Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Весеннее обострение

Послезавтра начинается весна – время, когда почти каждый становится в душе психиатром. И каждый же рискует получить от «коллеги» диагноз: «весеннее обострение»

Послезавтра начинается весна – время, когда почти каждый становится в душе психиатром. И каждый же рискует получить от «коллеги» диагноз при любом неверном шаге и неосторожном слове: «весеннее обострение».

Пора клеить ярлычки

Послезавтра начинается весна. Пора грязи, голубого неба, надвигающегося тепла, неясных мечтаний. А еще – время, когда почти каждый становится в душе психиатром. И каждый же рискует получить от «коллеги» диагноз при любом неверном шаге и неосторожном слове: «весеннее обострение». С одной стороны, так легче. Строго отчитал начальник: весна. Поскандалил с женой: обострение у нее. Больны наши ближние, что с них взять… Ага, раз обострилось, значит, есть чему! Мы всегда подозревали, что наш шеф не просто строг, глядите, люди: пришла весна, он стал несносен. Бедняга просто болен… Щедро раздавая ближним клеймо «обострение», мы не слишком задумываемся, что делаем. Ведь утверждая наличие «обострения» мы тем самым подразумеваем, что ближний наш хронически психически нездоров.

Трудно не вспомнить евангельскую цитату о геенне огненной, которой подлежит каждый, сказавший брату своему: «безумный» (Мф. 5:22).

Да и если мыслить земными категориями: расклейка ярлыков вредит не только тем, кто их несет (это очевидно), но и тем, кто расклеивает. Да-да, живущий в мире клейм, подвергает опасности собственное психическое здоровье. Ведь его окружают не живые люди, а сплошные диагнозы. От такого видения мира часто страдают специалисты в области психического здоровья и прилагают немалые усилия, чтобы избавиться от него. Что же говорить о ситуации, когда ярлыки – самодельные, а раздают их дилетанты?

Их бин устал

Итак, разберемся, что же именно обостряется у нас весной? Прежде всего, все хронические заболевания – телесные, соматические. Перечислять их нет смысла: если есть хроническая хворь, скорее всего, она обострится весной. За зиму организм ослаб, отвык от солнца, от движения, свежего воздуха, он недополучает витаминов… А тут еще – резкие колебания температуры, атмосферного давления. Плохое самочувствие не ходит рука об руку с прекрасным настроением.

Есть такое понятие – «весенняя усталость»: ни на что нет сил, постоянно хочется спать и ничего не делать, все раздражает. Это значит, что ресурсы организма истощены, человек «астенизирован». Чаще всего подвержены такому состоянию представительницы слабого пола. В нем они могут и заплакать – ни с того ни с сего, как кажется, и сорваться, и накричать. Это не обострение, человек здоров. Просто надо отдохнуть и набраться сил, быть может, обратиться к врачу, чтобы тот помог окрепнуть уставшему за зиму организму. Такое состояние мы часто называем депрессией. Так ли это? Может, да, а может, нет. Точно сказать, присутствует ли у плаксивой пациентки депрессивный синдром, может только врач на основании соответствующих тестов.

Хочу в сугроб!

Депрессия и плохое настроение – разные вещи. Последнее весной не редкость. Причин тут, помимо вышеперечисленных, много. Казалось бы, солнышко, пробуждение природы – живи да радуйся. Но это не так просто. Мы, как проснувшиеся медведи, выкарабкивающиеся из берлог, ходим, ничего не понимая по просыпающемуся лесу, с трудом приходя в себя и адаптируясь к новой обстановке. А она требует активности, время сосания лап прошло.

За зиму мы привыкли мыслить будущим: «наступит лето, мы туда, наконец, съездим», «станет потеплее, буду бегать по утрам», «вот будет весна, заведу собаку». А еще впереди маячат призраки дачи с ее посадочными работами; вечно откладываемого ремонта; отпуска, который в этом году хочется, наконец, провести по-человечески. Да и окна на ярком солнышке сразу стали грязными, и генеральная уборка заждалась своего часа, и на кладбище пора ехать, родные могилки в порядок приводить… Жизнь наваливается на нас во всей своей красоте и полноте. Хочется снова укрыться от нее под теплым одеялом, зарыться в сугроб: только не трогайте меня.

Этим состоянием отчасти вызваны и весенние срывы у страдающих алкоголизмом и наркоманией. Возвращаясь к прежним привычкам, они бессознательно пытаются освободиться от обязанностей и ответственностей, которые налагает суматошный весеннее-летний период. Вызывает срывы и смутное желание чего-нибудь-такого-эдакого, и легкая весенняя грусть и особенно… весенняя радость, которую хочется сделать полнее – а способ-то известен лишь один.

