Хоумскулинг, семейное альтернативное образование – все эти термины означают одно: ребенок не входит каждый день в класс, чтобы сидеть за партой. У него нет портфеля, и 1 сентября он не стоит на линейке с букетом цветов.
Вместо этого образованием занимаются его родители, репетиторы и сам ученик – по интернету и с учебниками. Никаких медицинских оснований для того, чтобы не ходить в школу, у хоумскулера нет – просто родителям кажется, что так удобнее/правильнее/комфортнее.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года учиться вне школы ребенку дозволяет. Но раз в год он должен сдавать необходимые экзамены, а также в положенный срок ГИА и ЕГЭ. Школа, к которой прикрепляется хоумскулер для сдачи экзаменов, может быть как районной, так и частной, – важно лишь, чтобы у этого учреждения была лицензия на образовательную деятельность.
Мы говорим с родителями хоумскулеров о том, как маме понять – а справится ли она и как найти ресурс, чтобы учить собственного ребенка?
«Моя цель – научить сына учиться»
Анна Кропоткина по образованию учитель истории, и решение о том, что ее старший сын Алеша не пойдет в школу, она приняла достаточно легко: мальчик не ходил в детский сад, мама в игровой форме осваивала с ним математику, чтение и письмо.
К моменту, когда надо было определяться с образовательным маршрутом, Анна поняла, что стандартная 11-летка пока не для них. «Алеша немного медлительный – ему нужно время, чтобы осмыслить новую информацию. А учитель не будет его ждать, ведь в классе 30 человек», – объясняет Анна. Взвесив все «за» и «против», они с мужем решили выбрать семейное обучение.
В первый класс Алеша начался в октябре 2017 года. Мама записала мальчика в одну из столичных частных школ, готовых поддержать формат хоумскулинга. Можно было бы остаться и в районной, по прописке, но Анна рассудила, что проще будет получать образование там, где уже знакомы с таким подходом.
Постоянно рядом с сыном Анна не сидит – их день, как мозаика, состоит из небольших дел.
Сначала мама объясняет сыну новый материал, а затем дает возможность работать самостоятельно.
«Режим дня у нас такой: встаем около 9 утра, и с 9:30 до 12 занятия с небольшими переменками – поиграть, побегать, перекусить. Пока Алеша учится, по возможности отвлекаю младших – у меня еще две дочки, 4 и 1,5 года. После обед и тихий час, потом мы можем доделывать домашнюю работу, что-то читать, обсуждать или смотреть образовательные фильмы.
В день мы берем для изучения не больше двух предметов – скажем, сегодня это русский и чтение. Сначала мы пробовали заниматься по-школьному –3-4 предмета ежедневно, но скоро я поняла, что удобнее сосредоточиться на одной или двух темах, но проработать их основательно».
Главная цель Анны – дать ребенку ту самую «удочку», с помощью которой он сам сможет добывать знания.
«Моя задача – до конца начальной школы научить ребенка учиться самостоятельно: распределять материал, готовиться к аттестации, планировать время, оценивать свои ресурсы. Сейчас это сложно, потому что он еще маленький, поэтому многое мы делаем вместе. Но я стараюсь постепенно передавать ему часть контролирующих функций: например, Алеша ведет дневник, где записывает задания и предметы по дням недели».
Экзамены за первый класс мальчик сдал успешно – по всем предметам зачет. Оценки начинаются со второго класса, и теперь уже будет не одна – финальная, а две аттестации, осенью и весной. Сдавать их можно будет полностью удаленно: нужен только компьютер, с помощью которого ребенок проходит тесты онлайн и пересылает сканы страничек, написанных от руки. Такой подход, кстати, здорово экономит время и не привязывает семью по территориальному признаку – скажем, зиму можно проводить в теплых краях.
Анна пока что справляется с обязанностями мамы и педагога, но в настоящий момент пребывает в поиске репетитора по английскому языку – это тот предмет, в котором она, увы, не сильна. О том, останется ли Алеша дома до 11 класса, или пойдет в школу, она говорит осторожно.
«Я не отказываюсь от школы совсем, хотя у меня есть желание продолжать самой заниматься с сыном до 11 класса. Меня не пугают физика и химия, потому что сейчас полно видео и курсов в интернете. Было бы желание, а возможности найдутся!».
«Я не против школы, просто всему свое время»
Семья москвички Татьяны Хрущевой практикует домашнее обучение достаточно давно. Первой была старшая дочь Аня – после 9 класса она приняла решение уйти из школы, чтобы сосредоточиться «на поисках себя».
