Православный портал о благотворительности

Виртуальный миссионер в 3D-аду

«Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» — сказал ученикам Господь 2000 лет назад. Сейчас на Земле во многих уголках знают Благую Весть о Боге, но появились новые миры и новые твари. Корреспондент отправился с проповедью в другой мир – Мир Варкрафта

«Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» — сказал ученикам Господь 2000 лет назад. Сейчас уже сложно найти уголок на Земле, где не было бы возможности узнать Благую Весть о Боге — но появились новые миры и новые твари. Теперь миссионеры могут проповедовать не только людям, но и оркам, эльфам, драконам и прочим виртуалам. Над теоретическим обоснованием такой миссии работает секретарь ученого совета МДА прот.Павел Великанов; по его совету корреспондент НС отправился с проповедью в другой мир. Мир Варкрафта.

Один день Ивана Ивановича
С девяти утра до пяти вечера Иван Иванович, сисоп (от «системный администратор») в крупной фирме, муж и отец, работает в офисе. С пяти до шести он едет домой. Все это время он думает о предстоящей битве. В семь, плотно поужинав, Иван Иванович включает компьютер и до часу ночи работает орком по кличке «Дед» в мире многопользовательской сетевой игры. Как раз сегодня Дед вместе с 39 товарищами по гильдии собирается атаковать дракона Ониксию в ее логове недалеко от порта-крепости Терамор, что на восточном побережье материка. Дед будет отвлекать внимание дракона от магов и жрецов, пока первые будут посыпать чудовище градом огненных шаров, а вторые — творить защитные и лечебные молитвы. Надо только помнить про драконий хвост, удар которого может отбросить даже закованного в броню по самые глаза Деда на кладку яиц. Вылупившиеся дракончики прорвутся в задние ряды атакующих, после чего дракон легко перебьет всех оставшихся. Примерно так выглядит день геймера (компьютерного игрока). Ну, в выходные немного не так, ведь надо вычитать правило и сходить на службу — если хватит сил вовремя оторваться от монитора.
Пока в Русской Православной Церкви нет однозначной оценки феномена виртуального пространства (как нет пока ни у кого и точного определения — что это вообще такое). Миссионер протодиакон Андрей Кураев (признан в РФ иноагентом) считает, что если мы запретим детям играть в компьютерные игры, то вырастим поколение прислуги (известный футуролог Алан Тоффлер называет таких людей «новыми бедными» — людьми, которые в силу своей отрезанности от источников информации обречены занимать низшие ступени социальной лестницы). Доктор медицинских наук, руководитель реабилитационного центра для наркозависимых, игроманов и жертв тоталитарных сект игумен Анатолий (Берестов) уверен, что в виртуальной реальности нет места Богу, но есть место дьяволу. Есть и третий взгляд: вся техника — это безразличное орудие, которое в руках хорошего человека станет хорошим, в руках плохого — плохим. Секретарь ученого совета МДА протоиерей Павел Великанов уверен, что все три определения неверны. «Если мы говорим, что дети должны жить в виртуальном пространстве, то любой здравомыслящий родитель найдет что возразить. Если мы, наоборот, все виртуальное запрещаем, то тем самым объявляем, что православные ни на что другое не способны, кроме как «поститься, молиться и слушать радио «Радонеж»» (популярная в Интернете дразнилка православных). Определение «нейтральной среды» также неверно, потому что в отличие от традиционных технологий, IT (информационные технологии) самым активным образом вмешиваются в нашу жизнь и меняют ее. Есть литература бульварная, есть литература хорошая, есть литература спасительная, которую полезно читать для души. А есть литература, которую в руки брать нельзя, потому что то, что она произведет в вашем сознании, будет очень трудно потом оттуда выбросить даже посредством многих лет аскетического подвига и борьбы с помыслами. Мне кажется, то же самое ранжирование должно произойти в сфере ай-ти».

