Верховье Днепра

Что везли с собой в обозах французы, как святой Меркурий прогнал монголо-татар, сколько раз Петр Барановский спасал монастырь – об этом и многом другом мы узнали, побывав в Смоленске

Что везли с собой в обозах французы, как святой Меркурий прогнал монголо-татар, сколько раз Петр Барановский спасал монастырь – об этом и многом другом мы узнали, побывав в Смоленске.
Еще немного и начнется Светлая седмица, учащиеся православных школ выйдут на Пасхальные каникулы, а у школьников из государственных учебных заведений впереди майские праздники. Будем надеяться, что весна возьмет свое, но даже если погода не будет теплой, это не повод, чтобы отказать себе в удовольствии небольшой весенней семейной поездки. Если города Золотого кольца описаны, маршруты по ним подробнейше составлены, то поездки на запад от Москвы – менее популярны.

Старая Смоленская дорога
Наш путь лежит в древнейший Смоленск – по Минскому шоссе через Кубинку, Дорохово, Можайск, а за истоком Москвы-реки, отмеченным часовней, начинается Смоленская земля. По пути можно посетить  крупнейший монастырь епархии – Свято-Троицкий Болдин (его называют еще Герасимо-Болдинский). Он находится в стороне от шоссе, на 100 километров ближе к Москве, чем Смоленск. Чтобы попасть в монастырь надо свернуть с шоссе в районе населенного пункта Сафоново и держать путь на город Дорогобуж.
От Дорогобужа до монастыря – рукой подать, всего 15 километров, но надо иметь ввиду, что ни одного указателя вам не попадется. Действовать надо наугад, положившись на навигатор и советы местных жителей. Если вам посоветуют ехать в деревню Болдино по мосту, стоит уточнить по какому – их в Дорогобуже два. Кстати, стоит город, как и Смоленск, на Днепре. По дороге в монастырь вы проедете и через старицу (старое русло) Днепра. Дорога будет разбита, бетонные плиты чередуются с грунтовкой, песчаными насыпями и щебенкой, вокруг леса, болота, заброшенные строения и никаких признаков обитаемого человеческого жилья. Прекрасный белокаменный монастырь появится из-за поворота ровно в тот момент, когда надежда увидеть его практически оставит вас.
Монастырь основан преподобным Герасимом в 1530 году и к концу XVI века уже достиг своего расцвета: обитель владела более 80 селами и деревнями, мельницами, охотничьими угодьями, скотными дворами, рыбными ловлями. В это же время на смену построенным вначале деревянным храмам приходят каменные – в 1590-х годах строится пятиглавый Троицкий собор, трапезная палата, колокольня и стены.


История завоеваний
Географическое положение монастыря способствовало тому, что не раз за историю своего существования враги разрушали, занимали и оккупировали его. Во время смуты в 1611 году он был захвачен и разорен поляками, а в 1617-1654 годы, когда дорогобужский край входил в составе Польского королевства, монастырские строения отдали иезуитам. После того, как смоленские земли отошли к Московии, монастырь возродился, но несмотря на покровительство царя Алексея Михайловича и Петра Первого, былого величия не достиг. В 1812 году во время войны с Наполеоном монастырь снова завоеван, французы грабят обитель, а затем превращают ее в тюрьму для пленных русских солдат.
После войны монастырская жизнь продолжилась, но постепенно древняя обитель ветшала. К началу ХХ века Введенская церковь стояла закрытой из-за опасности обрушения. В таком состоянии застал монастырь в 1911 году тогда еще молодой реставратор древнерусского зодчества Петр Дмитриевич Барановский. Сам он был родом из дорогобужского края, родители – местные крестьяне. Герасимо-Болдинский станет первым в большом списке спасенных им от уничтожения и естественного разрушения храмов и монастырей.
После революции Болдин монастырь продолжал действовать, в нем оставались 13 монахов. А в 1921 году Барановский начал реставрацию. Самым надежным способом спасти монастырь от разрушения в то время – организовать в нем музей. В 1923 году Барановскому удалось добиться для Свято-Троицкого монастыря статуса филиала дорогобужского музея. Он и его помощники собирали в монастыре то, что оставалось от разгромленных окрестных храмов. Понимая шаткость своего положения, в 1928-1929 годах Барановский пригласил фотографа Михаила Погодина (внука историка) для документирования монастыря и его коллекции.

В 1929 году музей-монастырь действительно был закрыт и разгромлен; коллекция и большинство погодинских фотографий утрачены. Монахи, директор музея и фотограф Погодин арестованы, самого Барановского тогда не тронули, его посадили три года спустя – в 1933 году. Но несмотря на разгром сами монастырские здания еще стояли. Они были взорваны в 1943 году фашистами –  в отместку за сопротивление местного населения.