«Аня сказала, что в школе слишком много времени тратит на пустяки, а на то, что ей интересно, времени не хватает». В результате девочка решила готовиться к ЕГЭ по английскому языку, а «неважные» предметы прошла удаленно, записавшись с помощью онлайн-платформы «Экстерн-офис». В свое время этот проект была пионером интернет-образования и собирала учеников со всей России. Формально ребята прикреплялись к школе в Новосибирске, где базируется организация, реально – учились по интернету.
Освободившееся время девушка тратила не только на занятия с репетиторами, но и хобби. Перестала болеть, хотя до этого регулярно имела достаточно серьезные ЛОР-проблемы.
Мама говорит, что не вмешивалась в образование дочери совсем, и результат превзошел ожидания – по английскому и русскому Аня получила 96 баллов.
Средний сын Татьяны, Константин, стал хоумскулером в четвертом классе. «В районной школе к тому времени на меня начали давить: «Вы не сдадите ЕГЭ». При этом качество образования оставляло желать лучшего – объяснять непонятные темы все равно приходилось мне, а не педагогу. Я подумала: если я и так учу своего ребенка, есть ли смысл ходить в школу? Предложила Косте перейти на семейное обучение, и он согласился», – объясняет Татьяна.
Костя также обучался по программе «Экстерн-офиса» и сдавал все предметы удаленно. Так он отучился часть четвертого, пятый и шестой класс. Мама активно помогала в организации процесса. Татьяне было не трудно – она математик, навыки педагогики также есть – женщина ведет тематический кружок для детей. С программой средней школой вместе с сыном они справлялись легко, оставалось даже время на занятия гитарой, на прогулки.
Но к шестому классу Костя понял, что ему не хватает компании. «Он у меня очень тусовочный. А когда стал подростком, ему стало не нравиться, что я довольно много занимаюсь организацией его учебы.
От моего контроля он хотел избавиться, но при этом чувствовал, что один справляться не сможет. И сам предложил вернуться в школу».
В этом Татьяна тоже видит элемент зрелости – трезво оценивать свои возможности, просить помощи, принимать решения. С поступлением в обычную школу она немного ослабила родительский контроль, чтобы Костя понял, на что он действительно способен.
За спиной остался седьмой класс, сегодня парень уже в восьмом. «Я была готова к тому, что он будет учиться хуже, чем он учился дома. Недавно сказала ему: мне кажется, что ты сейчас тратишь времени на уроки больше, а качество стало хуже. Он ответил, что в целом он согласен, но обратно на домашнее обучение не хочет».
Своего младшего ребенка, 6-летнюю Сашу, Татьяна готовит к семейному образованию заранее. Теперь она убеждена, что по крайней мере материал начальной школы стоит проходить вне стен.
«Я не считаю, что школа – это ужас. Просто есть разные возможности. Какое-то время можно поучиться дома, потом вернуться в школу, потом опять уйти в свободное плавание».
«На это надо жизнь положить»
У москвички Виктории Бородиной и ее 14-летнего сына Дмитрия опыт с семейным обучением неоднозначный. Поступив в обычную школу, в третьем классе мальчик заявил, что устал от школы и больше туда не пойдет. Решение о хоумскулинге оказалось спасительным.
В качестве базовой Виктория выбрала все тот же «Экстерн-офис» – здесь, поясняет она, все заранее продумано, и вмешательство родителя в учебный процесс минимальное. Ребенок занимается по интернету, через скайп сдает зачеты и экзамены. Так Дима проучился половину третьего и весь четвертый класс и закончил начальную школу на «4» и «5».
Но затем перед семьей резко встал вопрос социализации. «Меня смущало, что у сына очень мало общения с людьми, – объясняет Виктория, – стало ясно, что Дима склонен к «одичанию», уходу в себя. Другие дети добирают социализацию на кружках, секциях, но мой ребенок – нет.
Еще до школы меня предупреждал психолог, что семейное обучение может сделать из него, как она выразилась, «социального инвалида».
После опыта с полностью заочной формой обучения Виктория выбрала компромиссный вариант. В пятом классе Дима пошел в «Центр семейного образования» Игоря Чапковского. Это смешанная форма обучения: большую часть ученики проводят дома и осваивают все сами, а один день в неделю встречаются в школе.