Аватара для христианина
Когда в России вышла официальная русская версия игры Lineage2 (вторая по популярности в жанре массовых многопользовательских онлайновых ролевых игр (MMORPG) в России), технические вузы забили тревогу — студенты ушли в игровой запой. Допустима ли проповедь в мире этой игры и множества ей подобных? Насельник Иоанно-Богословского Макаровского монастыря игумен Спиридон (Баландин) , занимающийся миссионерской работой в социальных сетях, считает что да: «Если «Христос… находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Петр. 3, 18-20), то почему нельзя проповедовать в созданных человеком мирах? Весь вопрос в задачах и форме проповеди. Виртуальная реальность предполагает человеческую активность, волевое действие личности в некоем образе, аватаре (от санскр. «низхождение», виртуальный образ игрока в сети). Почему бы этой деятельности не быть христианской? Мне кажется, что основной задачей миссии в искусственной реальности может быть поиск, контакт, налаживание добрых взаимоотношений с зависимыми (а в современных многопользовательских играх сложно найти игрока, который не был бы от них зависим. — К. М.) с последующим выводом этих несчастных обратно в телесность. Вернуть ребенка родителям, мужа семье, заблудшую душу Богу — достойное и правильное занятие. В принципе, возможна организация внутри, скажем, симулятора «Second Life» и ему подобных игр миссионерских «представительств» для свидетельства о Боге и о сотворенном Им мире».

Отец Павел более осторожен в оценках, но и он уверен, что можно попробовать: «Христианство всегда шло от опыта, и опыт подсказывает, что игнорировать это явление мы не можем. Я вам скажу из личного опыта — первым сильным толчком для принятия православной веры для меня послужили протестантские комиксы про Христа — Новый Завет в картинках. Эта примитивная, доступная для сознания, еще чуждого какой бы то ни было религиозности, форма. После этого взяв в руки Евангелия, я сказал — это мое. Но если бы не комиксы — кто знает, может быть, открыв Евангелия, через 2-3 страницы родословий я бы их закрыл и никогда бы больше не открывал. Конечно, это не может быть основной формой миссии. Но это может быть хорошей «затравкой»».

Проповедь ветеранам WoW
Пока православные миссионеры и богословы еще только ломают голову над осмыслением виртуального бытия, пиарщики держат нос по ветру, мгновенно принимая на вооружение новейшие тенденции постиндустриального общества. Так, в 2008 году в многопользовательской игре World of Warcraft (WoW) на одном из серверов сторонники кандидата в президенты США Рона Пола провели предвыборный марш в его поддержку. Событие вызвало широкий резонанс среди игроков — они пока тоже не привыкли, что в игровой мир проникает что-либо из мира реального. Значит, может проникнуть и миссия? Но WoW хоть и представляет интерес в качестве самой популярной ролевой игры в мире, но все же слабо приспособлен для этого: ни видео свое нельзя вставить, ни фотографию, ни храм построить. Даже ссылками меняться очень неудобно — они не открываются по клику. Ограничение намеренное. Как и в казино, откуда убирают все часы и закрывают окна тяжелыми шторами, разработчикам игры просто невыгодно, чтобы в нее проникал солнечный свет из «реала». Игрок должен забыть обо всем, с головой погрузиться в вымышленный мир, ведь за участие в игре он платит совершенно реальные деньги.
По заданию редакции я создал в игре World of Warcraft персонажа по имени Послушник. Послушник организовал «гильдию» (сообщество, куда могут вступить и другие игроки) «Православная миссия», надел поверх доспехов черную накидку с белым крестом и несколько часов провел на площади одной из игровых столиц, примеряя на себя роль уличного проповедника. Увы, большинство игроков просто игнорируют то, что слышат — им надо убивать монстров, зарабатывать деньги, ковать мечи. «Шли бы вы с такими разговорами в отдельный чат, и не мешали бы нормальным людям торговать» или «о, Церковь и WoW хочет захватить» — максимум, что я услышал в свой адрес. Два-три человека вступили в активную дискуссию, отстаивая позиции умеренного скептицизма. Общение происходило в режиме реального времени и с несколькими собеседниками одновременно, чат в WoW не голосовой, все приходится набирать текстом. Правильно, грамотно и взвешенно отвечать всем в таком темпе было практически невозможно — особенно, когда к беседе подключился агрессивно настроенный по отношению к Церкви игрок. Впрочем, нашелся и один апологет. Окончательно отбив о клавиатуру все пальцы, я попрощался со всеми и вышел из игры, оставив их дискутировать друг с другом. Вывод — паладинов 80-го уровня, которые умеют в игре лечить наложением рук и воскрешать мертвых, дискуссией о вере заинтересовать непросто. Все игроки о Христе уже слышали, мнение свое составили и никаких ощутимых результатов за два часа работы наскоком достичь не удастся.

