Отец Феоктист Смельницкий родился и жил на Украине, про которую Надежда Мандельштам писала, что любой еврей рискнет просить защиты в русской избе (и часто найдет ее), но никогда в украинской хате. Во времена первой революции 1905 года на Украине «еврейский вопрос» обострился до небывало кровавых погромов.
Власти нередко смотрели на это сквозь пальцы, а простые крестьяне и мещане, оправдывая собственные страхи, зависть и ревность, грабежам и убийствам пытались придать вид «борьбы за веру».
Отец Феоктист с большой решимостью выступал против произвола и бездействия властей. За такую активность в феврале 1906 года его, по требованию губернатора, архиерейским указом отстранили от службы и перевели с прихода в никуда: до конца апреля он оставался не у дел. В конце апреля 1906 года отца Феоктиста направили служить в недостроенный храм села Воропаева Остерского уезда до окончания церковного расследования его действий во время революционных событий. Следствие оправдало священника, и он был утвержден настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы села Воропаева.
С тех пор об отце Феоктисте говорили не иначе как с уважением и восторгом – за принципиальность, стойкость и мужество. В 1913 году его перевели в Чернигов и назначили на должность эконома в Черниговской духовной семинарии.
Через несколько лет отца Феоктиста перевели служить в Киев, где в 1917 году прошла целая серия еврейских погромов. Все тогда смещалось в один котел страха и ненависти, люди словно ослепли и перестали различать черное от белого. Революционеры, большевики – убивали, грабили, арестовывали крестьян, горожан, среди которых было много зажиточных людей еврейской национальности.
Но, поскольку среди самих революционеров также было множество местечковых евреев, люди, при смене власти, начинали жестоко расправляться с ни в чем не повинными евреями-крестьянами, ремесленниками, мещанами.
И в таких вот условиях священник отец Феоктист продолжал бороться за справедливость, а главное – за подлинно христианское отношение к человеку, особенно к человеку гонимому. Тяжелее всех воспринималось то, что часть православных не видит ничего «такого» в том, чтобы обобрать до нитки, оставить ни с чем голодных детей «во имя веры».
Сутки напролет отец Феоктист со своей семьей – матушкой и детьми (!) дежурил и защищал жизни еврейских семей, а их дома от мародеров. Не всякий ведь в те времена мог поднять руку на священника. А в его доме скрывалось по нескольку еврейских семей. Более того.
Батюшка ходил по всем киевским тюрьмам и добивался освобождения многих невинных узников. Его супруге Клавдии угрожали и «красные», и «белые», в зависимости от смены власти в городе. Однажды деникинцы заявили: «Мы покажем попу, как спасать жидов и коммунистов, вместо того, чтоб служить благодарственные молебны» (когда власть в городе перешла в их руки).
Сотни заступников, три доносчика
В 1919 году, при наступлении большевиков, погрому подверглось уже жилье самого отца Феоктиста. Батюшка с семьей спасались бегством из Дарницы в Киев, но отца Феоктиста арестовал ЧК. Однако немедленно после его ареста за священника начали ходатайствовать сотни людей, которых не так давно он сам спас от заключения и гибели. Ходатайств, при очень жестком, часто вовсе неразборчивом отношении ЧК к арестованным, было настолько много, что через три месяца отца Феоктиста освободили из-под стражи.
В октябре 1919 года в Воропаевске, где когда-то служил отец Феоктист, освободилось место настоятеля. Прихожане пригласили его к себе. Он с радостью согласился, поехал с матушкой в деревню, а уже подросшие дети остались в Киеве. В то время отец Феоктист стремился быть всегда рядом со своими прихожанами, но бывали моменты, когда он бросал все дела и мчался в Киев с продуктами для своих детей, чтобы спасти их от голода. Священник был хорошим столяром и даже в самые трудные и голодные времена не только содержал своих родных, но и помогал нуждающимся.
В августе 1921 года отца Феоктиста снова арестовали. На этот раз политбюро Остерского уезда Черниговской губернии обвинило отца Феоктиста в контрреволюционной агитации против советской власти. Поводом к аресту послужил донос бывшего диакона Воропаевской церкви и секретаря местного исполкома.
Бывшего диакона еще до приезда отца Феоктиста прихожане выгнали за то, что он был пьяницей с нехорошим поведением. Секретарь исполкома оказался недоволен тем, что отец Феоктист обличил его за недобросовестность, корыстолюбие.
Еще один член сельского комбеда обиделся на отца Феоктиста за то, что тот корил его за избиение своего старого отца.
Революционеры удивились
В Остерской тюрьме у о. Феоктиста «выбивали» признание в контрреволюционном преступлении. Священник отказался принимать пищу и виновным себя не признавал. Жители Воропаева писали коллективные письма-ходатайства с просьбой отпустить отца Феоктиста. Многочисленные ходатайства поступали от дарницких рабочих, чиновников и евреев, которых когда-то спас священник.
Знакомясь с рассказами в ходатайствах, сотрудники Остерского политбюро были поражены тем, скольких политически разных людей спасал батюшка.
Ходатайства подействовали: 13 октября 1921 года священника освободили, а в январе 1922 года уголовное дело по отношению к нему было закрыто «за отсутствием состава преступления». После освобождения отец Феоктист вернулся на приход, однако после пережитого заболел тяжелой формой сыпного тифа. На лечение и восстановление ушло около года.
В 1922 году, во время кампании по изъятию церковных ценностей о. Феоктиста приговорили к лишению свободы условно на год и общественно-принудительным работам.
«Неспособный инвалид» оказался способен на подвиг
В 1936 году храм в Воропаеве был закрыт по приказу властей. Верующие протестовали, но к их мнению никто не прислушивался. Отцу Феоктисту сельская власть велела в кратчайшие сроки покинуть деревню. Священник пытался уговорить председателя сельсовета, чтобы его семье позволили дождаться окончания зимних холодов. Тогда в сельсовете составили донос, и отца Феоктиста в конце марта арестовали.
Спецколлегия облсуда города Чернигова приговорила священника к пяти годам пребывания в исправительно-трудовом лагере. В то время отцу Феоктисту было 62 года, по заключению медкомиссии он был «инвалид, не способный к физическим работам».
10 сентября 1936 года отец Феоктист прибыл в Карлаг НКВД в Казахстане. Через год, в 1937, по разнорядке батюшку обвинили «в злостной антисоветской агитации и контрреволюционной деятельности в лагере» и приговорили к высшей мере наказания расстрелу. Приговор был исполнен в ночь с 3 на 4 октября 1937 года. Отца Феоктиста расстреляли около полуночи и погребли в безвестной могиле.
Священномученик Феоктист был реабилитирован 6 мая 1990 года, а прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.