«Там было и общение, и хорошие учителя. Смущало одно – слишком уж размытая и облегченная программа. Меня это напугало: я думала, что мы сильно отстанем, и когда к старшей школе, возможно, придется поступать в хороший лицей, чтобы готовиться к вузу, нас просто никуда не возьмут», – говорит взволнованная мама.
Быть самой педагогом для собственного ребенка тоже не всегда удавалось: Виктория признает, что не хватало банального терпения.
«Стала думать: что же нам делать дальше? Мы сели с Димой заниматься, что-то пошло не так. Я раздражалась, кричала на него, а потом вдруг остановилась и задумалась: ведь по мере перехода из класса в класс материал будет только усложняться, а я уже «не тяну». Будет ли польза в этом семейном обучении?
Поговорила со своим духовником, и он сказал так: у меня жена тоже занималась семейным образованием наших детей, и на это надо жизнь положить. И если ты не можешь, то лучше пусть он пойдет в православную школу».
Так Дима вернулся в школу. Виктория признается, что первые два года там дались им с большим трудом, в пятом и в шестом классе парень учился на тройки. Но к седьмому классу ситуация постепенно выровнялась.
«Успешным такое обучение может быть только тогда, когда родитель этим готов заниматься. Если бы у меня было достаточно сил и ресурсов, я бы, может быть, продолжила, как это делают многие мои друзья.
Главное здесь – иметь превосходные организаторские способности, узнавать о разных вариантах, исследовать рынок, примерять это к своему ребенку.
Если соразмерить свои возможности – финансовые, моральные и временные, взвесить способности ребенка, тогда найдется вариант», – рассуждает Виктория.
Особое мнение
Ирина Лукьянова, писатель, педагог школы «Интеллектуал»:
– Как у педагога, у меня не очень большой опыт общения с детьми, ушедшими на семейное обучение. В основном это старшеклассники, выбирающие такую форму подготовки к ЕГЭ и поступлению в вуз. И это понятно: нагрузка так велика, что приходится экономить время и силы, распределять их в соответствии со своими приоритетами.
Когда же речь идет об учениках младшей и средней школы, мне думается, что многие родители руководствуются своим личным печальным опытом. Мысль о том, что я сейчас своего милого ребенка отдам куда-то, где его научат дрожать, потому что он забыл дома тетрадь, и бояться Марииванны, приводит к тому, что родители решают оставить ребенка дома и сказать: гори оно все синим пламенем, научим всему сами.
Отдельная история – когда родитель постоянно выслушивает тирады про неуспешность своего ребенка, жалобы на него. А когда еще учитель, вместо того, чтобы преподавать, ругает детей все 45 минут, и родителю дома приходится объяснять материал заново, вывод напрашивается сам собой.
Если родители действительно готовы этим заниматься и могут правильно выстроить программу занятий со своим ребенком, определить для него личную образовательную траекторию, иногда получается очень хорошо: занятия организуются творчески, потребности и интересы ребенка учитываются, при этом у него экономится время (когда класс большой, у учителя может много времени уходить на дисциплинарные моменты, например).
С другой стороны, иногда получается и не очень хорошо, потому что семейное обучение, да и любое обучение в принципе требует очень строгой системности.
И дать детям серьезные фундаментальные представления – такую базу, на которую ложится дальнейшее образование, родители часто не в состоянии – и ребенок оказывается подготовлен по каким-то предметам или слабо, или очень средне (но это, разумеется, и в школе так бывает).
А еще это требует колоссальной организованности и от родителей, и от ребенка. При этом дети – великолепные саботажники и могут очень здорово мотать родителям нервы в этом процессе.
Я несколько раз слышала от родителей детей, которые учатся дома, что самое трудное – это психологическая сторона. И тут даже не всегда помогает образование.
Думаю, многие педагоги со мной согласятся в том, что собственные дети не воспринимали их как учителей в домашней обстановке. Как говорится, сапожник без сапог.
Ну и напоследок маленькое наблюдение. От хорошего директора хорошей московской школы я слышала, что с недавних пор поступать в пятый класс приходят дети, которые получили начальное образование дома. И это всегда чудесные дети: свободные, раскованные, интересные, творческие.
Но не так уж редко их уровень подготовки по базовым предметам – математике или русскому языку – уступает уровню обычного школьника – а иногда там могут быть просто провалы. И это очень обидно: очень хочется такого ребенка взять, потому что клевый ребенок! Но директор говорит: «Мы понимаем, что эти предметы он у нас не потянет».