Православный портал о благотворительности

Внучка всех бабушек

Лиза Олескина: «Нужно менять ситуацию в обществе, чтобы не было принято сдавать своих бабушек в дома престарелых. Это должно быть стыдно»

Студентка филологического факультета МГУ Лиза Олескина четыре года назад организовала благотворительное сообщество «Старость в радость», которое в декабре 2011 года стало фондом. Сейчас волонтеры фонда посещают более 85 домов престарелых по всей России: устраивают старикам концерты, дарят подарки, пишут бумажные письма.

«Лиза – необычный человек, это очень харизматичный лидер, который может за собой повести, – говорит координатор по переписке фонда «Старость в радость», Марина Кочевалова, – Она авторитарна, но авторитарна как-то исподволь, если ей что-то надо – она этого добьется».

Лизе двадцать четыре. У нее длинная коса, которую она заплетает за три минуты. Толстовка, надетая поверх халата. Сидим у нее на кухне. Она кашляет. Ругает себя за то, что заболела и пропускает поездки. Постоянно звонит телефон. Отвечает ласково, как будто все звонящие – близкие друзья. «Ты ешь, ешь», – приговаривает, пододвигая ко мне печенье. Говорит быстро, скороговоркой. Постоянно двигается – то встает, чтобы достать что-то из холодильника, то кипятит чайник.

Она не может сидеть без дела. На даче – копает картошку, полет клубнику, помогает бабушке пересаживать яблоню. Друзья шутят, что если бы она родилась в девятнадцатом веке, то была бы крестьянкой или лидером народнического движения, что-то в этом духе.

«Она летит вперед, и находятся люди, которые увлекаются ее порывом и летят за ней», – говорит Лизина подруга, Настя Скворцова.

В детстве у Лизы было две мечты – стать балериной и учительницей. Балериной не получилось – не взяли в балетное училище. А учительницей стала, правда всего на один год. Вела в коррекционной школе чтение и письмо. Дети были с отклонениями в развитии (аутизм, шизофрения, олигофрения). Половина из них не умели писать. Было трудно. Переживала, что не может быть достаточно строгой. А в июне прошлого года уволилась.

«Я всю жизнь мечтала заниматься любимым делом. И сейчас им занимаюсь», – признается она.

Весь коридор перед ее квартирой завален коробками и пакетами с названиями деревень, в которые их надо отвезти: «Первомайский», «Городня», «Вороново». Даже инвалидное кресло стоит.

«Мы с Лизой познакомились на рождественском обеде для бездомных в 2007 году, эти обеды ежегодно устраивает движение «Друзья на улице». За каждым столом вместе с бездомными сидели по одному – по два волонтера. Мы с Лизой были за одним столом. Рядом с ней сидел мужчина, от которого шел такой запах, что у меня аж глаза резало. Когда обед закончился, Лиза подошла ко мне и сказала: «Ой, бедный дедушка, от него немножечко пахнет, наверное, он очень болен», – вспоминает Марина Кочевалова.

В детстве Лиза строила домики для зверьков и представляла, что они туда придут греться. А как-то летом прикормила конфетами ос, положила на землю карамель. Налетел целый рой. Она радовалась до тех пор, пока не пришла бабушка и не отругала ее. А еще она прикармливала муравьев: раскладывала хлеб по всему дому. Муравьев после этого выводили лет пять.

Один раз, когда Лизу не повели в музыкальную школу, она устроила родителям скандал. Занятия очень нравились, особенно, аккордеон.

«Лиза разослала по благотворительным сообществам предложение съездить девятого мая в Раменский дом ветеранов. Мы съездили, и с тех пор начали ездить туда регулярно» – рассказывает Марина.

Вспоминается одна поездка. Мы прибыли ночью на станцию, было темно, спрыгивали с вагона в снег (поезд не доехал до платформы), скидывали вещи, в том числе, Лизин аккордеон. А потом гуляли по ночной деревне, валялись в снегу. Утром, когда у всех слипались глаза, Лиза достала из чехла аккордеон и сказала: «Давайте репетировать».

Ее нельзя назвать современной: она не ходит на выставки, почти не бывает в кино, не засиживается часами в кафе. Она просто делает свое дело.

Один раз с нами уехал парень, который помог Лизе донести тяжелые сумки до электрички. В итоге пел песни со всеми, загадывал старикам загадки, танцевал вместе с бабушками.

Лиза окончила филфак МГУ, занималась детской литературой XVIII века. Много училась, допоздна засиживалась в библиотеке. Однокурсники думали, что уйдет с головой в науку.

Звонит телефон. Лиза поднимает трубку. Посреди разговора слышу: «Ты разговариваешь с генеральным директором благотворительного фонда помощи инвалидам и пожилым людям, «Старость в радость». Да, это я», – смеется.

Два года назад участники фонда выпустили книгу «Двадцать историй – двадцать жизней». В ней – истории жизни двадцати бабушек. Большинство историй записала Лиза. Тираж был небольшой – пятьсот экземпляров. Почти все книги раздали благотворителям.

«Это люди со сложившейся судьбой, прожитой, интересной, у них за спиной другая эпоха. Они целостные личности, не маленькие дети, у которых все впереди. У них уже все было. Важно, чтобы они чувствовали, что это есть, что это нужно», – говорит Лиза про своих подопечных.

Родных бабушек тоже не забывает, ездит к ним каждую неделю: к одной – на электричке, к другой – на метро.

«Нужно менять ситуацию в обществе, чтобы не было принято сдавать своих бабушек в дома престарелых. Это должно быть стыдно. У многих бабушек есть дети в Москве, даже на больших должностях», – добавляет она.

Иногда Лиза говорит о паломнических поездках, в которых хочет побывать. И даже не догадывается, что каждые выходные совершает паломнические поездки. С коробками памперсов, пастилой, конфетами, аккордеоном.

У участников фонда есть мечта: пригласить в дома престарелых баянистов, гитаристов, гармонистов, чтобы они занимались со стариками. А также волонтеров, которые бы устраивали для них мастер-классы, лепили и рисовали. Идей много, но пока у фонда совсем другие заботы: то машину найти, то памперсы, то памперсы, то машину.

В фонде официально работают три человека. Все остальные – добровольцы.

«Мы никаких планов не строим, все развивается само, Дай Бог, будет дальше развиваться» – говорит Лиза.

По дороге домой вспоминаю наши волонтерские поездки, Лизу с аккордеоном, и десяток стариков в халатах и тапочках. Лиза поет: «Пора в путь-дорогу». И кто-нибудь из бабушек подхватывает «Дорогу дальнюю, дальнюю, дальнюю…».

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version