В «Апельсине» умеют создавать пары. Эта благотворительная организация собирает замечательные союзы: ребенок, взрослеющий в детском интернате (или молодой человек с инвалидностью) – и его добровольный индивидуальный помощник, ДИП: друг, спутник и защитник. Директор «Апельсина» Ольга Приймак рассказывает о том, почему ДИП – совершенно новая форма волонтерской работы
Директор «Апельсина» Ольга Приймак и ее подопечная.
Фото: Максим Бойков и Светлана Белова.
Новаторство
– Почему вы называете свой проект инновационным? Что в нем нового?
– И сама идея, и ее воплощение. Главная цель нашей деятельности, чтобы у каждого ребёнка и молодого человека с инвалидностью, оставшихся без попечения родителей, проживающего в детском доме или интернате, появился добровольный индивидуальный помощник (ДИП) – для того, чтобы улучшить уровень жизни, и максимально раскрыть, реализовать возможности каждого подопечного.
Все дети очень разные, а дети с нарушения развития тем более. Они очень сильно отличаются друг от друга, у них разные возможности, интересы, способности и желания. Например, для одного подопечного большой победой будет, если он освоит навыки элементарного самообслуживания – научится пользоваться ложкой и горшком и начнет самостоятельно передвигаться, а другому для личного триумфа и раскрытия потенциала нужна социальная адаптация, подготовка к самостоятельной жизни в обществе, получение профессии, и помощь в получении собственного жилья.
Мы помогаем детям и молодым людям с инвалидностью, находящимся в закрытых государственных учреждениях социальной защиты. Находясь внутри таких учреждений, ребята получают психологическую, социальную, педагогическую помощь – но, тем не менее, у них сохраняется потребность в эмоциональном тепле и общении. Участие в проекте «Добровольной Индивидуальной Помощи» позволяет ребёнку или молодому человеку получить необходимую ему дополнительную поддержку, прежде всего за счёт общения и личных отношений с добровольным индивидуальным помощником.
На прогулке.
Фото: Максим Бойков и Светлана Белова.
Принимая личное участие в жизни подопечного, ДИП служит своего рода примером, источником эффективных моделей поведения, которые отсутствуют в казенном окружении ребёнка. Но, главное – он защищает права и интересы ребенка. В настоящее время сложилась ситуация, при которой администрация (директора интернатов) являются единственными возможными представителями недееспособных граждан, проживающих в этих учреждениях. Это влечет прямой конфликт интересов, так как интернат должен предоставлять услуги, и в тоже время их контролировать. Очевидно, что в такой ситуации происходит большое количество нарушений прав проживающих, который носит системный характер. Поэтому присутствие рядом с подростком с ограниченными возможностями свободного от предубеждений, внимательного и юридически грамотного друга, ДИПа – это было бы большой помощью детям и важным нововведением. В сущности, наша команда предлагает инновационную модель помощи детям, взрослеющим в психоневрологических интернатах, которая позволит нивелировать пробелы в нашем законодательстве.
Это – настоящее
– А кто они, ДИПы? Что это за люди, что ими движет? Почему они хотят помогать детям с отклонениями в развитии?
– Мы создаем сеть добровольных помощников, каждый из которых готов взять шефство над ребёнком или молодым человеком, проживающих в интернатах.
Это нелегкая работа, потому что каждый ребёнок или молодой человек с инвалидностью, проживающий в закрытом учреждении, сталкивается с трудностями выживания – это и физические ограничения его тела, и личная неспособность отстаивать свои права в вопросах здоровья, быта, отношений в интернатском сообществе и обществе в целом. Дети нуждаются в наших помощниках. Однако добровольчество бывает очень разным, и каждый человек может найти деятельность, которая подходит именно ему. Я говорю о том, что мы не призываем обязательно всех становиться ДИПами.
Фестиваль «Равные среди равных».
Фото: Максим Бойков и Светлана Белова.
Потенциальные участники «Добровольной Индивидуальной Помощи» – это молодые люди и девушки в возрасте преимущественно от 18 до 30 лет, студенты и молодые специалисты, с активной жизненной позицией, неравнодушные к социальным проблемам.
Но не только дети, которые получили поддержку ДИПа, начинают раскрываться по-новому, но и наши волонтеры тоже получают новые возможности для личностного роста.
В нашей организации мы помогаем добровольцам в раскрытии их потенциала совершенно в разных областях – психологии и педагогике, журналистике, правозащитной деятельности. Каждый, кто к нам приходит, находит своё уникальное место в команде и занимается тем, что ему по душе.
Это интересный проект, это отличная возможность проявить себя, получить практический опыт, положительные характеристики и рекомендательные письма. Все творческие инициативы поддерживаются, и даже самые смелые идеи реализуются. Мы видим, что наша организация работает не только для тех, кто нуждается в помощи, но, не в меньшей степени для тех, кто эту помощь оказывает. Мы создаем действительно живое, дружное сообщество.
– А как происходит подбор пары «ДИП-подопечный»? Сколько в Апельсине таких пар?
