Признаюсь: мне не привелось воспринимать пост как тяжелую обязанность, поэтому опыт мой несколько однобокий. С другой стороны, он и разнообразный: в тяжелых и благоприятных обстоятельствах жизни, в вопиющей бедности и в относительном благополучии, в перегруженности работой и в очень свободном режиме, с подрастающими детьми, с непостящимися и болезненно воспринимающими саму идею поста домашними… Но всякий – и ретивый, нерадивый, и «совсем никакой» – он всегда был одним из стержней всего года и всегда ожидался с радостью и надеждой. Попробую объяснить, почему так.
Писатель, редактор. Окончила МГУ со специальностью филолог-русист. Дочь православного философа и писателя Виктора Тростникова, руководитель одного из первых православных благотворительных фондов «Человек и его вера».
Автор и составитель популярных книг о вере и Церкви для детей и взрослых: «Апостол и евангелист Иоанн Богослов», «Молитвы для самых маленьких», «Как научиться понимать молитвы», «Первые шаги в православном храме» и других.
Пост – это не обязанность, а возможность
Итак, радость. Она, можно сказать, предписана посту, обещана ему. Во всяком случае, так говорят богослужебные тексты этого периода – Триоди постной, и весьма настойчиво. Вот в Сырную седмицу, предшествующую Четыредесятнице, эту радость предвозвещают: «время явися благое, в божественное души веселие… приидите, весело сие приимем!». «Время весе́лое поста» – так восклицает Триодь уже на второй седмице его (во вторник).
А богослужение наше очень искренне. Оно не педагогично, не про то, «как надо», – а про то, что есть и чем можно и нужно жить…
Пост – это не наложенное на нас обязательство. Никто из нас с вами не обязан поститься! Богу более всего дорога наша свобода: «К свободе призваны вы, братия!» (Галатам 5:13). А настоящей радости без свободы не бывает.
Да, у цитаты есть продолжение: «…только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом». Ну так это же то самое «всё ешь, только людей не ешь», которое повторяют и противники поста. Мы все тут за любовь, правда же?
Но пост не обязанность, а возможность, которую дарует нам Бог в Церкви. Можно ею не воспользоваться – и это не лишит нас радости Пасхи. Придя в пасхальную ночь в храм, мы услышим слова Иоанна Златоуста: «Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь днесь. Трапеза исполнена, насладитесь все… Да не уйдет никто голодным — все насладитесь пира веры, все восприимите богатство благости! Пусть никто не рыдает убожества, ибо явилось общее царство».
Время познакомиться с собой
Вот женщина в соцсети пишет, что из поста она «оставила себе только любовь и помощь ближним». Да, это генеральная задача поста. Еще в Ветхом Завете Бог говорит через пророка Исаию: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» (Ис. 58: 6–9). Этот призыв звучит как раз в среду первой седмицы Великого поста, когда служится первая Литургия преждеосвященных Даров.
Но что мешает любить ближних и помогать им вне периода поста и подготовки к Пасхе? Разве меньше они «предписаны» в иное время? Все-таки это не тренинг какой-то – а давай-ка я побольше буду ближним помогать!
Наверное, кроме самого стремления нужны и какие-то иные опоры…
«Удели время себе» – частый призыв психологов, психотерапевтов и даже маркетологов, только речь обычно идет о том, чтобы замученной женщине сходить на маникюр или посидеть с подругами в кафе (почему-то этот призыв про «время себе» адресуется почти исключительно женщинам). Ну а время поста – это необходимость и возможность уделить время своему «внутреннему человеку» и познакомиться с ним поближе, стать немного больше собой. Этой возможностью мы почти не пользуемся в нашей обыденной жизни.
У меня есть одно яркое воспоминание: в очень напряженную и трудную пору жизни я неслась по улице по направлению к рынку, в голове крутилась уйма всяких совершенно суетных соображений «про всё». И вдруг среди них вкрался вопрос: «А мне действительно нужно сейчас бежать? Может быть, сперва решить, зачем я сейчас бегу?». И я тут же внутренне яростно отмахнулась: «Нет, об этом потом, сейчас некогда, некогда! Надо бежать!» Ответ неудивительный, удивительно лишь то, что на нем я себя «поймала за руку» и даже ошеломленно остановилась и расхохоталась от этой нелепости: сперва побежим, а там уж (почитай, никогда) решим, надо ли было бежать!
Так вот, подарить себе хоть немного внутренней тишины и честности (да хоть бы и на маникюре, если уж на то пошло!), выгородить время действительно для себя, для внутреннего человека – это великая возможность поста. Нет, не насильственно «думать о высоком», а просто поставить хоть какой-то предел шуму праздных впечатлений и взаимодействий, ограничить не только гаджеты и пустую болтовню, но и «умные» мысли о постороннем твоей душе… На этом пути нас встретит множество неожиданностей. Сколько бы постов не было прожито прежде.
Пост – это творчество
Пост – время творчества и жизнестроительства, творческого подхода к своей душе. И он – он именно про внимание.
