ЧИСТАЯ СОВЕСТЬ – ГЛАВНАЯ НАГРАДА
Протоиерей Митрофан Чаркин – старейший клирик Воронежской и Борисоглебской епархии. Вот уже сорок лет он служит в Казанском храме г.Воронежа, что в Отрожке.
– Батюшка Митрофан нам всем как родной отец. Всегда и выслушает, и посоветует, и утешит, – говорит прихожанка отрожкинского храма Людмила. – У нас в поселке, мы по старинному Отрожку поселком называем, его очень любят. А ребятишки знаете, как его называют? «Наш дедушка, который воевал».
Поколение, к которому принадлежит отец Митрофан, можно смело назвать поколением счастливых людей. И счастье их не житейское, не плотское, а духовное.
– Как и многие мои одногодки, 1924-го года рождения, на Великую Отечественную я попал 17-летним мальчишкой. Честно говоря, я не люблю рассказывать о войне. Не дай Господи, чтобы опять повторилось такое… Часть страшных фактов тех тяжелых лет известны, но это далеко еще не все. Мне кажется, что и столетие спустя люди еще будут вспоминать последнюю (хочу надеяться) войну. Главный наш грех – мы, люди, сами виновны в смертях и крови молодых наших братьев. О них, убиенных за свою землю, павших смертями героев, нам всем надо горячо и искренне молиться, просить для них вечного блаженства…
Всю войну отец Митрофан прошел военным шофером. Как он сам говорит, было трудно, иногда и страшно – чего греха таить. Но никогда его не оставляла вера. Всегда, когда ехал на задание, перед тем, как сесть за «баранку» фронтового «студебекера», читал «Живый в помощи».
– Я так и прошел с этой молитвой все боевые дороги. Вера, когда она идет от сердца, сохранит в самые трудные годы. Мне было легче, чем многим другим моим сверстникам. Я не боялся смерти так, как многие мои одногодки. Конечно, умирать никому не хотелось, молоды были, жить хотелось. Но я верил, что если погибну, то приду к Отцу Своему Небесному, и Он по Своей доброте примет меня в Свои объятия.
Однако, удивительно другое, как в дни военных испытаний люди обращались к Богу. Не по приказу или принуждению, а сами, чувствуя, что Господь – их опора в море бедствий…
Одно из самых ярких военных воспоминаний отца Митрофана – рассказы соседей по госпитальной палате о явлении Казанской иконы Божией Матери русским войскам во время тяжелых боев под Кенигсбергом.
– Я помню, лежал на койке, слушал, что говорят мои соседи, и улыбался. Мне было радостно думать, что Владычица Казанская Сама явила чудо и обратила неверующих в истинную веру, дала им надежду на выздоровление, спасение и жизнь вечную.
И еще, что осталось от тех лет, как не странно – это ощущение огромного счастья, что мы остались живы, защитили свое Отечество, свои семьи, детей, женщин, стариков. Мы выполнили главное предназначение мужчины и воина – защитили свою Родину.
После войны он работал сначала на шахтах Донбасса, потом поступил учиться в духовную семинарию, в 1963-м приехал на место своего нынешнего служения. Сорок лет отец Митрофан несет священническое служение в Казанском храме города Воронежа.
– Жизнь идет, храм наш украшается и хорошеет, люди не забывают дорогу к Богу, растет число прихожан – чего еще может желать священник, чем быть более счастливым, как не трудами во имя Господа…
Мы, грешные, очень часто считаем те испытания, которые нам выпадают, слишком трудными, придаем слишком большое значение своим проблемам. Но радости в нашей жизни гораздо больше. Посмотрите, Божий мир открыт перед нами, мы дожили до времени, когда свою веру не надо прятать от власть имущих. Разве это не радость?
О сегодняшних днях отец Митрофан говорит, что это – время надежды и время испытаний. Только нельзя забывать, что Царствие Божие в наших сердцах и над возделыванием этого сада надо трудиться неустанно.
