Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Вид на генплан с колокольни

В кадастре сказано, что «эти объекты образуют историческую городскую среду» и «не подлежат уничтожению, но только сохранению». Однако есть план, по которому этот исторический район будет разрушен.
Общине храма и представителям Московской общественности очень хотелось бы выйти с застройщиками на переговоры. Хотелось бы, чтобы застройщики и инвесторы рассмотрели (ну или хотя бы — увидели!) альтернативные варианты застройки

На территории прилегающей к храму Воскресения Христова в Кадашах, планируется строительство элитного офисно-жилого комплекса «Пять столиц». Есть план, и есть исторический район, который по этому плану будет разрушен. Мы предлагаем застройщикам и инвесторам, верующим и атеистам взглянуть на Москву с нашей колокольни — с колокольни Храма Воскресения Христова в Кадашах.

Не имеют ценности, или бесценные?

В документации это место называется «квартал 401». Древний исторический район Москвы, Кадашевская Слобода, занимает почти квартал исторического района Замоскворечья, Заповедную территорию охраны Московского Кремля и входит в список памятников ЮНЕСКО. Он ограничен 1-м, 2-м и 3-м Кадашевскими переулками и улицей Большая Ордынка. 1-й и 2-й Кадашевские переулки — сплошь палаты 17 века, все они имеют статус памятников. А те дома в этом районе, которые не имеют статуса памятника, имеют статус ценного объекта.

Несмотря на все это, постановлением правительства Москвы № 889 от 10.02 в одном пунктов которого говорится о строительстве офисно-жилого комплекса «Пять столиц», фактически дано законное разрешение на осуществление нового строительства в этом историческом районе.


В Кадашовском храме служил святитель Тихон, патриарх Московский, свт. Лука Войно-Ясенецкий. В юности жил неподалеку от храма и посещал его богослужения будущий оптинский старец Никон

Под строительство отведена внутренняя часть квартала, где в 90-е годы ХХ века размещались мебельная фабрика и фабрика концентратов.

После вывода основных производств из центра Москвы здания фабрики были приватизированы и переданы новым владельцам. Теперь о сносе зданий, которые были корпусами фабрик, говорят как о благом деле, утверждая, что хотят разрушить ветхие аварийные дома, которые не представляют никакой ценности.


С колокольни Кадашевского храма видно, как высокий безликий новострой закрывает храм иконы Пресвятой Богородицы Всех скорбящих радость (желтый, посередине). Пример того, что ожидает и храм Воскресения в Кадашах


В 7 метрах от храма – цех. На его месте собираются построить многоэтажный корпус


Прямоугольник внизу – нулевой цикл, фундамент здания. Здесь располагался флигель, но неожиданно сгорел, и вскоре появились строители. По мнению сотрудницы музея Лидии Шестаковой, у современных бизнесменов это отлаженная схема: неожиданный пожар – строители – офисное здание, торговый центр или VIP-жилье. Пока общественность сообразит, что происходит и возмутится, они разводят руками: у нас уже все построено. Но в этом случае далее фундамента дело не пошло. Благодаря протестам прихожан и краеведов строительство было заморожено, а участок передали храму. Теперь здесь планируется возрождение сгоревшего флигеля



Современный вид на исторические дома Кадашевской Слободы охраняемые государством


На снимке – разрушенный бывший дьяконский дом


Брандмауэрная стена (XIX в.) сейчас увита виноградом. В старину такими стенами разграничивали дворы, предохраняя их от распространения пожаров. Остались ли где–нибудь в Москве еще такие стены?
Кроме того, стена является несущей, конструктивной стеной храмового исторического дома (купца Дмитриева). В связи с проектом «Пять столиц» предполагается ее снос


Бизнесмены приступили к укреплению фундамента стены. В результате бетон хлынул в подвал храмового дома. На снимке: представители противной стороны направляются к затопленному бетоном подвалу

Сейчас на этом месте растут цветы и стоят несколько деревянных крестов — в память о древнем погосте, который был обнаружен при этом строительстве. Несмотря на то, что стройка была остановлена, она успела нанести ущерб храму. Недавно было проведено обследование, которое показало, что фундамент храма в плачевном состоянии — частично в аварийном, частично — в граничащем с аварийным. И конечно, строительство, особенно крупномасштабное, в непосредственной близости к храму может привести к катастрофе, храм просто может рухнуть. Несмотря на это меньше чем в 10 метрах от храма собираются строить ресторан японской кухни.