– Поскольку Проект предполагает долгосрочное участие волонтера в деле помощи, мы уделяем серьёзное внимание отбору добровольцев. Вообще ДИПом может стать любой человек, достигший возраста 18 лет. Главное, насколько доброволец осознаёт свою мотивацию, и является ли она устойчивой, есть ли у него готовность обучаться в «Школе Шефства» и регулярно участвовать в ДИП-Клубе, принимает ли он условия проекта и готов ли следовать этим правилам. Формирование пар «ДИП – подопечный» начинается со схожести психологических характеристик, увлечений и личных пожеланий «старшего» и «младшего» участников проекта. Помогает в формировании пары координатор – на основе всех данных, полученных о добровольце и подопечном. Сейчас у нас 22 пары.
– А как можно понять, «сработалась» ли пара? Если контакта нет, что делаете в таких случаях – разбиваете пару? Часто ли такое происходит?
– Пока, за 2 года нашей деятельности, ни один ДИП нас не покинул, и нам не приходилось менять или переставлять пары.
В ДИП-Клубе мы регулярно обсуждаем с добровольцами процесса их работу, следим, что бы они соблюдали правила проекта, оцениваем, насколько удачно взаимодействуют ДИП и подопечный.
Песни у костра. Проект «7 счастливых дней».
Фото: Максим Бойков и Светлана Белова.
За весь период участия подопечных в проекте у многих улучшилось эмоциональное состояние, поведение. Благодаря тому, что добровольцы много общаются с ребятами и занимаются с ними – и в творческих мастерских, и развивающими играми, и вывозят детей на выставки, праздники и в театр – у ребят возрастает уверенность в себе и повышается самооценка. В некоторых случаях удаётся достичь улучшения отношений подопечного с персоналом учреждения, в котором он проживает. Подопечные с сохранным интеллектом начинают проявлять интерес к учёбе, повышается их успеваемость. У детей появляются новые друзья, новые интересы и увлечения.
– Что такое школа Шефства в «Апельсине»? Для кого она нужна, кто кого и чему учит?
– В школе можно узнать и особенности самих ребят, и правила выстраивания отношений с подшефным. «Школа Шефства» позволяет ДИПу познакомиться с основами социальной работы, педагогикой, психологией, юриспруденцией, а еще помогает развить личностные качества. Но главный результат обучения – повышение уровня знаний добровольцев и приобретение навыков, необходимых для работы с детьми и молодыми людьми с инвалидностью.
С помощью специальной подготовки, включающей тренинги и семинары, обмен опытом с профессионалами и добровольцами из других стран; социальную, психологическую, и юридическую поддержку добровольцев, ДИПы учатся быть действительно защитником и «голосом» своего подопечного.
А как все начиналось?
– Действительно, придумано и сделано много интересного. А как все начиналось? Как вы сами пришли в благотворительную сферу?
– Я всегда занималась волонтёрской деятельностью, участвовала в молодёжных проектах, и добровольчество для меня стало не просто приятным и полезным времяпрепровождением, но и образом жизни, её смыслом.
В 17 лет я открыла танцевальную студию «Shake» для подростков и молодежи в моем родном городе Петрозаводске (откуда я и приехала в Петербург). Мне важно было не только делиться тем, что я хорошо умею, но и вовлекать ровесников в различную общественную деятельность. «Shake», едва встав на ноги, стал активно участвовать в городской жизни. Сначала это были экологические акции, которые очень вдохновили нас и дали нам ощущение причастности к большому важному делу. И это чувство причастности хотелось испытывать снова и снова.
Мы стали находить применение своим силам уже без массовых акций. Например, ходили в реабилитационный Центр с мешками подарков, которые собирали и приобретали на свои средства, проводили для ребят танцевальные мастер-классы и игры. Со временем всё это приобрело форму проекта «Третья сила», ведь кроме двух сил – добра и зла, существует и третья – это вера. Вера в Бога, в мечту, в чудо. Мы стали давать большие благотворительные концерты в поддержку старинного Храма Святой Троицы в Кончезеро. Потом я поступила в Санкт-Петербургский Университет культуры и искусств, написала проект «Современный танец, как средство воспитания подростков и молодёжи», и решила остаться в Петербурге. Долго не могла себя найти, участвовала в добровольческих движениях, но мне важно было создать что-то своё, и, развивая, развиваться самой. Так совершенно случайно судьба меня познакомила с удивительными людьми.
Я познакомилась с учредителями двух благотворительных организаций СПб – «Перспективы» и «Шаг навстречу», которые работают с детьми и молодыми людьми с инвалидностью. У этих организаций уже более чем десятилетний опыт работы, который доказал важность именно индивидуального подхода к таким ребятам. Так родился проект «Добровольной индивидуальной помощи», который мне и предложили возглавить. Дмитрий Игоревич Чудинов – один из учредителей нашей организации, благотворительностью занимается уже более 13 лет, вместе с ним мы и придумали два года назад «Апельсин», и вместе его развиваем.
О будущем
-Какие ближайшие планы «Апельсина»?
