Православный портал о благотворительности

Войдите в радость Господа своего

Мы выбрали из книги Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, вышедшей летом 2004 г., разделы, посвященные истории и перспективам, а главное – основным принципам социального служения как Русской Православной Церкви, так и каждого отдельного христианина

О ВОЗРОЖДЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ. В годы советской власти Русская Православная Церковь была насильственно отторгнута от участия в решении социальных проблем, от воспитания детей (в первую очередь сирот, заботу о которых взяло на себя государство), от благотворительной помощи нуждающимся. Церковь должна восстановить в предельно сжатые сроки утраченные навыки масштабной и одновременно адресной социальной работы и стать полноправным субъектом исконного социального служения.
Вот уже почти пятнадцать лет Церковь свободна. Что удалось нам сделать в сфере церковного социального служения за это время? Многими епархиями были основаны детские приюты и богадельни, школы сестер милосердия и патронажные службы, благотворительные столовые и ночлежки для бездомных. В ряде епархий имеются хосписы и церковные больницы, магазины для неимущих, организуются благотворительные лотереи. При храмах и монастырях проводится работа по оказанию помощи страдающим психическими заболеваниями, алкоголизмом и наркоманией, беженцам и вынужденным переселенцам из стран СНГ, жертвам стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. Через приходы и обители нашей Церкви распределяется вещевая, медицинская и продуктовая гуманитарная помощь. Доброй традицией стала организация летнего отдыха для сирот, детей-инвалидов, многодетных и неполных семей.
При государственных домах престарелых, больницах и интернатах открываются домовые храмы и часовни. Все это вселяет надежду на планомерное развитие и расширение всех сторон социального служения Церкви в будущем. В самые важные для православных христиан праздники — Рождество и Пасху — особое внимание Церковь уделяет детям из приютов и детских домов, пациентам больниц, жителям домов престарелых. Те, о ком повелел нам заботиться Спаситель, не должны остаться наедине со своими страданиями, их сердец должна достигнуть радость Благой Вести, принесенной на землю Христом Спасителем.

О ЕВАНГЕЛЬСКОМ ПОНИМАНИИ СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ. Святая Церковь созидается не только через веру, через возвещение Божественного слова, но и через конкретные добрые дела, без которых вера мертва (см.: Иак. 2, 17). Дела или подтверждают истину слов или опровергают их: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих (Иак. 2, 18). Программа социального служения ближним ясно начертана в Евангелии в известном рассказе о Страшном Суде. Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25, 35—36). Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25,40).
С учетом основных проблем нашего общества можно выделить основные направления диаконии, которые должны в ближайшие десятилетия объединить усилия активных мирян на всех приходах. Направления работы известны:
1) по служению больным и инвалидам;
2) по работе с детьми, оставшимися без попечения родителей;
3) по работе с бездомными, беженцами и переселенцами;
4) по работе с заключенными;
5) по работе с наркоманами и страдающими алкоголизмом;
6) по служению нуждающимся и престарелым;
7) по оказанию помощи ушедшим на покой священнослужителям и семьям почивших священнослужителей.

О РАБОТЕ С БЕЗДОМНЫМИ И БЕЖЕНЦАМИ. Остро стоит проблема бездомных, беженцев, беспризорных детей. Чаще всего — это люди, обиженные обществом, безработные, выброшенные или ушедшие из семьи, люди одинокие, которые чувствуют себя никому не нужными, — изгоями. И неужели этим несчастным людям ждать «милосердных самарян», а наши «левиты и священники» пройдут мимо них? Не будем забывать, что Сам Господь наш Иисус Христос не имел на земле пристанища, где бы мог приклонить голову (Мф. 8, 20), не будем забывать и слов Апостолов: страннолюбия держитесь (Рим. 12,13), страннолюбия не забывайте (Евр. 13, 1), будьте страннолюбивы друг ко другу (1 Пет. 4, 9). Принять под свой церковный кров, обогреть, накормить, одеть — наша первейшая христианская обязанность. Где есть хотя бы малейшая материальная возможность, надо строить пусть даже небольшие странноприимные дома, приюты. На Руси это исстари считалось богоугодным, святым делом, на которое не жалели ни сил, ни денег.

О РАБОТЕ В БОЛЬНИЦАХ. Несколько лучше обстоят дела с медицинской патронажной помощью, с духовным окормлением домов престарелых, посещением больных, с частной приходской помощью малоимущим. Во многих храмах этому уделяют внимание, назначены ответственные лица по уходу за больными, престарелыми прихожанами. Среди прихожан, родителей учащихся церковно-приходских воскресных школ есть врачи, люди со средним медицинским образованием — фельдшеры, медсестры, которые бескорыстно и своевременно оказывают профессиональную медицинскую помощь заболевшим прихожанам. Но нашей заботой и попечением охвачена лишь очень небольшая часть этого огромного поля человеческих страданий и переживаний. Жатвы много, а делателей мало. Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Мф. 9, 37—38).

О ФОРМАЛЬНОМ ПОДХОДЕ К СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ. И все же, несмотря на удивительные примеры жертвенного служения ближним, социальное служение в целом развивается медленно. В большинстве приходов нет почти никакой социальной работы, или она ведется неорганизованно, эпизодически, людьми пенсионного возраста. Молодежь к этой работе не привлекается. Очень мало священнослужителей, готовых участвовать в социальных проектах, возглавлять эту работу, воодушевлять прихожан словом и своим собственным примером. В 2003 году были опрошены настоятели московских храмов. По Нашему благословению, Епархиальная комиссия по церковному социальному служению разослала по приходам Москвы анкету, ответы на которую должны были помочь нам увидеть, в какой степени в столице возродились православные традиции милосердия. Настоятелям московских храмов и монастырей было разослано 208 анкет, на них получено 144 ответа. Полученные данные внушали некоторый оптимизм. Однако проведенная сотрудниками комиссии выборочная проверка на местах (в 50% опрошенных приходов) показала, что в реальности социальная деятельность приходов не так обширна, как следует из анкет. Во многих анкетах, например, говорилось об окормлении больниц. Однако при проверке выяснилось, что зачастую имеется в виду лишь то, что священники не отказываются прийти в больницу по просьбе родственников или пациентов причастить или окрестить тяжело больных. Наверное, некоторые священники считают это чем-то выдающимся и поэтому особенно отмечают в анкетах то, что вообще-то является долгом и нормой. Хотелось бы напомнить, что окормлением больницы называется ее регулярное посещение, ежегодное поздравление больных и персонала с Рождеством и Пасхой, организация при больнице группы добровольцев, миссионерская работа, проведение бесед с больными.

