Подводя итоги 2013 года, мы спрашиваем руководителей благотворительных фондов о том, что уходящий год принес их организации.
Директор фонда «Предание» Владимир Берхин:
2013 год можно назвать годом устойчивого развития. Никаких особых прорывов, обычная планомерная работа. В смысле взаимодействия с государством – тоже ничего нового. Грантов не получили, немного участвовали в работе рабочих групп при Минздраве и горячей линии. Было несколько случаев, когда обращения на горячую линию Минздрава помогали решить проблемы наших подопечных.
Взаимопонимание с государством очень хорошо сложилось во время помощи на Дальнем Востоке, где мы приняли участие в операции «Амур-13». Собрали около 9 миллионов рублей и пока продолжаем работу. Эта работа запомнилась тем, что несколько организаций сотрудничали между собой при очень хорошем отношении государства. Пожалуй, это самое яркое, заметное со стороны событие уходящего года.
А еще в 2013 году мы до некоторой степени начали обеспечивать сами себя. Ежемесячно удается собирать около 200 000 рублей на нужды фонда – содержание серверов, аренда, связь.
– То, что на нужды фонда требуются средства, не все жертвователи понимают?
– Да. Но это тоже постепенно исправляется. Мы объясняем жертвователям, что рубль, вложенный в нашу аренду, – это помощь сразу всем подопечным, то есть фактически – это 10 рублей.
Главное – мы медленно и постепенно, стараясь не отпугнуть жертвователей, переходим от адресной помощи к работе над программами, грантовым проектам, системной помощи.
– А чем можно отпугнуть жертвователей?
– Отпугнуть может резкая смена формата. Например, собирали на конкретных детей – и вдруг начали собирать на «Программу помощи детям с ДЦП», без указания имен и фамилий.
В будущем планируем развивать системную деятельность. Адресная помощь – это хорошо, но она бесперспективна, ибо бесконечна по определению.
Перспективна системная работа, которая ведет либо к смене правил (это о работе с государством и на это я очень надеюсь) либо к серьезным изменениям в головах людей.
Перспективна работа по созданию родительских организаций. Если родители детей с ДЦП объединились, они уже не одиночки, не парии в обществе нормальных людей. Они могут совместно учиться, друг друга поддерживать, да просто делиться опытом. Перспективны программы профилактики социального сиротства и адаптации, поддержка кризисных семей, в том числе приюты для мам, всем этим мы уже начали понемногу заниматься. Хочется еще начать поддержку местных сообществ – этим мы еще не занялись, но очень хотим.
– Все НКО по такому пути идут, или кто-то «зацикливается» на адресной, вещевой помощи?
– Некоторые – зацикливаются. Кроме того, этим занимаются начинающие. Адресная помощь все равно не иссякнет, потому что количество новых организаций постоянно растет. Несмотря на неприятные события, такие как принятие закона об иностранных агентах, ужесточение правил для НКО, помогающих организаций становится только больше. Это происходит потому, что люди все меньше надеются на власти и все больше стремятся решать проблемы самостоятельно. Адресная помощь – «понятное добро», построенное на взаимодействии и согласии людей – последняя ценность, оставшаяся в российском обществе, поэтому она не иссякнет.