Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Вербное воскресенье: вот, входит Царь славы

Господь входит в Иерусалим, люди бегут ему навстречу, приветствуя как царя, дети радуются, а главные священники составляют заговор, чтобы схватить Его, но «только не в праздник», потому что боятся народа

Вход Господень в Иерусалим

Приближалась Пасха и многие правоверные иудеи со всех провинций шли в Иерусалим. Народу перед великим праздником в городе всегда много, но в этот день особенно – люди прослышали, что некий Иисус буквально вчера воскресил умершего человека, Лазаря, пролежавшего во гробе четыре дня!

Всем хочется видеть Иисуса. Кто-то поговаривает, что Он, может быть, даже Мессия – обещанный Царь, который пришел спасти иудеев от всех напастей, главная из которых, конечно, Рим – власть жестоких иноземцев. Вдруг новый царь исправит ситуацию? Освободит от римлян, от непомерных налогов, экономику поправит, довольно мы побыли под захватчиками, а, может, мы еще с этим царем новые земли завоюем!

Разве цари такими бывают?

Вход Господень в Иерусалим. Ипполит Фландрин, 1842
Вход Господень в Иерусалим. Ипполит Фландрен, 1842 г. Фреска в церкви Сен-Жермен-де-Пре в Париже

Иисус знает, конечно, какого царя ждут люди. Но делает свое дело – идет на вольную страсть, то есть на добровольное страдание, потому что знает все, что его ожидает впереди – предательство ученика, одиночество, насмешки и побои, суд, где даже римский наместник Пилат хотел Его отпустить, но «духовные вожди» Израиля не дали, требуя распятия.

Он не протестует, когда сначала ученики, а потом и остальные постилают под ноги Его одежды, цветы, пальмовые ветви, а когда дети кричали Ему: «Осанна в вышних, слава!», в ответ на упрек злобящихся первосвященников, ждущих ночи, – отвечает им: «Разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу!» Так Иисус предваряет свой ответ на Пилатовом суде, – да, Я Царь.

И на мгновение случается чудо: когда люди видят Иисуса, слышат хвалу своих детей, они чувствуют правду – да, Он Царь – и правду Его неотмирного Царства.

Это прозрение было залогом скорого прощения народа, данного с креста: «Прости им, Господи, не ведают, что творят!», и будущего покаяния, когда пять тысяч человек крестились после апостольской проповеди, и очень скоро в Иерусалиме родилась Церковь, о чем мы читаем в Деяниях апостольских.

А то, что случится всего через несколько дней, когда многие из этих же людей, увидев Царя, на которого возлагалось столько надежд, – плененным, избитым, «бессильным», не устояли в чудесном своем уповании, забыли о нем под властью увиденного – вот, Себя почему-то не спасает – не отменяет мгновения радости встречи Бога людьми.   

Ведь и ближайший ученик Петр, видевший славу Божию на Фаворе, на мгновение не устоял. А Христос ему об этом потом даже не напомнил.

К Царству Небесному, которое принес всем Христос, важно быть готовым. Чтобы принять его неотмирность, пересобранность главных понятий о царстве, каким привыкли понимать его люди. Христос говорит об этом ученикам: Я пришел не для того, чтобы Мне служили, но чтобы Самому послужить и отдать душу Свою во искупление многих.

Но разве легко поверить в царя, который «служит», отдавая душу за других? Моет ноги ученикам?

Это трудно принять и потому, что Христос завопедует своим ученикам поступать также друг с другом: «Князья и вельможи господствуют над людьми в этом мире, а у вас да не будет так. А кто из вас хочет быть первым, пусть будет последним, а кто хочет быть господином, будь всем слуга».    

Весть о приходе такого Царства и таких необычных отношениях между людьми в нем тогда только начинала распространяться. И сегодня, как в бывшие времена, эта весть звучит, и все, кто хочет, могут принять ее.

Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим

Вход Господень в Иерусалим (Неделя ваий, Вербное воскресенье) – двунадесятый праздник Церкви, который совершается в шестое воскресенье Великого поста и установлен в воспоминание торжественного входа Господня в Иерусалим. Праздник этот переходящий, то есть дата его каждый год меняется и зависит от Пасхи. С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица – последняя и самая важная часть Великого поста. В этом (2024) году Вербное воскресенье – 28 апреля.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?