О НЕРАДИВЫХ ПАСТЫРЯХ. К слову сказать, есть и такие священнослужители, которые отказываются пойти к умирающему или тяжело больному на дом или в больницу. Должен предупредить, что к таким нерадивым пастырям будут применяться самые строгие меры церковных наказаний. Часто работники храма, сторожа, свечницы «прячут» батюшку, не пускают к нему родственников больных. «У батюшки сегодня и так много треб», «батюшка плохо себя чувствует», «батюшка один, все в отпуске, он очень сегодня устал» — эти и другие отговорки соединяются с предложением обратиться в соседний храм.
Неужели забыли пастыри, уклоняющиеся от своего священного долга, что при необходимости напутствия умирающего священник должен остановить даже совершение Литургии и поспешить со Святыми Дарами на дом или в больницу? Только после Великого входа не прерывается служение Евхаристии и больной оставляется на волю Божию, но по совершении Литургии, если страждущий еще жив, священник должен незамедлительно отправиться к нему.
Нерадивый пастырь совершает смертный грех, если по его вине больной умирает не причащенным. За это преступление, по определению Духовной консистории, следует отрешать от священнического места и определять в причетники до раскаяния и исправления. Прихожане, не известившие священника о больном, должны отлучаться от причастия на более или менее длительный срок, смотря по обстоятельствам и нравственному их состоянию (Книга о должниках, 116).

О МИССИИ В ТЮРЬМЕ. Тюремная миссия развивается в истории Церкви с момента ее основания. Она освящена примером апостолов, мучеников и первых христиан. Святые подвижники, аскеты, христиане различных сословий, благочестивые цари и миряне не гнушались посещением темниц и служением страждущим в узах. Сострадательным отношением к заключенным и делами любви к ним Христовы служители побуждали преступников оставить свои беззакония. Из разбойников они часто становились святыми. Жития святых свидетельствуют нам об этом.
Пастырская работа в следственных изоляторах и исправительных учреждениях — сложна и трудна: приходится иметь дело с искалеченными грехом и преступлением душами, часто с раздвоенными, ожесточенными или сломленными личностями. Но все же у большинства заключенных есть искреннее осознание своей вины, есть стремление искупить свое преступление, есть желание исправиться и вернуться в нормальное общество, к здоровому и полезному образу жизни. В местах заключения у многих осужденных появляется религиозное чувство; эти люди обретают веру. Не случайно многие заключенные просят дать им Библию, молитвословы, они своими силами строят часовни, пишут иконы, мастерят церковную утварь.
Кто им поможет, кто утешит, ободрит, кто наставит на путь истинный, если не православный пастырь? А мы часто равнодушно проходим мимо этой проблемы, отталкивая тем самым людей от Церкви, оставляя их на произвол темных злых сил. Господи, когда мы видели Тебя в темнице и не послужили Тебе (ср.: Мф. 25, 39).

О ПРИЧИНАХ ПРЕСТУПНОСТИ. Человеческая греховность порождает преступления — нарушение границ, положенных законом. Вместе с тем понятие греха, установленное православными нравственными нормами, гораздо шире, чем представление светского права о преступлениях. Главным источником преступления является помраченное состояние человеческой души: из сердца исходит злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф. 15, 19).

О ТАЙНЕ ИСПОВЕДИ. Любому, кто кается в совершенном правонарушении, в качестве непременного условия разрешения от греха священник должен решительно предложить отказаться пред лицом Божиим от продолжения преступной деятельности. Только таким образом человек будет побужден оставить путь беззакония и вернуться к добродетельной жизни.
Даже в целях помощи правоохранительным органам священнослужитель не может нарушать тайну исповеди или иную охраняемую законом тайну (например, тайну усыновления). В своем душепопечении о заблудших и осужденных пастыри, через покаяние узнав сокрытое от следствия и правосудия, руководствуются тайной исповеди.

О НАЧАЛЕ РАБОТЫ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. Церковь получила возможность начать работать в местах лишения свободы после утверждения в 1989 году рекомендаций по взаимоотношениям исправительно-трудовых учреждений (ИТУ) с религиозными организациями и служителями культов. В следственных изоляторах и колониях были созданы молитвенные комнаты. Первым московским священником, работающим в тюрьмах, первым настоятелем тюремного храма — храма Покрова Пресвятой Богородицы в Бутырской тюрьме — стал протоиерей Глеб Каледа.
Сегодня пастырское душепопечение заключённых в местах лишения свободы осуществляется на основе соглашения о сотрудничестве от 30 сентября 1996 года, подписанного между Русской Православной Церковью и Министерством внутренних дел РФ, а также программы взаимодействия между Главным управлением исполнения наказаний МВД РФ и Отделом по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными учреждениями Московского Патриархата.

ОБ ИТОГАХ ДЕСЯТИЛЕТИЯ. За десятилетие нам удалось наладить окормление исправительных учреждений — здесь действуют воскресные школы, библейские курсы, по местному радио звучат проповеди, поздравления с церковными праздниками, рассказы о христианской жизни, в библиотеках учреждений имеется духовная литература, у многих осужденных и подследственных в личном пользовании имеются Библия, Новый Завет, Псалтирь. В большинстве епархий за каждым исправительным учреждением закреплен священник, как правило, из храма расположенного недалеко. В некоторых епархиях пошли другим путем — например, в Воронежской епархии учреждена должность тюремного священника, который несет служение только среди заключенных. В Белгородской епархии ежегодно проводят День милосердия, собирая пожертвования для осужденных. Сотрудники Главного управления исполнения наказаний свидетельствуют, что там где сложилась православная община заметно снижается количество преступлений и нарушений порядка в местах отбывания наказаний осужденными. Церковь помогает решать главную задачу: воздействовать нравственно па осужденных с целью духовного очищения и отказа в будущем от преступного образа жизни. Осужденные жили в обществе и возвратятся в него. Поэтому совершенно не безразлично, с чем они вернуться в общество — со злобой, ненавистью, агрессией, развратом или с покаянием, верою, надеждою и любовью.