Несколько чудес новейшей истории
Когда война закончилась, Петр Барановский снова приехал в монастырь, он обмерил руины и обратил внимание, что стены зданий не рассыпались кирпичами, а развалились на крупные куски. Реставратор решил их вновь собрать воедино, тем более, что чертежи, сделанные им во время реставрации 1920-х годов, у него сохранились. Итак, реставрационные работы в Болдинском монастыре начались в 1964 году, Барановский умер возрасте 92 лет в 1984 году, но дело продолжили его ученики.
Не могу не сказать несколько слов об этом человеке – Петре Дмитриевиче Барановском, который сам был чудом минувшего века. Ему выпало пережить очень многое – в силу своей профессиональной деятельности он обмерял и фиксировал этапы разборки Казанского собора на Красной площади, храма Николая Чудотворца в Мясниках и других. Он руководил реставрацией палат Голицына и Троекурова, архитектурных памятников усадьбы Коломенское, восстанавливал церковь Трифона в Напрудном, трапезную Андроникова монастыря, ансамбль Крутицкого подворья. Его работы в церкви Параскевы Пятницы в Чернигове и храме Петра и Павла на Городянке в Смоленске считаются эталонами реставрационного искусства. Его стараниями был спасен собор Василия Блаженного на Красной площади. За свою жизнь Петр Дмитриевич Барановский восстановил или составил проекты восстановления и реконструкции более ста памятников древнерусского зодчества.
Но вернемся к рассказу о монастыре, который был вновь освящен в 1991 году. Когда в 1920-е годы коммунисты добрались до Болдинской обители,  они конфисковали ее величайшую святыню – мощи святого Герасима, почивавшие под спудом более 400 лет. Однако 1998 году была проведена  экспертиза, установившая, что эти останки принадлежали пятилетнему ребенку, и никак не могли быть останками святого.
Началась подготовительная работа к раскопкам  на месте захоронения преподобного Герасима в Иоанно-Богословском приделе Троицкого собора (в то время там были руины). По старинным описаниям монастыря точно установили место, где должна находиться рака с мощами преподобного Герасима. И действительно, на глубине трех метров от уровня пола всечестные останки святого были обретены. У руководивших работами  археологов и архитекторов не возникло сомнений, что это мощи святого основателя обители: захоронение было выполнено по монастырским традициям того времени, традиционно была расписана и рака с мощами, здесь же были обнаружены и образцы керамики, относящиеся к XVI веку. Кроме того, в могиле была найдена кожаная обувь, а, как известно, преподобный Герасим был кожешвец.
Мощи святого обретены 17 июля 2001 года, три дня спустя было дано официальное заключение по поводу принадлежности найденных останков преподобному Герасиму. Потому днем обретения мощей святого считается 20 июля.

Защитники западных земель
От Свято-Троицкого монастыря до одного из первых русских городов около 100 километров. Смоленск в датированной части «Повести временных лет» впервые упоминается под 862 годом как центр племенного союза кривичей. Город всегда имел выгодное географическое положение – лежал на перекрестке торговых путей: путь «из варяг в греки» соединял Варяжское и Черное моря, путь, проходивший с запада на восток, соединял город с Волгой и далее вел в «болгары».
На Соборной горе, где сейчас находится Свято-Успенский  Кафедральный собор, уже в 40-ые годы XII века был воздвигнут древний архитектурный ансамбль. Самую  высокую северную точку занимал Мономахов собор. К северо-востоку от него, на склоне холма стоял высокий кирпичный терем, к югу небольшая княжеская церковь. Строения находились за стеной с башнями и валом (это известно из раскопок 1960-х годов). До начала XVII века собор сохранял свой первоначальный вид. Но во время обороны Смоленска, когда на нас напали польские интервенты, пороховые погреба, находившиеся в толще Соборной горы, взорвали и значительная часть собора разрушилась. Занявшие город поляки, перекрыв здание досками, устроили в нем костел.
Итак, в 1618 году Смоленская земля была присоединена к Речи Посполитой. Несмотря на то, что польское владычество продержалось в Смоленщине чуть более 40 лет, оно оказало большое влияние на местное дворянство (оно называло себя «шляхетством») и культуру этой земли. После возвращения Смоленска Москве собор решили отстроить заново. Свой современный вид он обрел в 1772 году. Внутреннее убранство Успенского собора уникально. Великолепный пятиярусный иконостас с трехметровыми фигурами ангелов, колонны и карнизы, увитые гроздьями винограда, цветами, ветками дуба и клена, покрыты позолотой. Кроме того, в соборе много деревянной скульптуры, резная кафедра для проповедей – дань католическому влиянию.
Главная святыня храма – икона Одигитрия Смоленская – находится на высокой чугунной площадке, на нее ведут две чугунные лестницы. История иконы Смоленской Божией Матери овеяна легендами. Первообраз святыни написан самим апостолом Лукой, он хранился в Иерусалиме, откуда в V веке царица Евдокия, жена императора Феодосия, перенесла его в Царьград. На Русь чудотворный список с этой иконы попал в ХI веке, когда греческий император Константин IХ Мономах благословил ею дочь Анну, выдавая ее замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого.

