне авторизованные платежи с банковских карт?
— Если следовать букве закона, платеж с банковской карты не является идентифицированным. Во время такого платежа вы не даете мне свои паспортные данные. Вы когда-то дали их тому банку, который выпустил вашу карточку, но он мне их никогда не даст — они защищены законом о банковской тайне. Поэтому я не могу принять ваш платеж. Даже если бы я ваши данные как-то из реквизитов карты извлекал, я все равно до 15 ноября не могу их проверить, а по закону проверять я должен уже сегодня.
— В итоге пришлось отключить сервис для множества организаций?
— Да, мы рассудили, что иного выхода у нас нет, иначе мы будем нарушать закон. Первое нарушение, второе — и отзыв лицензии. Сейчас недели не проходит, чтобы какой-нибудь банк не лишили лицензии. Так что нам пришлось отключить такие организации, как, например, АНО «Православие и мир». Это СМИ, это не коммерческая и не благотворительная организация. Мы рекомендуем таким организациям обращаться в какой-либо фонд, зарегистрированный как благотворительный, и собирать деньги на их площадках. Это законно. Насколько я знаю, «Православие и мир» стали собирать пожертвования с помощью фонда «Предание». Мы отключили «Фонд борьбы с коррупцией» Алексея Навального. Под этот же закон попал, например, фонд поддержки одной из детских онкологических больниц: у них в названии и уставе не было ничего про благотворительность или религиозность, они просто покупали медоборудование. Теперь нельзя анонимно собирать деньги, чтобы покрасить забор, например. Так решил законодатель.
— Но ведь эта норма касается только платежей свыше 15 тыс. рублей?
— Нет, эта норма действует на любые платежи, хоть в один рубль, кроме платежей в адрес религиозных и благотворительных организаций — вот там ограничение идет по сумме, после 15 тыс. руб. нужно сообщать и проверять данные.
— В интернете многие пишут, что Robokassa перестраховалась.
— Конечно, можно нарушать закон, уповая на то, что нарушать его будут все. Но если внимательно прочитать поправки, станет ясно, что продолжать принимать неидентифицированные платежи — это ставить под удар весь свой бизнес, а мы тоже ответственны перед людьми, которые у нас работают. Бизнес создается годами и десятилетиями, а разрушается за два дня. И хотя сторонники Навального призывают бойкотировать Robokassa, поделать ничего нельзя.
— Зачем принят такой закон?
— Для противодействия пособничеству терроризму и отмыванию денег, наверное, по крайней мере его нарушение приравнивается к этим преступлениям. Очевидно, закон был принят не столько для того, чтобы ударить по пользователям Skype или НКО. Когда его разрабатывали, он был еще жестче и удивительнее, и профильные организации представляли свои соображения, так что некоторые положения удалось поменять. Мы, собственно, просили об одном: пусть все изменения вступят в силу 15 ноября. Не такая уж проблема — проверять данные, и в мире, на самом деле, практически нет анонимных платежей свыше определенной суммы.
— Когда появится возможность идентифицировать платежи, сколько времени это будет занимать?
— Сложно предсказать: есть электронные госуслуги, которые работают хорошо, и есть такие, которые работают плохо. Обещают, что мы сможем делать это онлайн. А на практике — время покажет, сильно ли это задержит процесс. Естественно, мы надеемся, что будет какой-то подзаконный акт на текущий переходный период, или разъяснение от Центробанка. Если последует какое-то указание, которое можно выполнить и включить сервис обратно — мы будем рады. Должна пройти неделя с ее ажиотажем, а потом что-то, надеюсь, поменяются. Ассоциация «Электронные деньги» и другие инстанции пишут бесконечные запросы, мы работаем, но результаты не мгновенны.