О ЦЕЛИ ПАСТЫРСКОЙ РАБОТЫ В ТЮРЬМЕ. Молитва человека, преступившего закон и отбывающего за это свой срок наказания исполнена не только прошений о родных и близких людях, оставшихся без помощи мужа, сына или отца, по и о тех, кто стал жертвой этих преступлений. Сочувствуя оступившимся, мы столь же искренне сопереживаем горести, бедствия, а порой и трагедии тех, кто оказался жертвой преступника. Поэтому наше сугубое пастырское обращение к тем, кто временно ограничен в своей свободе, должно заключаться в призыве к покаянию пред Богом и людьми за содеянные преступления.
Искреннее покаяние пред Богом невозможно без осознания личной ответственности за горе, причиненное людям. Лучше всего сказал об этом Апостол Петр: сердце твое неправо пред Богом. Итак, покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды (Деян. 8, 21—23).
Мы должны донести до нашей паствы в местах заключения ту непреложную истину, что путь к обретению подлинной свободы лежит в первую очередь через разрушение оков неправды вокруг своего сердца, через освобождение души из темницы греха. Тогда и период общественной реабилитации после освобождения будет проходить менее болезненно и менее проблематично, чем это бывает во многих случаях.

О БЕЗВИННО ОСУЖДЕННЫХ. Некоторые верующие заключенные спрашивают, нужно ли жаловаться в различные государственные инстанции, если безвинно осужден. На данный вопрос однозначно ответить нельзя. Каждый сам должен решить этот вопрос для себя после молитвенного обращения к Богу. Можно пойти по пути, который советует выбрать старец Сампсон (Сиверс), сам неоднократно находившийся за тюремной решеткой по несправедливому обвинению. Если не хватает сил духовных терпеть безвинное наказание, тогда напиши жалобы в соответствующие судебно-прокурорские инстанции. Но верующему человеку писать эти жалобы и заявления нужно с такой молитвой к Богу: «Во всем да будет воля Твоя, как Ты хочешь, таким пусть и будет ответ на мою просьбу, я все приму как Твое промышление обо мне, ибо Тебе виднее, что лучше для меня, а что хуже, что необходимо для спасения моей грешной, мятущейся души. Только даруй мне терпение, мужество и смирение перенести достойно все предназначенные мне скорби и испытания. Я знаю, что достоин еще худших мук и лишений по гнусным делам и помышлениям моим, но не отчаиваюсь и уповаю на Твое безграничное милосердие к искренне кающемуся грешнику». Если Богу будет угодно, то даже на самое непрофессиональное и безграмотно написанное обжалование придет положительный ответ. Если же после всех обращений в надзорные инстанции, заключенный получает только отписки и отрицательные ответы, тогда ему надо успокоиться и не суетиться и сказать себе: «Значит такова воля Божия». Ему теперь нужно подумать, как в этих условиях вести достойную христианскую жизнь, как, не теряя времени зря, возрастать самому духовно и помогать другим находить дорогу к храму. В каждой епархии правящим архиереем из числа священнослужителей назначен ответственный за духовное попечение осуждённых, который помимо своего приходского служения по мере необходимости посещает места заключения. В некоторых епархиях священникам помогают катехизаторы из числа студентов и слушателей духовных семинарий, училищ, богословских институтов. К сожалению, в полной мере организовать церковное попечительство над ИТУ удается не везде. Из некоторых областей севера России поступают жалобы заключённых на редкое посещение их православными священниками; незаполненную нишу заполняют другие конфессии, как правило, протестантской направленности.

О РАБОТЕ С СОТРУДНИКАМИ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ МВД РФ. Существенной составляющей этой миссии Церкви является взаимодействие с Министерством внутренних дел и Министерством юстиции Российской Федерации. Активизируется пастырская работа с военнослужащими Внутренних войск и сотрудниками правоохранительных органов. Помимо этого, сферой особой пастырской ответственности Церковь считает окормление лиц, находящихся в местах лишения свободы. Убежден, что пастырское служение в тюрьмах и колониях, совершение Таинств, оказание заключенным гуманитарной помощи может и должно содействовать исправлению некогда преступивших закон людей, наилучшим образом способствовать их возвращению к полноценной жизни. Сейчас в местах заключения и тюрьмах имеется более 100 православных храмов и 670 молитвенных комнат.
Есть интересные данные из отчетов епархиальных архиереев: так, 63 % окормляемых Сыктывкарской епархией осужденных посещают воскресные школы. Помимо перечисленного, важно продолжение древней церковной традиции «печалования» — ходатайства перед светской властью о возможном смягчении наказания осужденных.

О ВЕРЕ И ВОИНСКОМ ДОЛГЕ. Церковь желает, чтобы человек, носящий военную форму, был просвещен светом Истины Христовой, чтобы Сам Господь направлял этого человека и в мирное, и в военное время. Церковь верует, что если воин отдаст свое сердце Христу и будет руководим Господом, то он не собьется с пути, но будет искренне и жертвенно защищать своих ближних, с честью выполнять свои воинские обязанности. Вот почему верующие воины всегда были одновременно и частью Церкви, и частью армии. Немало воинов и полководцев среди святых, имена которых нам хорошо знакомы: Георгий Победоносец, Иоанн Воин, благоверные князья Андрей Боголюбский, Александр Невский, Димитрий Донской.
Воинский подвиг, совершенный христианином по воле Божией, всегда считался подвигом религиозным, подвигом веры и любви. Каждому из вас, думаю, известны слова Евангелия: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). Церковь с особым почтением относится к памяти воинов, на поле брани убиенных, положивших свою жизнь за веру и Отечество, молится об упокоении их душ. Лучшим памятником воинских побед она считает храмы, воздвигнутые для поминовения павших.

О ВЕТЕРАНАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. Солдаты Великой Отечественной войны стали продолжателями русской духовной традиции, наследниками христолюбивого воинства прошлых веков. Мы не имеем права забыть уроки прошедшей войны, помня, что только единство и духовная сила ведут к победе и возрождению.
Насилие, конфликты, напряженность во взаимоотношениях между людьми являются последствиями духовного, нравственного кризиса. Сегодня, по прошествии более чем половины столетия с момента окончания Второй Мировой войны, ушло в историю радикальное противостояние Востока и Запада. Однако не могут не вызывать озабоченности сохраняющиеся в Европе и мире разделительные линии, создание которых, убежден, противоречит воле народов.
Голос ветеранов, которые видели ужасы страшнейшей брани уходящего века, должен быть услышан человечеством. Именно ветераны той войны, как никто другой, могут помочь нам осознать, что злоба и мстительность, нетерпимость и вражда, как и любой другой грех, — разрушительны для личности и общества. Победа в Великой Отечественной войне была завоевана жертвенным подвигом нашего народа, и об этом нельзя забывать. Церковь сугубо молится о тех, кто отдал свои жизни, защищая Отечество. День Победы также заключает в себе призыв сделать все возможное, чтобы трагедия минувшей войны не повторилась и чтобы XXI век стал веком мира и созидания.

О ПАСТЫРСКОЙ РАБОТЕ В АРМИИ. Церковь всегда старалась быть ближе к православным воинам. В допетровской Руси духовные лица временно прикомандировывались к полкам распоряжением Патриарха или приказом Царя. Петр I ввел в армии и на флоте постоянный институт военного духовенства. По воинскому уставу 1716 года при каждом полку должен был состоять священник, а указом от 1719 года определялось иметь на каждом военном корабле по одному иеромонаху. Корпус военных священников органично влился в структуру российской армии и флота.
Жизнь воинов в повседневных делах и великих ратных свершениях освящалась церковным благословением. Для воина были священными и присяга перед Евангелием, и полковое знамя, освященное пастырем по особому чину. Гарнизонные и корабельные церкви были центрами духовной жизни, хранительницами воинских традиций, школой патриотического и нравственного воспитания. Военные пастыри были духовными учителями и наставниками российского воинства. В сражениях и походах военные священники делили с солдатами и офицерами труды и невзгоды боевой жизни и радости побед, благословляли на подвиг на поле боя, воодушевляли малодушных, утешали раненых, напутствовали в Вечную Жизнь умирающих и провожали с молитвой и почестями павших. Многие пастыри и сами были примерами личного героизма.
И сегодня о роли священника в армии можно сказать словами протопресвитера Георгия Шавельского. Эта роль «почтенная и ответственная, роль молитвенника, просветителя и вдохновителя русского воинства».

О ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА. Труд и его организация являются необходимой частью человеческой жизни. Еще в райском саду первые люди были призваны к творческому труду. После грехопадения, когда труд превратился в средство пропитания, его творческое назначение ослабло, но отнюдь не исчезло.
Впрочем, из собственного опыта мы часто наблюдаем, что мотивы труда могут быть не только благородными (собственное содержание, пропитание своей семьи, помощь нуждающимся, развитие личности), но и низменными (нажива, стремление к неоправданной роскоши, жажда превосходства над другими). Эти страсти отравляют труд, делают горькими его плоды, разделяют людей и разрушают их судьбы. К сожалению, философия современного предпринимательства подчас имеет черты, противостоящие христианскому учению о человеке. Это культ потребительства, «социальный дарвинизм», признание власти денег над трудом и личностью. Приоритет духовных ценностей не отрицает земную деятельность, в том числе предпринимательскую, а означает наполнение ее новым содержанием, смысл которого — в служении не собственному кошельку, не деньгам и товарам, а людям, состоящим из тела, души и духа.
Церковь призывает каждого человека к такому труду. Он нужен не только в хозяйственной сфере, но и в любой другой области жизни, включая духовную. Церковь благословляет всякий труд, направленный на благо людей, и признает его необходимым компонентом полноценной жизни личности. В народе хорошо известны слова Апостола Павла: кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фее. 3, 10). Труд освящен многовековой монашеской традицией, примером жизни многих благочестивых христиан. Уверен, что благосостояние России будет строиться на достойном труде ее граждан.

О ТРУДЕ, БОГАТСТВЕ И БЕДНОСТИ. «Церковь учит, — говорится в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, — что отказ в оплате честного труда является не только преступлением против человека, но и грехом перед Богом». Это не приговор капитализму, социализму или иной социально-экономической модели. Это приговор несправедливости, которая, как учит нас история, возможна при любом экономическом устройстве. Во все времена существовало множество примеров алчности, стяжательства, хищений, неправедного распределения плодов труда. И, напротив, исторический опыт свидетельствует, что справедливое отношение к плодам человеческой деятельности, жертвенное служение ближним возможны даже тогда, когда социально-экономический контекст эпохи, как кажется, способствует иному. Мы часто забываем, что не только богатство, но и бедность может стать сильным искушением для человека, и то, как человек преодолеет это искушение, зависит от его нравственного состояния, ибо добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое (Лк. 6, 45). Многие русские предприниматели былых времен отличались щедрой благотворительностью и справедливым отношением к работникам, что было следствием их глубокой религиозности. Невозможно преувеличить тот вклад, который внесли Бахрушины, Мамонтовы, Третьяковы и бесчисленное множество других деловых людей в русскую культуру, в разрешение социальных проблем страны, в созидание величия России. Убежден: для этих людей немыслимыми были вероломство, нечестная конкуренция, удержание у наемников заслуженной ими платы, ибо все эти явления, столь знакомые нам сегодня, несовместимы с православной верою, которую наши предки носили в своем сердце.

