Богослужебный чин венчания в нынешнем своем виде сложился сравнительно недавно: около 1000 лет назад. Что же было до того, в ту самую эпоху раннего христианства, к которой принято апеллировать в «продвинутых» дискуссиях за свободную любовь? Как правило, звучит такое мнение: да просто помолился батюшка, благословил – и все, вы уже муж и жена!
На самом деле в то время брак считался церковным только при соблюдении определенных условий.
Между страхом и любовью
Конечно, было необходимым свободное волеизъявление жениха и невесты. Это не означало их непременную взаимную влюбленность; все-таки в то патриархальное время (да и много позже) брак устраивали родители. Однако к моменту венчания жених и невеста должны были согласиться с их решением.
О брачном решении осведомлялась церковная община во главе с епископом (Церковь могла и не благословить конкретный брачный союз, посчитав его по разным обстоятельствам неспасительным); церковная община соборно молилась Богу о новой семье.
И речи не было о том, что вступление в брак – частное, «приватное» дело двоих. Наоборот: новобрачные объявляют о своем выборе обществу, а общество свидетельствует перед Богом о той ответственности, которую это накладывает на мужа и жену. После заключенного таким образом брака не только Бог, но и люди вправе требовать от мужа и жены соблюдения принесенных обетов.
Сейчас все иначе: и вера, и любовь стали «приватным» делом, об этом неудобно спрашивать, в этом не принято давать отчет… И иногда эта интимность – обратная сторона нашей закомплексованности и несвободы. В нас нет решимости. «А нельзя разве просто так обойтись?..» За этим унылым вопросом на поверку прячется не отстаивание свободы, а страх нравственной ответственности: «Вдруг не осилю?»
Именно этот мертвящий страх прячется за нервическим требованием секулярного общества – все больше и больше освобождаться: от норм, авторитетов, традиций… Совсем иную свободу дарит человеку церковная вера: «Страха нет в любви, но совершенная любовь вон изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. А боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4: 18).
Итак, выбор между страхом и любовью – за нами.
Сначала – обручение
В таинстве крещения, прежде чем войти в церковное общение, человек должен пройти период оглашения – подготовки. Будущему члену Церкви объясняют, кто такой христианин, в чем именно его вера, какими отношениями он связан с братьями и сестрами. Подобный «испытательный срок» предусмотрен и для готовящихся стать мужем и женой. Начало ему кладет обручение или помолвка.
В наши дни роль обручения играет помолвка, а само обручение, подобно чину оглашения в крещении, соединяется с последующим таинством венчания в единую службу.
Молодые становятся в притворе храма (или в задней, западной его части, при входе). Жених – справа, невеста – слева, поскольку традиционно в церкви правая сторона (напротив иконы Спасителя в иконостасе) считается мужской, а левая (напротив образа Божией Матери) – женской.
Священник вручает обоим горящие свечи как знак святости их намерения. Свечу держат в левой руке, чтобы осенять себя крестным знамением.
Далее происходит обмен кольцами. Испросив у Бога ниспослать жениху и невесте дар любви и единомыслия, священник возлагает на правую руку каждому из них кольцо. «Обручается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Обручается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек)…»
Жениху вначале надевается кольцо невесты, а невесте – жениха, а после священник трижды меняет их в знак того, что в браке каждый из супругов передает власть над собой другому – перстень всегда был знаком власти.
Раньше у невесты было серебряное кольцо, а у жениха золотое, что соответствовало словам апостола Павла, которые читаются на венчании, о том, что муж является главой жены, как Христос Церкви, но вместе они составляют одно тело, один организм, причем навечно, о чем также говорят своей формой кольца.
После этого совершается молитва, в которой пред Богом воспоминаются многочисленные случаи из Священного Писания, когда возложение перстня являло надежный залог верности принятому решению.
Затем священник торжественно ведет жениха с невестой в центр храма, перед ними несут свечу и поется псалом с припевом: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе». Венчающиеся встают на белое полотенце, символизирующее, как и платье невесты, чистоту вступающих в брак.
Священник оборачивается к ним лицом и произносит напутственное слово о тайне супружеской жизни, ее духовном смысле. Обычно венчание совершает духовник обоих супругов или только жениха, но, конечно, знакомый и с его невестой, поэтому он может сказать самые важные слова, нужные именно для них, для их счастливой семейной жизни.
Зная и лучшие стороны своих духовных чад, и их недостатки, священник дает совет, как сохранить и преумножить ту любовь, которую они имеют, в различных жизненных испытаниях.
Далее батюшка проводит последнее «испытание», т. е. спрашивает у будущих супругов, не изменились ли их намерения:
«Имееши ли произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль взять себе в жену ту, которую перед собой видишь? Не обещался ли иной невесте?» Подобный же вопрос обращается и к невесте.
