«Мои дочка и внучка – врачи, я знаю их работу»
«В нашем пункте, зимовнике, стоял наблюдательный пост. И на вышке стояла моя подруга детства Маша Жарёнкова. Вдруг она увидела: издали в нашу сторону, к посту, приближаются немецкие автоматчики. Она позвонила командиру роты, он приказал собрать оружие, телефоны, все необходимое, и срочно покидать место. Спускаясь с вышки, она подвернула ногу, и девочки тащили ее на себе. Другая девочка – Тамара Долгова, увидела в окно, что фашист из автомата целится прямо в нее. Но она не растерялась. Она схватила перовые подушки с кровати и закрыла ими окно. Это задержало пули, и она успела убежать», – вспоминает в одном из видео 98-летняя жительница Санкт-Петербурга Зинаида Корнева.
19-летней девушкой она была призвана в Красную Армию в 1942 году. Служила зенитчицей-наводчицей и дошла до Германии, войну закончила в звании старшего сержанта. На фронте встретила своего будущего мужа.
По возвращении в Санкт-Петербург работала учительницей в начальной школе. Была награждена медалями «За оборону Сталинграда», «За боевые заслуги», а также Орденом Отечественной войны II степени.
Но отличилась Корнева не только на военной службе. В начале мая 2020 года женщина приобрела мировую известность благодаря проекту «Истории Зинаиды Корневой», в рамках которого женщина объявила сбор для помощи семьям врачей, скончавшихся от коронавируса.
По ее словам, на акцию по сбору средств ее вдохновил другой ветеран – 100-летний британец Томас Мур, принимавший участие в военных действиях Второй мировой на стороне союзников.
– Мне дети и внуки показали ролик, где был Том Мур. Я посмотрела, мне идея эта очень понравилась, я решила этим вопросом заняться и у нас в России. Мои дочка и внучка – врачи, я знаю их работу. Потом, в своем возрасте я уже много перенесла операций, заболеваний, была связана с врачами, которые меня прекрасно лечили. У меня по возрасту уже жалость к врачам: они могут заразиться и умереть, – говорит Зинаида Корнева.
Мур собрал почти 30 млн фунтов стерлингов ($37 млн) на борьбу с коронавирусом. Британец собирался обойти свой сад на ходунках 100 раз – по числу прожитых лет. Но он так увлекся прогулками, что удвоил результат и сделал 200 кругов. В числе спонсоров его проекта были герцоги Кембриджские – принц Уильям и Кейт Миддлтон.
Примеру Мура и Корневой последовали и другие ветераны Второй мировой. 95-летний Джозеф Хаммонд из Ганы прошел 23 километра и собрал 26 тысяч долларов на индивидуальные средства защиты для медиков из Африки, работающих с больными коронавирусом.
Альфонс Лемполс, 103-летний врач общей практики из Бельгии, планирует до 30 июня пройти марафонскую дистанцию в 42,2 километра, чтобы собрать средства на исследование COVID-19.
Собрано больше половины необходимой суммы
Сейчас Зинаида Корнева почти не выходит из дома. За последний год она перенесла две операции: на шейке бедра и на сердце, поэтому всю техническую работу на себя взяла ее семья: съемку, монтаж видео, выполняют родственники, а соцсетями и сайтом, где можно оформить пожертвования, занимаются друзья.
– Рядом со мной всегда находится внучка Лена. Она мне помогает, съемки делает. А оформляет все это уже в Москве моя правнучка вместе со своим мужем Димой. В основном, конечно, это Димина работа. Ему большое спасибо! – говорит Корнева.
Из 6 млн рублей, которые планировалось собрать, на 13 июля уже получено 4 236 250 руб. Выплаты получили родственники 138 погибших медиков, всего 1 260 000.
Не только семьям врачей, но и водителей, санитарок, фельдшеров, медрегистраторов из разных регионов России: Москвы, Дагестана, Коми, Калининграда, Ярославля, Петропавловска-Камчатского, и других, было переведено по 30 тысяч рублей.
Однако к середине июня количество пожертвований стало значительно снижаться. Если первые дни мая приходило по нескольку сотен тысяч рублей в день, то сейчас – всего по нескольку тысяч. Об этом корреспонденту «Милосердия.ru» рассказал родственник Корневой Дмитрий Панов.
По его словам, раньше никому из членов семьи не доводилось заниматься акциями по сбору денег. Такой опыт у команды проекта, состоящей примерно из 20 человек – членов семьи Корневой, их друзей и просто неравнодушных людей, первый. Однако организовать сам проект удалось благодаря опыту самого Дмитрия в медиапространстве.
– Я раньше жил на Дальнем Востоке, и там с коллегами в 2000-х мы издавали газеты, а с 2008 года у нас там ФМ-радио и региональный телеканал, – говорит Панов.
В поиске врачей, скончавшихся от коронавируса, волонтеры опираются на Список Памяти, социальные сети, контакты с коллегами (больницы, профсоюзы, СМИ). Как такового принципа для отбора персоналий нет, помогают всем по мере обнаружения контактов.
Дочь скончавшейся от коронавируса петербурженки Юлии Ясюлевич Ксения рассказала «Милосердию.ru», что 30 тысяч, которые ей были переведены от проекта «Истории Зинаиды Корневой», стали на сегодняшний день единственными деньгами, которые она получила. Выплаты, положенные от государства, они не может оформить до сих пор из-за путаницы с документами.
– В Фонде Социального страхования сказали, что передали документы в Роспотребнадзор. При этом Роспотребнадзор отрицает их получение. Комиссию еще даже не собирали. Я пока жду, ничего конкретно не делаю, только спрашиваю, как там и что. Странная ситуация, и я не знаю, получу ли я эту выплату или нет. От Зинаиды Корневой компенсация пришла за один день, – рассказала Ясюлевич.
Дмитрий Панов уверен, что проект будет работать до тех пор, пока пандемия коронавируса не закончится.
– Мы конечно же хотим, чтобы пандемия закончилась, и врачи перестали погибать – и тогда мы свернем наш проект. А пока продолжаем. Это решение бабушки Зины.
«Никогда не думала, что я буду блогером»
Чтобы поддерживать интерес к акции, на канале проекта в YouTube регулярно выходят истории Зинаиды Корневой о Великой Отечественной войне, а также ответы на вопросы о войне, коронавирусе и врачах, о себе, и другие, которые ей задают через соцсети.
«В своей жизни я была и бойцом противовоздушной обороны, и учителем, но никогда не думала, что я буду блогером», – иронизирует ветеран в видеообращении к подписчикам.
О Зинаиде Корневой писали не только российские СМИ, но также издания стран Европы, Азии. Значимость акции отметили в ООН.
«Для этих ветеранов Великой Отечественной войны нет сомнений, что победа в борьбе с коронавирусом – это вопрос самоотверженности, взаимной поддержки и времени. Они выиграли самую разрушительную войну своего времени – и теперь они используют этот опыт, чтобы вдохновлять других», – говорится на сайте Организации Объединенных Наций.