О ХОЗЯЙСТВОВАНИИ КАК ИСПОЛНЕНИИ БОЖИИХ ЗАПОВЕДЕЙ. Хозяйственная деятельность человека — это исполнение Божией Заповеди, данной нашим прародителям в раю: возделывать и хранить землю (ср.: Быт. 2,15), творчески преображать окружающий мир, становясь сотворцом и соработником Создателя. С другой стороны, необходимость со скорбью питаться от земли во все дни жизни (Быт. 3, 17), в поте лица есть хлеб (Быт. 3,19) стала следствием грехопадения прародителей. Глубокое противоречие между творчеством и борьбой за существование пронизывает собой всю историю человечества. Хозяйственная деятельность не должна быть автономизирована от истинных, вечных нравственных законов. Обольщение деловым успехом и материальными благами ведет к мнимому торжеству рассудка, уделяет человека от Творца, вызывает стремление обустроить жизнь без Бога. Подобные устремления всегда заканчивались плачевно. Попытка построения башни до небес, предпринятая древними жителями Вавилона, стала нарицательным обозначением человеческих усилий, направленных на построение горделивого жизненного уклада, при котором люди якобы не нуждаются в Боге. Да, нам нужно заботиться о своем пропитании, о своих семьях, о достойном уровне жизни. Церковь отнюдь не отрицает важности этого. Но экономическая деятельность приобретает высший смысл, когда забота о себе перестает быть главной, когда она уступает место служению людям. В этом случае труд перестает быть лишь способом добывания средств и становится соработничеством Богу, способствует исполнению Его замысла о мире и человеке.
По словам святителя Иоанна Златоуста, «никто не может достичь чего-либо своим трудом, не сделав в то же время ничего для другого». Иными словами, мы трудимся не только для того, чтобы не обременять других, но и для того, чтобы подавать нуждающимся, заботиться о тех, кто сам не в состоянии заработать себе на жизнь. Только такая мотивация может сделать человеческий труд полноценным, подлинно успешным, приносящим внутреннее удовлетворение и радость.

О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ЭТИКЕ. Православная вера накладывает нравственные ограничения на деятельность любого человека. Жить по совести подчас нелегко, но тот, кто избрал честный путь, осознавая себя одновременно и православным человеком, и предпринимателем, в конечном счете, получит больше пользы, чем стремящиеся к наживе любыми средствами. Будущее именно за честными и ответственными людьми, которым занятия бизнесом не позволяют забыть о моральной ответственности и за свои поступки, и за благо ближнего. В долгосрочной перспективе наиболее успешен будет человек, который трудится на ниве предпринимательства не в ущерб своей душе и душам окружающих людей.
Нет какой-то особой, отдельной православной этики для бизнесмена, отличающейся, например, от этики ученого, водителя или землепашца. В свое время некий богатый юноша подходил к Спасителю, спрашивая его, как спастись. Христос ответил: соблюди заповеди (Мф. 19, 17). Действительно, идти путем спасения невозможно без соблюдения Закона Божия. Этим путем нельзя следовать, не прилагая постоянных усилий — ежедневных, ежечасных. Такого рода духовный труд одинаково важен и для простого рабочего, и для крупного финансиста, и для руководителя производства.
С другой стороны, хотя личная этика, безусловно, остается сердцевиной христианской нравственности, невозможно исключить из духовно-нравственного контекста деловую активность и профессиональные отношения. Нельзя быть христианином только в храме или в собственном доме, а за их дверями жить другой жизнью и руководствоваться иными, чем христианские, принципами.

О ЧЕСТНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ. Совместимы ли предпринимательство и духовность? Не думаю, что деловая жизнь непременно должна сопровождаться нарушением заповеди не укради и тем более заповеди не убий. Да, экономическая обстановка в стране крайне непростая, и все наслышаны о том, сколь велико влияние криминальных методов на сегодняшний российский бизнес. Но кончится это только тогда, когда наступит режим наибольшего благоприятствования для честного предпринимательства, верного христианским или хотя бы естественным нормам нравственности. Убежден, что это возможно и необходимо. Православная Церковь знает немало примеров, когда предприниматели окормлялись в Церкви, прибегали к духовному руководству ее пастырей. Мы знаем из русской истории, что христианские нравственные принципы были не на словах, а на деле основой работы многих и многих отечественных деловых людей. Они предпочитали получению немедленной прибыли годы деятельности, сочетающие экономическую эффективность с заботой о работнике, с хранением чести и долга, с попечением о «сирых и убогих». Опыт не только России, но и всего мира свидетельствует, что именно такой подход к предпринимательству обеспечивает стабильный результат, а легкие и нечестные деньги быстро теряются. В нынешней России, где традиция предпринимательства была прервана, это только начинают понимать. И Церковь, как и в былые времена, должна оказать новому русскому предпринимателю духовную помощь, содействуя его моральному становлению.

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ХРИСТИАНИНА-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ. Любой труд благословен Богом, если он идет на благо людей. Труд предпринимателя — не исключение. Однако надо вспомнить, что в современном мире получила развитие целая индустрия, направленная на эксплуатацию пороков, таких как наркомания, пьянство, блуд. Церковь свидетельствует о греховности подобных занятий, поскольку они развращают и работающих в этой сфере, и тех, кто является потребителями «услуг». Самый тяжкий грех лежит на организаторах «индустрии порока». Церковь никогда и ни при каких обстоятельствах не может благословить их деятельность. Напротив, она призывает таких людей одуматься и принести Богу покаяние. На современных русских предпринимателях лежит большая ответственность. От них во многом зависит, как все мы будем жить, хватит ли у нас сил и средств для того, чтобы наша страна имела достойное будущее.