Это свидетельство жениха и невесты перед лицом всей Церкви подобно произнесению крещальных обетов. Пусть и очевидный ответ, но вслух произнесенный человеком перед лицом Церкви, отнюдь не малость. Это обет святого венчания.
Зачем поминают мучеников?
Возложению венцов предшествуют три молитвы, где поминаются многие святые супруги: от Адама и Евы до Захарии и Елисаветы, родителей Иоанна Крестителя. Поминается также и Приснодева Мария, от которой Сын Божий благоволил воплотиться; и брак в Кане Галилейской.
Итак: «Благослови их, Господи Боже наш, якоже благословил еси Авраама и Сарру!.. Сохрани их, Господи Боже наш, якоже сохранил еси Ноя в ковчеге!.. Помяни их, Господи Боже наш, якоже помянул еси Твоих 40 мучеников, низпослав им с небесе венцы!..»
Почему в радостном чине венчания мы вспоминаем мучеников и их страдания?
Мученики не отказались от любви Христовой и перед лицом смерти, но показали в страданиях совершенное терпение, зная, что терпение рождает любовь (ср.: 2 Пет. 1: 5-7; Рим. 5: 3-5).
И брак как обретение единства все-таки двух разных людей вполне сроден мученическому подвигу, добровольной жертве самим собой ради другого, о чем свидетельствует возложение венцов, как Господь возлагает венцы на мучеников.
Далее и происходит одновременно торжественный, кульминационный и очень сокровенный обряд возложения венцов на головы жениха и невесты с призыванием благословения Божия. Именно в этот момент произносятся слова: «Венчается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек)!.. Венчается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек)!».
Венцы либо возлагаются молодым прямо на голову, либо их держат восприемники (т. е. свидетели брака). Выбор зависит от местных традиций храма либо от практической необходимости.
Венцы – это, с одной стороны, награда за соблюдение чистоты женихом и невестой, за готовность их на подвиг супружества, а с другой – знак царственного достоинства, которое приобретают муж и жена, несущие полную ответственность за управление и строение своей семьи как суверенного государства, как малой Церкви.
Священник призывает на жениха и невесту благословение Божие, троекратно молясь с воздетыми руками: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я (т. е. их)!» После этого читается Евангелие о посещении Христом брака в Кане Галилейской. Это чтение говорит не только о благословении Богом «законного супружества», но и о предстательстве Божией Матери за вступающих в брак.
Общая чаша
До XII века венчание, как и все прочие церковные таинства, было сопряжено с главнейшим таинством святой Евхаристии. И теперь как раз на том месте службы, где надлежало быть причащению, сохранился след древнего порядка: молодым преподают общую чашу с вином.
Как и на литургии, в этот момент поется «Отче наш», и слова «да будет воля Твоя» воспринимаются как свидетельство того, что брак является исполнением молодыми открывшейся им воли Божией. Связь венчания с Евхаристией не утеряна и сейчас: обычно в день венчания утром жених с невестой причащаются первыми на литургии, а в некоторых храмах даже стоят во время литургии в центре храма в венчальных одеждах.
Чаша же вина приобрела смысл того, что супругам нужно будет вместе пить чашу жизни, всех ее радостей и невзгод.
Венчальный крестный ход
Затем следует также очень красивый и проникновенный обряд – крестный ход вокруг аналоя, означающий, что венчание свершилось.
Соединив руки молодоженов, священник ведет их вокруг аналоя, на котором лежит Святое Евангелие. Троекратное – в честь Пресвятой Троицы – обхождение по кругу, символу вечности, есть знак торжества рождения новой христианской семьи.
Крестный ход молодых во время таинства венчания напоминает нам одновременно еще о двух таинствах Церкви: торжестве рождения нового христианина в таинстве крещения и особенно торжество рождения нового священника в таинстве хиротонии, когда при обхождении вокруг престола поются те же песнопения, что и при венчании: «Исаия, ликуй – Дева име во чреве и роди Сына Еммануила, Бога же и Человека!..»; «Святии мученицы!.. молитеся ко Господу спастися душам нашим!».
О чем все это? О проповеди: пророки, апостолы, мученики и все святые проповедали пришествие в мир Спасителя Бога, имя Которому – Любовь.
Так и сама жизнь в христианском браке – это дерзновенная проповедь о великой надежде: в нашем мире живет – не умерла и не оскудела Любовь!
В завершении венчания с молодых снимаются венцы – этот момент означает, что, хотя венцы видимые снимаются, но небесные венцы божественной благодати и помощи остаются на главах супругов навсегда!
Священник благословляет молодых двумя иконами – Спасителя и Богородицы, которые стояли перед царскими вратами у иконостаса на протяжении всей службы. Эти святые образа будут поставлены в красном углу дома молодоженов, перед ними будет совершаться совместная молитва супругов, а после – их детей и внуков.