Второй после Кремля
Храм Воскресения передан Церкви сравнительно недавно, по частям – в 2004-м и в 2006-м. До того там был реставрационный центр им.Грабаря, и 12 лет приход размещался в крошечном храме Иова Почаевского, приспособленном под храм из хозяйственной постройки XIX века.

Каждый храм неповторим, но некоторые имеют особый статус, особую историю. Храм Воскресенья Христова в Кадашах — первый храм, построенный в стиле Нарышкинского барокко, и наиболее «полный» представитель этого стиля на сегодняшний момент — появился на рубеже очень важных исторических эпох, в XVII веке. Тогда Кадашевская слобода стала одним из крупнейших торговых и ремесленных центров Замоскворечья. Здесь жили ткачи, швеи, вышивальщицы и другие ремесленники, а также купцы, работавшие для царского двора. Жителей Кадашей царь наделил исключительными льготами. Местные купцы имели возможность торговать с заграницей. О достатке жителей слободы и сейчас можно судить по палатам XVII века, которые и сохранились и по сей день.

Храм Воскресения Христова в Кадашах — центральный замоскворецкий храм. Он занимал особое место в иерархии московских храмов, его колокола начинали звонить вслед за колоколами кремлевских и монастырских соборов. Исторически именно он определял застройку района, представляющего собой единое гармоничное целое. В Москве XVII века самыми высокими зданиями были храмы, высота колокольни Воскресенского храма — 37 метров. Безликие бетонно-стеклянные коробки с запланированной высотой 23-26 метров, совершенно не вписываются в этот заповедный уголок, зато замуруют храм с трех сторон, из бетонной коробки будет виднеться только верхушка креста.




Сопоставление квартала и масштабов предполагаемого строительства

Кости в обмен на пирожки
При храме Воскресения Христова создан приходской краеведческий музей «Кадашевская слобода». Сейчас в музее хранится более 3 тысяч исторических реликвий, из которых около 500 выставлены в экспозиции.


За ограждением – поклонный крест. Автор-исполнитель прихожанин храма и художник Денис Скударь. Голгофу под ним решено соорудить именно из древних исторических московских камней. Эскиз будущего поклонного креста в гостиной церковного домика


Белые камни возле дорожки – это не сад камней. Это исторические блоки белокаменного фундамента домов Кадашевской слободы


Схема застройки и проект, пока так только на бумаге. Но если храм не отстоять, скоро станет в действительности.
На схеме видно, что в границы территории памятника (храма) (прямоугольник красного цвета) вклинивается область сноса и застройки проекта «5 столиц» (желтого цвета). Мало того, что новый объект не только закроет храм-памятник с трех сторон высокими корпусами, но и будет расположен в семи (!) метрах от самого храма


Лидия Александровна Шестакова, сотрудник музея «Кадашевская слобода», вспоминает: «Представители «Торгпродуктсервиса», «Москапстроя» пригласили представителей храма в «Москомнаследие». На собрании церковной стороне во всеуслышание было заявлено: «Так как цех фабрики концентратов выходит на территорию памятника, здесь строительства никакого не будет. Вплоть до того, что готовы отдать этот участок приходу, а тот пусть делает, что пожелает: разобьет скверики, или восстановит исторические домики». Но все было только на словах, когда же представители прихода попросили оформить отказ документально, они хлопнули дверью, пригрозив, что никакого изменения проекта не будет