ОБ ОБЩЕСТВЕННОЙ СОЛИДАРНОСТИ. Церковь призывает к справедливому распределению плодов труда и одновременно — к помощи обездоленным, к защите безгласных и бессильных. Слишком многие люди в современном мире оказываются выброшенными на обочину жизни, причем часто не по своей вине. Трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся, — говорит Апостол Павел (Еф. 4, 28). Сейчас нужно говорить не столько об изменении взглядов отдельных социальных групп, в том числе делового сообщества, сколько вообще об изменении нашего отношения к своей стране. Патриотизм православного христианина должен быть не набором слов и лозунгов, но основой реальных дел, действительной заботы об устроении народной жизни. Патриотичность общества во многом зависит от социальной направленности предпринимательства. Деловое сословие — наиболее активная и преуспевающая часть народа — должно показать добрый пример благотворительности, помощи нуждающимся. Это будет способствовать снижению напряженности, укреплению авторитета власти и самих деловых кругов. Ведь богатый призван поддержать бедного, здоровый — больного, трудоспособный — престарелого. Когда простой человек почувствует себя защищенным в настоящем, когда он уверится в спокойном и достойном будущем, — наше государство станет справедливым и гармоничным, а люди будут с достоинством ощущать себя россиянами.

О СПРАВЕДЛИВОЙ ОПЛАТЕ ТРУДА. Работающий вправе пользоваться плодами своего труда: Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? (1 Кор. 9, 7). Кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое (1 Кор. 9, 10). Церковь учит, что отказ в оплате честного труда является не только преступлением против человека, но и грехом перед Богом. Священное Писание говорит: Не обижай наемника… в тот же день отдай плату его… чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха (Втор. 24, 14—15). Горе тому, кто… заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его (Иер. 22,13). Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа (Иак. 5, 4).

ОБ ЭТИЧЕСКИХ НОРМАХ В СРЕДЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ. Сегодня моральная атмосфера в деловом сообществе улучшилась, этические нормы стали всерьез приниматься во внимание многими бизнесменами. Это радует и вселяет надежду. Сегодня модно говорить, что вера является личным, «интимным» делом. Но если мы не будем подтверждать свою веру делами, то она станет пустой, мертвой. Вера без дел мертва — говорит святой апостол Иаков. (Иак. 2, 20). Пусть же и деятельность предпринимателей будет продолжением веры.
Немало из них стали глубоко верующими людьми, начали соблюдать в быту церковные предписания. Отрадно видеть, что многие состоятельные люди, принадлежащие, как сейчас принято говорить, к бизнес-элите, стараются помогать Церкви в деле духовного возрождения Отечества, жертвуют на строительство и реставрацию храмов и монастырей, творят дела милосердия.
Но не следует забывать слов Спасителя: милости хочу, а не жертвы (Мф. 9, 13). Многие русские предприниматели прошлого отличались щедрой благотворительностью и справедливым отношением к работникам, что было следствием глубокой религиозности. Убежден, что подлинное возрождение и нашего национального хозяйства совершится именно тогда, когда деловое сообщество сделает одной из главных своих целей служение ближним, в том числе, через активную поддержку церковных социальных программ.

О СОРАБОТНИЧЕСТВЕ ГОСПОДУ. Хозяйственная деятельность не должна отделяться от истинных и вечных нравственных законов. В этом суть этики любого предпринимателя, если он в действительности является христианином, к какой бы конфессии он ни принадлежал. Зачастую обольщение деловым успехом и материальными благами ведет к видимому торжеству человека, в то время как его душа все больше удаляется от Творца. Именно подобные устремления сейчас, как правило, ассоциируются с «протестантской этикой» в интерпретации Макса Вебера, которую сами современные протестанты, к слову сказать, во многом не разделяют. С христианской точки зрения предпринимательская деятельность, как и всякий труд, сама по себе не является безусловной ценностью. Она ценна, когда являет собой соработничество Господу, способствует исполнению Божественного замысла о мире и человеке. Если же эта деятельность направлена на служение эгоистическим интересам личности, на удовлетворение греховных потребностей духа и плоти, то она по сути своей разрушительна, даже если приносит временные земные блага. Позиция Русской Православной Церкви по данному вопросу обозначена, в частности, в Основах ее социальной концепции, принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году. В этом документе сказано, что экономическая этика должна базироваться на двух основных принципах: понимании того, что материальные блага сами по себе не могут сделать человека счастливым, и представлении о нравственных побуждениях к экономической деятельности: трудиться, чтобы питаться самому, никого не отягощая, и трудиться, чтобы подавать нуждающемуся.
Предпринимательская деятельность не должна сводиться к погоне за богатством, которая пагубно отражается на духовном состоянии человека и способна привести к нравственной деградации личности. Господь Иисус Христос предупреждает: берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. (Лк. 12, 15).

О КРИТЕРИЯХ БЛАГОПОЛУЧИЯ. Сегодня критерием хорошей жизни нередко считают материальное благосостояние. Для многих являются источником оптимизма научно-технические достижения, которые якобы смогут бесконечно поддерживать комфорт и достаток. Но, говоря об улучшении жизни, я имею ввиду не только ее материальную сторону, но отношения между людьми, их творческую активность, характер и мотивы поступков, а главное — веру, любовь, нравственную чуткость, словом, все то, что выражает состояние человеческой души. На мой взгляд, качество жизни по-настоящему определяется отпущением ее полноты и осознанием ее смысла.
Но и то, и другое немыслимо без Бога, без Его водительства, без устремленности к Его Небесному Царству. Мы помним слова Господа Иисуса Христа: Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную (Ин. 6, 47). Всему нашему народу искренне желаю, чтобы его сыны и дочери открыли для себя непреходящую красоту и радость жизни во Христе, Который укажет им путь к нравственному совершенству и поможет обустроить все необходимые житейские дела. Ведь Он сказал: не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? …Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (МФ.6. 31,33).