Иоанн Златоуст много учил о том, что молитва доступна любому человеку за любым занятием: молись за прялкой, молись за плугом и так далее… У самого перегруженного трудами и заботами человека необходимо есть хоть малые промежутки, когда он может оставаться с самим собой, для себя – иначе бы никто не выжил. Засыпаешь, измученный, сразу, рухнув в постель, – ну так хоть пока ты ее расстилаешь; готовишь на кухне среди вертящихся вокруг тебя детей – ну хоть в краткие минуты, когда помешиваешь варящийся в кастрюле суп; на работе полная запарка и непрерывно решаемые задачи – ну так есть путь на работу и с работы, когда можно и нужно отключить всю эту шарманку и помолчать с собой и перед Богом… Найти эти участки для переключения сознания – очень творческая задача. Она решаема!
И это поможет вывести и к другой творческой задаче – нахождению участков для проявлений любви.
А при чем здесь еда?
Так, а при чем же тут еда? Ведь пост – он про еду, как ни крути!
А при том, что человек – целостен. Вот взять да включить «духовного человека», внимание к себе, к своим мыслям, оставаясь при этом в прежнем образе жизни тела, – не получается. Об этом много говорится в связи с постом, и особо повторять не стоит. Напомню только, что пищевой интерес – один из ведущих чисто биологически, и на отношении к пище особенно заметна работа помыслов: этих соблазнов особенно много, а значит, есть и что отлавливать – и сами соблазны, как они появляются (съесть то, что себе запретил, съесть побольше разрешенного и т. п.), и как ты им тут же на месте отвечаешь (я пока вот – чаще поддаюсь, но хоть поймать эти уловки дорогого стоит, даже если все равно пойдешь на поводу).
Но в творческой авантюре поста и сама еда нередко раскрывается с неожиданной, новой стороны. Вот, например, для меня она становится невероятно вкусной. Такой вкусной она не бывает даже в разговенье, за праздничным столом. А тут раскрывается вкус самых простых продуктов в самой простой кулинарной обработке. К концу каждого поста я обнаруживаю, что так и не собралась приготовить какое-нибудь замечательное постное блюдо по одному из многочисленных рецептов, вскрыть припасенный консерв, использовать подаренные мне осенью сушеные белые грибы, которые берегла к посту, – настолько достаточно было простой бесхитростной еды для радости и благодарности. Такой горячей благодарности Богу, «яко насытил еси нас земных Твоих благ», я в другое время просто не испытываю.
Ну, это я сейчас отдельно от детей живущая пенсионерка. А для матери семейства (какой и я была!) в еде другое творчество: как порадовать всех едой, как накормить вкусно и питательно, как в приготовленной пище передать любовь и заботу. А заодно – как избежать этого «вот, забочусь о вас!»…
Авантюра с открытым концом
Пост – всегда авантюра с непредсказуемым результатом. Куда приведет тебя этот шестинедельный (или более короткий, если не сразу начал поститься) маршрут, предсказать невозможно. В один год он может тянуться и тянуться, а в другой раз пролетает так стремительно, что сплошное сожаление о том, что ничего не успела. Он может даже увидеться сплошной цепью падений, может показаться несостоявшимся. Весь мой опыт десятков великопостных маршрутов не может мне дать представления о том, как сложится на этот раз.
Цель поста (и именно Четыредесятницы с последующей Страстной седмицей, когда думать надо уже не о собственном жизнестроительстве, а о Страстях Господних, переживаемых всею Вселенной!) – это путь к Пасхе: «Яко да преплывше поста великую пучину, в тридневное Воскресение достигнем Господа и Спаса нашего Иисуса Христа».
Помню, как-то я «нормально», честно и искренне прожила эти шесть недель и последующий Вход в Иерусалим и Страстную, и наступила Пасхальная ночь. И я стою в родном храме уже после крестного хода, всё ликует, поет, торжествует, – а я со всеми кричу «Христос воскресе!», а в душе у меня пусто. Нет во мне радости! И я ужасаюсь: как же так? Это же невозможно! Вся Вселенная ликует, «и мертвые во гробе» торжествуют, а я – мертвая?! И среди общего ликования я содрогнулась, заплакала и взмолилась ко Христу, как погибающая… И Пасха пришла ко мне. А эти минуты были даны, чтобы понять, прочувствовать всем существом: Дух дышит где хочет, и радость не плод наших заслуг, а дело Божией благодати…
Весна света или свет весны!
Я обещала про радость поста. Но я искренне про нее и рассказала. Свобода, творчество, путешествие в новые неизведанные края собственной жизни – разве это не радость?
А более всего – свет. Как у земной, физической весны в наших средних и северных широтах, не в тропиках, главное – прибавление света, так и у «весны духовной». Об этом непрестанно поет Постная Триодь. У меня такое впечатление, что слово «свет» со всеми производными от него и близкими к нему звучит в это время в Церкви чаще, чем в любое иное время года, хотя символика света – одна из главных в Церкви. «Возсия весна постная», «се, светоносное прииде время», «светлый день воздержания наста», «возсия благодать Твоя, Господи, возсия просвещение душ наших». «Всечестное воздержание начнем светло, лучами сияюще святых заповедей Христа Бога нашего, любве светлостию, молитвы блистанием…»
Весной бывают и авитаминозы, и весенние обострения болезней, и многие иные проблемы. Но вот это прибавление света – оно перекрывает всё.