– Нельзя отчаиваться, нельзя складывать руки и горевать без причины. Знаете, у нас русских людей есть прекрасная народная поговорка: «На Бога надейся, а сам не плошай!» В чем ее высокая мудрость? Я понимаю так: работай, молись, не делай зла, не подличай. Помни – чистая совесть и есть твоя высшая награда. Старайся, чтобы Господь радовался, глядя на твои малые труды и свершения. В этом секрет простого человеческого счастья.
Е. Кулиничева
МЫ БЫЛИ МОЛОДЫ
Из самых страшных испытаний человек выходит с честью только тогда, когда верит в жизнь и любовь. Так говорят прихожане Успенского Адмиралтейского храма – ветераны Великой Отечественной войны Анна Андреевна Агеева, Зинаида Васильевна Круглова и Борис Тимофеевич Варгузин.
На их молодость выпали те самые «сороковые роковые», которые перевернули всю жизнь и стали испытанием на прочность.
– Знаете, – ведь мы все ровесники, – первой вступает в разговор Анна Андреевна, – когда началась война, мы были мальчики и девочки, не знавшие жизни, не умевшие бояться страдать. К сожалению, этому пришлось учиться, а такая наука не забывается.
Молились, хотя и не знали как это делать
Иногда нам, молодым, приходит в голову, а как они смогли, как выдержали, как не сломались. Смотришь на старые фотографии и понимаешь, что те старики, которые сидят и рассказывают тебе о бомбежках, минометном шквальном огне, убитых товарищах, взрывах и воронках, оставшихся на месте домов, были младше тебя теперешнего, когда пошли воевать. Так что же поддерживало их во время кромешного ужаса?
– А молитва, – улыбается Зинаида Васильевна. – Я была радиотелефонисткой, мы должны были обеспечивать связь между фронтовыми частями. Наши мужчины ее тянули под пулями, знаете, как в фильмах показывают, а мы на радиоузле передавали звонки. Помню, перед каждым боем зайдет командир наш: «Девчонки, наши ребята на задание идут, читайте «Отче наш», чтобы они живыми вернулись».
Все верили, хотя официально и нельзя было, все молились, все надеялись, говорят старики. Без Бога никогда не воевало русское войско.
– Во время войны никто особенно не обращал внимание на коммунистические догмы и атеизм, с людей слетала все наносное, а оставалось только истинное, а истинное это вера, – замечает Борис Тимофеевич.
«Мы были молоды и умели надеяться и смеяться»
–Вы только не думайте, пожалуйста, что все время было страшно, – улыбается Анна Андреевна, – мы и песни пели, и веселились, когда могли, молодые же были, заводные… Уныние – грех.
Это странно, но, рассказывая об испытаниях и опасностях мои собеседники молодеют на глазах. Как будто оживают те самые юноши и девушки с задорными молодыми лицами, навсегда оставшиеся на фотоснимках.
– Я вообще погиб в начале войны, – говорит Борис Тимофеевич, – мы попали в «котел», как принято было говорить на фронте, там погибло 18 тысяч человек, и меня записали в павшие. Матери прислали похоронку, она меня оплакала, а когда через полгода я ей письмо написал, что мол, живой я, она меня не признала. Пока с отцом уже под Берлином не встретился случайно и он ей написал, что я это правда я, вот и так бывало…
Да, вы не думайте, все это только в рассказах страшно, – подключается к разговору Зинаида Васильевна, – я вам так скажу, все было: и ужас, и кровь, и смерть, но и песни, и частушки, и задор молодой, что мол не будем мы побеждены. Мы верили в себя, в победу, в помощь Божию и поэтому победили!
Что сказать молодым?
– Чтобы верили, надеялись и жили по чести и совести, – чуть ли не в один голос говорят старики.
Почему именно так, а нельзя человеку иначе…
– Самый главный грех наш, – строго резюмирует Борис Тимофеевич, – это дума о том, что ты самый несчастный, что твои испытания самые страшные и мучительные. Не может быть такого!
Плохо тебе? Найди в себе силы – помоги другому, кто рядом с тобой. Словом ли, делом – неважно, главное – помоги. Это и по-человечески и по-божески, это жизнь, это главное счастье!
Мы прощаемся, у ветеранов еще много дел, они торопятся в храм, а я смотрю им вслед и откровенно завидую их силе и вере. У нас, молодых, жить с таким настроем получается далеко не всегда.