О ТЕЛЕСНОМ И ДУХОВНОМ ЗДОРОВЬЕ. Возможно это высказывание покажется кому-то слишком резким, но поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного с православной точки зрения не является подлинной ценностью. Господь Иисус Христос, проповедуя словом и делом, врачевал людей, заботясь не только об их теле, но и о душе, а в итоге — о целостном составе личности. Христиане — и священники и миряне, — сталкиваясь со страданиями и смертью, вызванными неизлечимыми болезнями, помнят о том, что надо положиться на всеблагую волю Божию, и что смысл бытия не ограничивается земной жизнью.

О БОЛЕЗНИ И СТРАДАНИИ. Богу было угодно страдание соделать средством спасения и очищения, которое может быть действенным для каждого, кто переживает его со смирением и доверием к всеблагой воле Божией. По слову святителя Иоанна Златоуста, «кто научился благодарить Бога за свои болезни, тот недалек от святости». Болезнь — это несомненно посещение Божие. Она дает человеку возможность сосредоточенно уединиться в келье своего сердца и поразмыслить о самых серьезных вещах. В болезни Господь нередко указует человеку путь, которым надлежит следовать. Во время недугов и выздоровления сила Божия являет себя в человеческой немощи. Именно через познание нашей собственной слабости Господь открывает нам истинную цену вещей, их значимость в свете вечности, встретиться с которой предстоит всем нам.

О ВРАЧАХ-ХРИСТИАНАХ. Верующий врач, взирая на житие и труды своих великих предшественников — таких, как святой апостол и евангелист Лука, святые целители и бессребреники Косма и Дамиан, Пантелеймон и Ермолай, Сампсон и Диомид, преподобный Агапит, врач безмездный, — вдохновляется подвигом их жертвенной, деятельной, по-настоящему христианской любви, которая побуждала их врачевать недуги людские. Зная о глубокой взаимосвязи здоровья телесного со здоровьем духовным, они прежде всего стремились принести страждущим исцеление души, проповедуя слово Божие и наставляя на спасительный путь покаяния и веры. А успех их врачевания был обусловлен всесильною помощью Господней, которая давалась им в ответ на сердечную молитву, движимую состраданием к болящим.
В чем основный смысл нашей работы в системе здравоохранения? Душепопечение. А это значит — создавать возможность для больных участвовать в Таинствах, создавать молитвенную атмосферу в клиниках, организовывать мирян на оказание пациентам благотворительной помощи. Церковь благословляет православным братствам и сестричествам милосердия нести послушание в клиниках и других учреждениях здравоохранения, а также способствует созданию больничных храмов, церковных и монастырских больниц, дабы медицинская помощь на всех этапах лечения и реабилитации сочеталась с пастырским попечением. Церковь призывает мирян оказывать посильную помощь болящим, покрывать человеческие страдания милующей любовью и заботой.

О ПРАВОСЛАВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ. Надо отметить, что в последнее десятилетие у нас активно формируется медицинская общественность, тесно взаимодействующая с Церковью. Все слышнее голос Московского общества православных врачей. Оно насчитывает несколько десятков постоянных членов – врачей разных специальностей.
Среди них много кандидатов и докторов наук, в его работе принимают участие священники – бывшие врачи. Участники общества периодически посещают больничный храм во имя преп. Димитрия Прилуцкого при клиниках Девичьего Поля, где священниками – членами общества – служатся молебны о здравии больных; был отслужен и молебен вмч. Пантелеймону при его мощах в памятные дни их пребывания в Москве
Учреждаются премии имени святителя Луки (профессора медицины Валентина Войно-Ясенецкого). В частности, в Тамбове такая премия учреждена восемь лет назад. Расширяется Движение православных врачей, которое совместно с Церковно-общественным советом по биоэтике и медико-просветительским центром «Жизнь» проводит ежегодные съезды и конференции. Церковно-общественный совет по биомедицинской этике при Московской Патриархии был создан в январе 1998 года на основании решений православной медицинской общественности, принятых на биомедицинской секции VI Международных Рождественских образовательных чтений. В июле 1998 г. мы благословили деятельность Совета и утвердили его состав. Темы, рассматриваемые Советом: эвтаназия, фетальная терапия, новые репродуктивные технологии, трансплантация, «планирование семьи», генетика, наркология, аборты и др. В совет по биоэтике входят представители православных медицинских организаций, священники-врачи, эксперты по отдельным областям медицины. Главная цель Совета — просветительская работа в области этических оснований современной медицины. Взаимодействие Церкви с системой государственного здравоохранения из области общих благих пожеланий перешло к практическому совместному деланию. Такое сотрудничество – ответ на требование жизни; оно естественно, как сама жизнь.