Second Life… во Христе?
Более перспективным для миссии может стать уникальная виртуальная вселенная «Second Life» (вторая жизнь). Ее разработчики разрешили игрокам самим создавать игровое наполнение, импортировать в игру из внешних источников звук, видео и фотографии, зарабатывать в игре настоящие деньги. Все это делает SL больше, чем игрой. Это скорее попытка моделирования реальности, конструктор, из которого каждый может собрать то, что ему нужно. Так Швеция открыла здесь свое посольство, являющееся почти точной копией Шведского дома в Вашингтоне. Визы в страну здесь, конечно, не выдают, но зато регулярно проводят выставки фотографий о Швеции, устраивают кинопоказы, семинары и концерты шведской тематики. А Массачусетский технологический институт и Гарвардский университет используют SL в качестве виртуального лектория. Крупные компании открывают в SL свои представительства, которые используют в маркетинговых целях. Так, заглянув в виртуальное представительство компании Toyota, можно купить игровую копию машины этой компании, примерить на нее различные варианты оборудования и записаться на реальный тест-драйв понравившейся модели у ближайшего дилера. Компания IBM пошла дальше — она использует SL в качестве площадки для проведения семинаров и тренингов. Для этих целей более пяти тысяч сотрудников компании завели себе персонажей в SL. Министерство обороны США планирует в ближайшем будущем открыть в SL военную базу. На базе можно будет научиться водить танк, стрелять из M-16 и прыгать с парашютом. А самое главное, для чего и был затеян весь проект,– связаться с военным рекрутером и узнать адрес ближайшего вербовочного пункта.

Протоиерей Павел Великанов поддерживает связь с членами российского SL сообщества. «Люди, играющие в SL, ждут чтобы там было какое-то присутствие Церкви, чтобы там были священники, которым можно задать вопросы, — утверждает он. — Я не вижу, например, особой проблемы в том, чтобы создать в SL некий виртуальный храм, в котором человеку можно было бы объяснить, что где находится, какая история появления того или иного предмета в храме». SL может быть интересной площадкой для реконструкции богослужений в том виде, который в реальности уже не реализуем. К примеру, византийское богослужение в храме Святой Софии в эпоху Юстиниана. «Или можно привязать происходящее к богослужебному году, чтобы можно было прийти в определенный день, и узнать, как праздновали пасху за 200 лет до пришествия Христа, — размышляет о. Павел — Но для начала надо решить — чего мы хотим от этого присутствия и какое место там будут занимать миссионеры. Это вопросы, на которые у меня пока ответа нет. Виртуальное пространство уже поставило много вопросов и проблем, которые раньше не возникали. Икона в виртуальном пространстве — что это? Образ, знак, символ? Должно ли к ней сохраняться такое же отношение, как и в реальном мире, допустимо ли вообще священное изображение в киберпространстве? Допустима ли исповедь по интернету, как в некоторых ситуациях она допускается по телефону?»


Иг. Спиридон (Баландин) уверен, что проповедовать лучше в тех «мирах», где есть возможность правильно передавать личность миссионера. То есть, где проповедующий о Христе священник виден другим игрокам с бородой и в рясе, а не эльфийкой синего цвета. В WoW такой возможности нет, поэтому проповедник Кирилл Миловидов оказался одновременно рыцарем смерти и магом

Своя игра
В качестве пробного шара отец Павел и созданная им группа энтузиастов начали разработку компьютерной игры, посвященной проблеме теодицеи, то есть наличия зла в сотворенном благим Богом мире. Скорее всего, это будет игра в жанре РПГ. «Мы хотим создать не какой-то воображаемый мир, а реконструировать конкретную эпоху — раннее христианство — рассказывает он. — И представить человека, который постоянно стоит перед выбором. Нелинейный сюжет с множеством финалов покажет игроку, что некоторые из принятых им решений влияют на всю его последующую жизнь. Ситуации будут иметь проекцию на современность, потому что человек и тогда, и сейчас — все тот же. По ходу развития сюжета, игроку будут встречаться представители других конфессий, от них он сможет узнать, что думает, скажем, язычник или новообращенный христианин по поводу той или иной проблемы». Создание игры, которая будет с одной стороны качественной и интересной, с другой — не будет пленять человека, с третьей — будет нести свет христианства, — сложная задача. Но тем интереснее будет попробовать ее решить.
Отец Павел считает, что пришло время не подстраиваться под ситуацию, но самим создавать ее. «В верующем человеке не может не быть объективности действия Божественной благодати. Очевидно, что кроме природной гениальности наших писателей, поэтов, мыслителей, в них было еще веяние Духа, который расставлял все по своим местам таким образом, и в итоге они создавали произведения, которые восхищают людей на протяжении столетий. Очень хочется, чтобы тот же процесс стал происходить и в интернет-пространстве. Чтобы православные рождали такие проекты, такие концепты, на которых будут основываться другие. Если же мы отказываемся от участия в судьбе этого мира, то тем самым мы даем возможность беспрепятственно осуществляться злу. Поэтому мы должны сопротивляться. Но каким образом — это уже вопрос, который я пытаюсь обратить ко всем остальным». Для координации этих усилий создано ЖЖ-сообщество cyber_theology.