– Основные наши программы, это «Апельсиновый марафон» (он включает в себя разделы «Корпоративная благотворительность» и «Праздник детям»); «Школа Шефства», и наше «Юридическое подразделение».
В рамках программа «Апельсиновый марафон» мы вывозим ребят на городские мероприятия и знакомим их с новыми людьми. Кстати, таким образом, нам по большей части и удается привлечь волонтеров в наш проект.
Про школу Шефства я уже вкратце рассказала, немного расскажу и о нашей новой программе «Юридическое подразделение», которое мы разработали в октябре 2013 г.
В настоящее время сложилась сложная ситуация, при которой дети и молодые люди, проживающие в детских психоневрологических интернатах, лишены права на отстаивание своих прав и интересов. Наши подопечные часто обращаются за правозащитной помощью к своему ДИПу. Также бывают ситуации, при которых ДИП узнаёт о нарушениях прав и интересов подопечных, которые не могут сами защитить себя в силу своих физических, психических или иных особенностей.
ДИПы являются «голосом» подопечных вне стен тех государственных учреждений, в которых взрослеет подросток с особенностями развития, и призваны защищать их интересы.
Однако чаще всего наши добровольцы не является профессиональными юристами, и поэтому мы создали наше «Юридическое подразделение». Мы привлекаем к работе активных, инициативных студентов и выпускников юридических ВУЗов, которые, под руководством опытного юриста в сфере защиты прав и интересов людей с особыми потребностями, развиваются как социально-ориентированные специалисты, и образуют собой группу «Социальные адвокаты». На сегодняшний день 13 человек прошли обучение, и стали нашими «Социальными адвокатами».
А приблизительно в октябре месяце начнется очень важная для нас работа – мы планируем организовать Круглый стол с представителями благотворительных общественных организаций, органов власти (хотим пригласить Комитет по социальной политике, Органы опеки и попечительства), руководителей учреждений социального обслуживания (детских домов и психоневрологических интернатов) по теме: «Признание статуса ДИП (добровольного индивидуального помощника), как официального представителя ребёнка или молодого человека с инвалидностью, проживающего в детском доме интернате или психоневрологическом интернате».
Сейчас, повторюсь, единственным возможным представителем недееспособных граждан, проживающих в детском доме или психоневрологическом интернате, является руководитель этого дома или интерната. Отсюда конфликт интересов и – системные нарушения прав инвалидов. Да, после принятия Конвенции о правах инвалидах, встал вопрос о приведении уровня жизни людей с инвалидностью, проживающих в интернатах, к международным ратифицированным стандартам. Но в настоящее время ситуация далека от идеальной.
Мы хотим предложить решение ситуации, которое можно реализовать уже сейчас, до момента приведения в соответствие всей законодательной базы. Каким образом? А вот именно с помощью института добровольной индивидуальной помощи, и подписания трехстороннего договора между Органами опеки и попечительства, Учреждением социального обслуживания и добровольным индивидуальным помощником (ДИП). Проект трехстороннего договора уже составлен нашими партнёрами СПб БОО «Перспективы» совместно с известным адвокатом Бартеневым Дмитрием Геннадиевичем.
Две мечты
– А так же нам бы очень хотелось в ближайшее время наладить контакты и заключить договора с психоневрологическими интернатами Санкт-Петербурга, где нас очень ждут наши ребята. Они перешли из детского дома, который мы курировали, во «взрослые» учреждения. А не со всеми из них удалось наладить отношения.
Разное отношение к нашему присутствию, к нашей деятельности в разных домах и интернатах. Где-то мы можем навещать наших подросших подопечных, к некоторым «пробиться» сложнее. Нам вроде как удается наладить отношения с одним из интернатов психоневрологических, но заключать договор с нами они не хотят. И это очень печально. Мы недавно организовывали интересное выездное мероприятие «7 счастливых дней» и, к сожалению, не смогли взять туда «наших» недееспособных ребят. Проще было даже взять маленьких детей из детского дома! Индивидуальное шефство требует большой включенности добровольца, это постоянное взаимодействие с интернатом – а если казенное учреждение пока не очень готово предоставлять информацию, или содействовать в решении различных вопросов, или – главное – принимать инициативы волонтёра?
На мой взгляд, для специалистов ПНИ, «хорошие» волонтёры – это те люди, которые в первую очередь должны помогать им самим. Ну, скажем, помыть в интернате окна, постирать, принести-отнести. В лучшем случае – организовать праздник. Но особенность ДИПов в том, что их деятельность не в замещении работы государственных специалистов, а в непосредственное участии в судьбе человека. За которого они переживают, и чьи интересы готовы отстаивать.
Так ребята передают привет волонтерам, которых очень ждут.
Фото: Максим Бойков и Светлана Белова.
Поэтому у благотворительной общественной организации «Апельсин» есть мечта – что бы у каждого ребёнка, подростка, и молодого человека с инвалидностью, проживающего в ДДИ или психоневрологическом интернате, мог появится свой ДИП.
А вторая – чтобы нас пустили ко всем нашим выросшим детям, которые живут теперь во взрослых интернатах, и которые нас очень ждут.