В 1237 году, во время нашествия Батыя, Смоленская икона Божией Матери явила великое чудо при отражении татаро-монгольского войска от стен Смоленска. Татары стояли уже в нескольких верстах от города, когда благочестивый воин по имени Меркурий услышал исходящий от святой иконы глас, повелевавший ему одному ворваться в неприятельский стан и обещавший небесное заступничество. Повинуясь велению Божию, самоотверженный воин ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, сын одного из убитых отсек святому голову, юноша принял мученическую кончину. Меркурий был погребен в соборной церкви и почти сразу причислен к лику святых. Над гробом святого поставили его оружие. От всех реликвий до наших дней сохранились лишь железные сандалии и частица мощей святого Меркурия.
Смоленской иконе всегда молились во время нападения на Русь западных иноземных захватчиков – и поляков, и французов. Список с чудотворной иконы был на Бородинском поле в 1812 году. До начала Великой Отечественной войны икона Смоленской Одигитрии пребывала на своем историческом месте – в Успенском соборе города Смоленска, который не был разорен и после его закрытия в 1929 году. Последние достоверные известия о чудотворном образе относятся к 1941 году, когда в город вошли немецкие войска. Два года спустя, после освобождения Смоленска советскими войсками, иконы там не оказалось. Икона, находящаяся сейчас в соборе, также почитаемая как чудотворная, – список, защитивший нас во время войны с Наполеоном. Именно этот список был у русской армии в битве при Бородине.

И многое другое
С левой стороны от входа в Свято-Успенский Кафедральный собор покоится другая святыня Смоленска – плащаница. Она вышита в мастерских Ефросиньи Старицкой, тетки Иоанна Грозного, в 1561 году. Мастерские княгини славились свои искусством, и эта вышитая плащаница стала вкладом Ефросиньи Старицкой в Успенский собор Московского Кремля. Из него вместе с другими ценностями плащаницу похитили французы в 1812 году. По дороге во Францию смоленские партизаны отбили наполеоновский обоз, и в награду за это бесценный груз пожалован Смоленскому Успенскому собору.
Недалеко от собора сохранились остатки крепостной стены конца XVI века, фрагменты предшествующего ей земляного вала и несколько башен. Крепость имела огромное оборонительное значение, так как Смоленск находился на подступах к Москве, он всегда принимал на себя первый удар западных врагов. Крепость была больше Московского Кремля, ее протяженность 6,5 километров, но до наших дней сохранилось менее половины построек. В Громовой башне можно осмотреть экспозицию, посвященную обороне Смоленска.
Что касается других храмов города, наибольший исторический интерес представляют три, частично сохранившиеся с домонгольского периода. Это церковь Петра и Павла на Городянке (середины XII века), восстановленная после войны все тем же Петром Барановским, Церковь Иоанна Богослова на Варяжках – сохранилась до половины своей первоначальной высоты, и Дворцовая Свирская церковь на Смядыни.
В Смоленске можно посетить музей льна, городскую кузницу, музей сказок, исторический музей. Интерес представляет памятник знаменитому смолянину Михаилу Глинке (усадьба М.И.Глинки расположена недалеко от города) – бронзовая скульптура изображает его у пюпитра с дирижерской палочкой в руке. Оригинальная ажурная ограда памятника выполнена в виде нотных строк, на которых бронзовыми знаками записаны 24 отрывка из произведений композитора. В конце мая в Смоленске проходит Всероссийский фестиваль имени М.Глинки, куда съезжаются лучшие симфонические оркестры, камерные оркестры и ансамбли нашей страны.

Анастасия ОТРОЩЕНКО


Об авторе:
Анастасия Отрощенко – многодетная мама,
учитель русского языка и литературы в Димитриевской школе.
Работала редактором программы на радиостанции «Радонеж», редактором рубрики ряда современных журналов различной тематики, литературным редактором в издательстве.
Читать предыдущий выпуск колонки Анастасии Отрощенко

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?