Атака церковных клонов
Выдержки из доклада прот.Павла ВЕЛИКАНОВА на Интернет-секции Рождественских чтений-2009
Сегодня виртуальные социальные сети — это точная проекция современного общества и существующих в реальном мире социальных отношений. И то, как позиционируют себя православные, говорит, к сожалению, только об одном: мы не только страшно боимся окружающего нас мира, мы не менее боимся и друг друга. Сегодня надо четко понять, что стремление выделить какой-то особый «православный сегмент сети», куда согнать всех верующих — чтобы они остальным жить не мешали — обращено против Церкви. Это именно то, чего и хочет добиться секуляризованное общество, не допуская свидетельства о Христе ни в школе, ни в университете, ни в средствах массовой информации. Легче всего «застолбить» территорию православным дизайном, православными баннерами, православными аватарами, увидев которые внешний человек сразу поймет — сюда ему лучше не заходить, враждебная территория. Куда сложнее донести основные христианские истины на языке, понятном и доступном для любого посетителя. А ведь сегодня этот язык — совсем не язык Пушкина и Достоевского; более того — это уже и не язык текста, поскольку интернет давно уже не читают, а смотрят. И если уже сегодня, здесь, сейчас, мы не научимся трансляции христианских истин в удобоприемлемый для сообщества формат — аудио, видео, мультимедиа, в том числе и компьютерных игр — очень скоро мы окажемся выброшены за борт современной культуры, или в лучшем случае станем законсервированным музейным экспонатом, «христианским заповедником». Чтобы наметить хотя бы возможные перспективы стратегического планирования, редакция портала «Богослов.Ru» выступила с инициативой создания открытой рабочей группы по развитию и использованию информационных технологий для миссионерской и образовательной деятельности Церкви. Группа предполагается в виде открытого сообщества в нескольких социальных сетях — Вконтакте, Facebook и Одноклассники, причем к участию приглашаются все заинтересованные, вне зависимости от конфессиональной принадлежности или отсутствия таковой. Задача сообщества — творческое осмысление процессов и тенденций в интернет-пространстве с целью создания новых форм для христианской миссии.

Протоиерей Павел Великанов родился в 1971 г. в г. Алма-Ате. В 1988 г. закончил с медалью СШ № 2 г. Кисловодска с углублённым изучением английского языка.
В 1994 г. закончил МДС, в 1998 г. закончил МДА со степенью кандидата богословия, кандидатская диссертация на тему: «Православная оценка влияния технократической цивилизации на внутренний мир современного человека». Доцент МДА, преподаватель Основного Богословия в МДС, секретарь Учёного совета МДАиС, автор еженедельной передачи «Религиозная Энциклопедия » на «Радио России», главный редактор научного богословского портала «Богослов.Ru »

Что такое MMORPG
Массовые многопользовательские онлайновые ролевые игры, или MMORPG (Massively Multiplayer Online Role-playing Game) — это вид компьютерных игр, главным отличием которого является возможность одновременного участия большого количества пользователей (примерно 5000 человек на одном сервере). Средний возраст игроков — 28 лет. Каждый представлен в игровом мире своим виртуальным воплощением-аватарой. Большое количество индивидуальных черт и особенностей, доступных при создании alter-ego, множество путей его игрового «развития», в совокупности дают неповторимый образ. Для расчета возможности персонажа совершить то или иное действие используется математическая модель, описывающая его в числовой форме. Чем больше, скажем, сила персонажа, тем выше его шансы выбить дверь ногой. Игроки проводят по многу часов, раз за разом повторяя одно и то же действие. Выстрелил 100 раз из лука — навык владения луком повысился на один пункт. Более «развитый» персонаж получает преимущество над менее развитым. Мир, по которому перемещаются и взаимодействуют межу собой персонажи игроков, пытается подражать реальности. Это некоторое пространство — область, континент, или планета, которое существует и развивается само по себе. Игру невозможно выключить или поставить на паузу — даже если один игрок отключится от виртуального мира, другие продолжат играть и изменять мир своими действиями. Выиграть невозможно — глобальной цели, конца, у игры нет. Ведь авторы создают игру не для того, чтобы ее «прошли», а для того, чтобы в ней жили и регулярно вносили «за постой» арендную плату. Игровой мир постоянно разрастается.

Кирилл МИЛОВИДОВ

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version