Когда качнется маятник

Практически все люди – здоровые люди – подвержены колебаниям настроения. Они могут быть выражены ярко – и тогда это называется циклотимией, или очень ярко – и тогда это называется биполярным аффективным (т.е. связанным с эмоциями, настроением – Е.С.) расстройством. Первое является небольшим отклонением от нормы, второе – болезнью, которую до недавнего времени было принято называть маниакально-депрессивным психозом. Если описывать ее очень упрощенно, то выражается она в чередовании периодов приподнятого (мании) и подавленного (депрессии) настроения. В состоянии мании больной необычайно активен, полон планов, творческих сил, может свернуть (и сворачивает) горы, а также…наломать немало дров, совершая необдуманные, поистине безумные поступки. Депрессия характеризуется заторможенностью всего – мыслей, действий, чувств, наплывом мрачных дум, нежеланием и неспособностью ничего делать, ненавистью к себе и часто – стремлением к самоубийству. Эти стадии могут сменять друг друга регулярно или нет. Смена их может иметь сезонный характер, но необязательно.

Не исключено, что к тому, кто страдал от депрессии осенью, весной придет «маниакал», и он начнет, к примеру, будучи начальником, перекрашивать стены в офисе в розовый цвет, требовать от сотрудников составлять ежедневные отчеты на 50 листах и посылать ему по электронной почте: сам он отправится в кругосветное путешествие, возможно, свадебное. Признайтесь, часто ли вам приходилось сталкиваться с таким поведением? Но именно так (или примерно так, вариантов и форм как у депрессии, так и у мании масса) выглядит обострение болезни. И не исключено, что оно придется на весну.

Так существует ли такая вещь, как весенняя депрессия? Разумеется. Так же, как осенняя, зимняя (что чаще) и летняя (что реже). Иногда аффективное расстройство не является биполярным и состоит, к примеру, лишь из одних депрессий, которые могут быть и сезонно-зависимыми. Чаще всего эти расстройства настроения связаны с недостатком солнца, а механизм их образования часто объясняют действием гормона мелатонина, который регулирует зимнюю спячку у зверей. Поэтому, конечно, самым распространенным их видом является зимняя депрессия, которая прекращается по мере увеличения светового дня. Но нет правил без исключений. Некоторые люди страдают от «черной меланхолии» летом…

Это – серьезно

Кроме аффективных, на свете существует масса других психических расстройств. Обостряются ли они весной? Бывает и так. Ведь это время обострения всех хронических заболеваний, факторы, о которых мы говорили в первой главке, могут повлиять и на течение психических заболеваний – тем или иным образом. Возьмем авитаминоз. Нехватка витамина В-12 – спутанность сознания, депрессия, деменция, а В-1 – болезнь бери-бери, которая проявляется (помимо прочего) эмоциональной нестабильностью, раздражительностью, бредом, тревогой, психоорганическим синдромом… Не очень похоже на расхожее житейское представление об «обострении». Это не просто странное поведение и несносный характер, это серьезные клинические проявления.

Бытует мнение о том, что весна – пора «цветения» шизофрении. Между тем, это самое распространенное психическое заболевание редко бывает периодическим (рекуррентным) и тем более – сезонным. Люди склонны называть неполиткорректным словом «шизик» всех, кто не укладывается в их представление о психическом здоровье – и странно одетых, и сильно возбужденных, и бормочущих что-то себе под нос, и взрывчато-гневных… Но обострение шизофрении, хотя и может сопровождаться всем вышеперечисленным, выглядит иначе, выглядит страшно. Среди симптомов этого заболевания – бред, галлюцинации и многое другое (не тема для популярной колонки)… К счастью, в обычной жизни большинство из нас не имеет возможности наблюдать его воочию, это – прерогатива врачей и санитаров специализированных учреждений.

Все мы – чудики отчасти

Но ведь недаром появилось это устойчивое словосочетание «весеннее обострение». С появлением солнышка и тепла на улицах городов становится гораздо больше чудиков – с этим не поспоришь. Так же, как и с тем, что весной мы все – отчасти чудики. Странный – не значит сумасшедший.

Весной на улице вообще становится больше людей, и эти люди более разнообразны, разноцветны и разнохарактерны, чем спешащая спрятаться от холода, прячущая лица от ветра черно-серая зимняя толпа.

Мы снимаем с себя тяжелую и надоевшую зимнюю одежду, нам хочется обновления – в том числе и внешнего. Мы спешно и порой не слишком обдуманно обновляем гардероб, гонясь за успевшей ускакать на год вперед модой. Нам хочется легкого, яркого, летящего. Нам хочется нового!

Весенние планы, о которых мы говорили в самом начале – это не только лень и страх, но и приятное возбуждение. Весной душа поет, весна – пора свершений. Весной все люди немного молодеют, отступает старость и уныние. Помните: «И даже пень в весенний день?…»

Иногда мы выглядим смешно и странно, а иногда нам даже хочется этого – весна же. Обостряются чувства, желания, обостряется само восприятие жизни, и сама она начинает бурлить вокруг нас с новой энергией.

И это – прекрасно. А главное – совершенно нормально!

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?