О НАРКОМАНИИ. В нашей стране, где еще лет двадцать назад о наркотиках знали скорее понаслышке, динамика распространения наркомании выглядит особенно удручающе. Печальная статистика свидетельствует о стремительном росте числа людей, пораженных этим недугом, особенно в среде молодежи. Социально-экономическая нестабильность в России и других странах СНГ, конечно же, является существенным фактором дезориентации людей, способствует развитию беспомощности, неуверенности в будущем, чувства потерянности и отчаяния. Формируется психология одинокого, никому не нужного человека, окруженного враждебным ему миром, защиты от которого он начинает искать в иллюзорном удовлетворении наркотического безумия. Однако тот факт, что и в других, намного более благополучных в материальном отношении странах наркомания также является одной из острых общественных проблем, грозящих в скором времени взорвать само это благополучие, заставляет нас задуматься о глубоком духовном кризисе современного человечества. Ибо страшна жатва скошенных преждевременной смертью молодых жизней, ставших жертвами передозировки наркотиков или погибших от порожденных наркоманией физических и душевных недугов, разрушителен сумрачный мир наркотических грез, в котором утрачивается всякая способность сколько-нибудь полноценно участвовать в реальной жизни, велика угроза здоровью будущих поколений. Разрушая устои общества, наркомания влечет за собой неизбежный рост преступности. Сделавшись рабом пагубной привычки, быстро приводящей к моральной деградации, наркоман готов на все ради получения очередной порции зелья. Зарегистрированы случаи употребления наркотиков девятилетними детьми! Дети и подростки не только сами принимают наркотическую отраву, но и становятся ее активными распространителями. Преступный оборот заправил наркобизнеса, наживающихся на чужом горе и втягивающих в порочный круг все новые души, растет год от года. В ряде регионов мира наркомафия создает фактически параллельные структуры власти. В молодежных кругах формируется особая, «наркотическая» субкультура. Молодым людям навязывается стереотип поведения, включающее употребление наркотиков в качестве «нормального» и даже непременного атрибута молодежной дискотеки, концерта модной группы. В явной или скрытой форме в пропаганде наркотиков принимают участие некоторые лица, обладающие значительным влиянием на молодежь, например «звезды» массовой культуры. А иные средства массовой информации охотно помещают материалы, романтизирующие употребление наркотиков и описывающие яркие наркотические приключения молодежных кумиров. Одновременно растет неконтролируемая реклама наркотических средств через компьютерные информационные сети, в общественное сознание внедряется идея о будто бы неизбежной и даже полезной во многих отношениях легализации распространения наркотиков.
Наркомания, постоянно расширяющая свои границы, есть величайшая трагедия современной цивилизации. И нужно сказать, что корни этой трагедии находятся в искажении извечных духовных основ жизни, в религиозной индифферентности современного общества, в отсутствии четких критериев различения добра и зла, правды и лжи, свободы и произвола, в размытости нравственных ориентиров. Как пастырь Церкви Христовой, я считаю своим долгом неустанно напоминать всему обществу: наркомания — это проблема духовная. Без исцеления души от греха трудно всерьез надеяться на прочное избавление от этого недуга. Русская Православная Церковь вместе с деятелями других традиционных религий придает чрезвычайно важное значение проблеме преодоления наркомании и старается вносить свой вклад в борьбу за мир без наркотиков, действуя преимущественно в сфере превентивного антинаркотического воспитания и воздействия на общественное мнение, а также помогая реабилитации лиц, желающих освободиться от наркотической и алкогольной зависимости. Учитывая чрезвычайную важность уврачевания наркомании, наша Церковь учредила орден святого мученика Трифона, которым награждаются лица, наиболее потрудившиеся в этом святом деле.

О СОРАБОТНИЧЕСТВЕ В БОРЬБЕ С НАРКОМАНИЕЙ И АЛКОГОЛИЗМОМ. Православие знает особый тип святости — целители, бессребреники, чудотворцы, — врачи, воспринявшие свое призвание как христианское служение любви, несущей чудо исцеления, которое не может произойти без подлинной сопричастности страданию ближнего. Врачи, одни из немногих, для кого святость является не только призванием, но и профессиональным долгом, ибо в клятве Гиппократа мы читаем: «Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство». Не только как компетентные специалисты, но и как граждане России, врачи возвышают свой голос перед лицом надвигающейся национальной катастрофы — безудержным распространением алкоголизма и наркомании. Причины этих недугов, разрушающих душу и тело, саму личность человека, не исчерпываются психосоматическими аспектами его бытия, но находятся в сфере духа. Наркомания — один из симптомов болезни общества, страшная расплата за идеологию потребления, за утрату нравственных ценностей, за превратно понимаемую свободу. Не только социальная нестабильность, но и духовная опустошенность ведет к бегству наших современников, прежде всего молодежи, в царство наркотических иллюзий от реальности богозданного мира. Часто это бегство от одних идолов, к другим, ибо переживание подлинной реальности открыто лишь человеку, живущему в благодати.
Переживание полноты бытия, преизбытка жизни, невозможно без Христа-Спасителя, который есть путь, и истина и жизнь (Ин 14, 6), поэтому именно сознательное вовлечение страждущих в евхаристическую, общинную жизнь Церкви, которая есть Его Тело, делает реабилитацию и профилактику алкоголизма и наркомании особенно эффективной, сообщая всем медико-социальным мерам подлинно духовную завершенность. Тело, свободное от порабощения греховным страстям и их следствию — болезням, должно служить душе, а душевные силы и способности, преображаясь благодатью Святого Духа, устремляться к конечной цели и предназначению человека — обожению. Всякое истинное врачевание признано стать причастным этому чуду исцеления, совершаемому в Церкви Христовой. Освободить человека от химической зависимости, оставив его рабом иных грехов и страстей, или сделав рабом еще худшей «идеологической» зависимости как поступают сектанты, предлагая свои методы, — это не решение проблемы. Задача в том, чтобы сделать человека свободным в познании истины. Подлинная свобода есть не что иное, как дарованная благодатью возможность творчески реализовать себя как личность, осуществить в себе образ и подобие Божие, а отнюдь не вседозволенность, не свобода комфортно выбрать зло. С этой точки зрения Церковь приветствует адекватные меры, предпринимаемые институтами власти с целью ограничения и обуздания этот зла, подчеркивая, однако, их неизбежную недостаточность. Целостный, системный подход к недугам алкоголизма и наркомании па всех этапах: профилактики, лечения, реабилитации должен основываться на междисциплинарном подходе, и здесь, усилия медиков и пастырей призваны восполнять друг друга. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви — программный документ посвященный отношению Церкви к современным общественно значимым проблемам, принятый на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года, ясно свидетельствует о серьезной пастырской озабоченности Церкви проблемами здоровья нации и проблемами биомедицины. Этим темам посвящено два раздела из шестнадцати, что само по себе говорит о многом. Выражаю надежду, что в своей каждодневной практике, врачи России ощутят потребность обращаться к этому документу в поисках христианского свидетельства, — особенно сейчас, когда с позиций либерального стандарта подвергаются ревизии даже фундаментальные этические принципы медицины. Конструктивный диалог между Церковью и здравоохранением позволяет говорить о реальном творческом соработничестве, которое надлежит развивать в партнерстве со всеми здоровыми силами общества. Только так наши усилия увенчаются плодами, в первую очередь плодами покаяния, ибо без глубокой, внутренней перемены, без обретения подлинных, но некогда утраченных ценностей выздоровление как отдельной личности, так и всего народа — невозможно.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version