Схема памятника и коммерческой застройки вблизи него. Границы памятника:
С одной стороны – это брандмауэрная стена, вдоль Кадашевского тупика – церковные постройки, по линии 2-го Кадашевского переулка – историческая стена, часть которой в советское время разрушили для расширения цеха концентратов, и с замыкает периметр 1-й Кадашевский переулок. В 1995 году «Мосархитектуры» по архивным документам и проведенным историческим исследованиям, утвердила эти границы. С ними согласились Главное управление охраны памятников (ныне это Москомнаследие) и Министерство Культуры. Необходимо только поставить точку и утвердить это документом правительства Москвы, но здесь и происходит заминка.
Московские власти, готовясь принять Генеральный план Москвы, декларируют, что при этом будет учитываться мнение москвичей.
Для этого даже устраиваются показательные собрания, куда для обсуждения приглашается столичная общественность. Но вот, прихожане Кадашей не только высказывают мнение, но бьют тревогу, приводят официальные документы, а московские власти остаются глухи.

Как стало известно кадашевцам, переиначенные новые границы с учетом коммерческой застройки вошли в проект Генерального плана реконструкции Москвы


Кремль видно уже толко с колокольни. Но, как видно с колокольни, изменилась не только высотность… Рассказывает сотрудник музея «Кадашевская слобода» Лидия Шестакова: «Мы спасаем, что можем. Вплоть до того, что приносим пирожки рабочим, которые копают траншеи, меняя водопроводные трубы, и умоляем их не выбрасывать предметы, которые им попадаются. Как-то во дворе храма меняли трубы и эти работы вскоре превратились в археологические раскопки, к рабочим присоединились археологи.
В конце работ археологи передали нашему музею небольшую коллекцию монеток 15-16 века.
В котловане нулевого цикла прихожане храма нашли каменные ядра использовавшиеся для метательных машин, времен Минина и Пожарского. А больше всего среди находок было… человеческих костей»


Лидия Шестакова:
— Столько было останков, что до сих пор просеиваем землю и сортируем останки. Сначала мы хотели их захоронить, но вышло по-другому. Когда археологи увидели, с каким благоговением мы эти косточки собираем и храним, они привезли нам останки древних москвичей с погостов из разных районов Москвы, хранившихся на чердаке их организации много лет. А в 2005 году случился пожар Манежа, после которого начались археологические раскопки — был обнаружен фундамент неизвестной никому церкви XII века и захоронения вокруг нее. Часть останков оттуда археологи перевезли к нам сюда в Кадаши, а часть – в Зачатьевский монастырь. Сейчас эти останки вместе с останками монахинь из двух монастырей XVI-XVII века, — Моисеевского и Никитского –хранятся у нас в крипте храма Иова Почаевского, который находится на территории храма Воскресения.

Наша колокольня
Общине храма и представителям Московской общественности очень хотелось бы выйти с застройщиками на переговоры. Хотелось бы, чтобы застройщики и инвесторы рассмотрели (ну или хотя бы — увидели!) альтернативные варианты застройки. Нужно искать компромиссные варианты, которые наверняка возможны. Один из этих проектов выложен на сайте храма.

Лидия Шестакова:
— С нашей колокольни самый красивый вид на Москву с южной строны. На Царев сад, на Болотную площадь, сейчас конечно высотность изменилась…
Тем не мненее, можно увидеть многое.


Прихожане не впервые борются за храм. Реставрационные мастерские им. Грабаря после продолжительных дискуссий съехали в декабре 2004 года. Освободили сначала верхний храм, через год – нижний. Власти предоставили им прекрасный, светлый цех (в два этажа) на улице Радио, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах отец Александр Салтыков их новое помещение ездил освящать.

Тогда все завершилось удачно. Как будет в этот раз?

Алиса ОРЛОВА
Фото Андрея РАДКЕВИЧА

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?