Игумен Пантелеимон (Королев), настоятель Свято-Троицкого Данилова монастыря в Переславле Залесском:
Затворники поневоле
У меня самого нет опыта сидения взаперти в квартире в течение длительного периода времени. Есть другой опыт: еще послушником я прожил несколько недель в полном одиночестве в Свято-Преображенском скиту московского Свято-Данилова монастыря.
Я совершал службу мирянским чином и в какой-то момент понял, что не выдерживаю, позвонил своему другу священнику и слезно попросил его приехать, отслужить Литургию, причастить меня, потому что от такого одиночества у меня уже мутилось в голове. Оказалось, что я к затвору не готов.
Пример преподобной Марии Египетской — высокий пример, не все люди способны ему следовать.
В монастырской традиции поспешное удаление в пустыню на отшельничество не одобряется, считается очень опасным.
Человек сначала должен научиться жить по-христиански в общежитии вместе с братией, получить навык борьбы со страстями, научиться молиться — как келейно, так и в храме. И только тогда, когда он этими навыками обладает, ему, как особое благословение, разрешается подвизаться одному.
Поэтому ситуация, в которой сейчас оказались люди, очень сложная. Нужно научиться молиться одному, нужно выстроить распорядок дня, чтобы в нем все нашло свое место. Нужно найти силы для того, чтобы выполнять своё молитвенное правило. Ведь многие уже ощутили, насколько легче молиться вместе, а не одному — как петь легче хором, чем соло.
А когда молишься один, оказывается, что это очень большой труд. Дело идёт со скрипом, ты пробиваешься, останавливаешься, берешься заново.
Впадаешь в уныние, из уныния выходишь, снова берешься. Так что труд, к которому нас призвал в этих сложных обстоятельствах Господь, очень нелегок. Известный богослов и отшельник схиархимандрит Гавриил (Бунге) написал книгу, которая может оказаться полезной и для затворников поневоле. Она называется «Тоска, печаль, депрессия».
В ней отец Гавриил на основании опыта одного из египетских подвижников, аввы Евагрия Понтийского, описывает то, как на отшельника нападает уныние, которое может выражаться как в ничегонеделании, так и наоборот, в бурной деятельности.
Оба эти способа выражения исходят из состояния духовной сухости, неотзывчивости души к Богу, которые переживает человек. И здесь нет другого рецепта, кроме как перетерпеть эту сухость, темноту, ощущение оставленности.
Ты должен делать то, что должен, совершать свое правило и надеяться, что там, на другом конце туннеля уныния, через который ты сейчас проходишь, тебя действительно ожидает вдохновение, свет и радость.
По опыту многих подвижников, утешение, которое человек получает в конце, несопоставимо сильнее, чем та скорбь, которую он претерпевает, пока это уныние на нем лежит тяжелой, холодной, ватной горой. Для пережившего это состояние оно становится важным опытом в отношениях с Богом, и этот опыт будет помогать человеку и дальше.
Вы были в темнице и Я посетил вас
В связи с нынешними затворниками вспоминается история из древнего патерика, рассказ про одного египетского монаха — авву Иоанна. Он размышлял о том, как согласуется жизнь уединённая и евангельские заповеди о деятельной любви к ближнему. И понял, что сидеть в келье и всегда думать о Боге — это близко к исполнению слов Евангелия: «В темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:36).
Сейчас во многих храмах на Страстной седмице на центральный аналой кладётся икона Христа в узах, страдающего, ожидающего суда.
И это уединение, в котором многие оказались, делает сопричастными страданиям Христовым, даёт возможность быть рядом с Господом, и Господь находится рядом с нами.
Здесь можно упомянуть и архимандрита Иоанна (Крестьянкина), вспоминавшего время своего заключения как благословенное и счастливое — именно тогда он чувствовал особую близость Христа, имел особую молитву, будто небеса были отверсты и Бог внимал.
Просто будьте готовы
Как быть тем, кто не имеет возможности прийти в храм, но хочет причаститься, хочет стать участником Евхаристии?
На это есть еще одна история. Простите, что рассказываю истории, являюсь «торговцем чужой мудростью», не имея подобающего своего опыта. Но надеюсь, что чужой опыт в такой ситуации тоже может быть ориентиром и утешением.
Живя на Афоне, преподобный Паисий Святогорец причащался часто. Когда он приехал на Синай, то встретил там другие порядки.
О. Паисий хотел причаститься, но священник его сурово отругал и к причастию не допустил.
Преподобный был обескуражен, но принял это кротко, не возмущаясь. И Господь его утешил: старец Паисий почувствовал особое прикосновение благодари Божьей, даже более сильное, чем если бы он причастился.
В монастыре святой Екатерины на Синае причащались редко, четыре раза в год. Не дерзая нарушить благословение настоятеля, но и не желая терять свой добрый обычай частого причащения, отец Паисий положил себе за правило: всякий раз, собираясь на Литургию, читать последование ко Святому Причащению.
Он готовился, но не приступал к Чаше, говорил Богу в сердце: «Господи, ты видишь, что я хочу причаститься, но у меня нет такой возможности.
Прими мое приношение, что я хотя бы буду читать последование ко Святому Причащению».
В нынешней ситуации мы понимаем ценность того великого дара, которого временно лишились — возможности собираться вместе, соборно совершать Божественную литургию, приобщаться Святых Христовых Таин.
Однако это не означает, что разрушилась Церковь, что развалилась община. Если в этой ситуации каждый научится лучше молиться самостоятельно, если приобретём навык крепко молиться друг за друга и ощущать всей душой, как наши со-прихожане страдают в вынужденном заточении, то эта любовь друг ко другу и будет свидетельством истинности и жизни Церкви Христовой.
Тогда, вне зависимости от времени, когда нам удастся вместе подойти к Чаше — тогда и наступит настоящая Пасха, потому что это будет видимое торжество жизни над смертью. Это будет видимое явление Воскресшего тела Господнего.
Тексты святых о Пасхе – не доклады, они рождались в молитве
Что касается практических рекомендаций, как молиться самому, то последования служб мирянским чином можно брать с сайта Патриархия.ру.
Молиться самому, но вместе с Церковью, — конечно, непростая задача. Намного проще быть слушателем в храме, чем молитвенником дома. Здесь могут пригодиться рекомендации святителя Феофана Затворника и митрополита Антония Сурожского:
лучше выделить определённое количество времени на молитву и постараться совершить своё богослужение неспешно и внимательно, не стремясь поскорее прочитать последование целиком.
Если какая-то мысль или даже отдельное слово особенно затронут наше сердце, тогда на этом месте лучше остановиться, побыть с тем чувством и пониманием, которые послал Господь.
Есть прекрасные тексты, которыми Церковь говорит с нами в Страстные дни. Это не только песнопения, это и слова святых отцов, объясняющие евангельские события Страстной седмицы. Они собраны в «Сборник церковно-учительных чтений на дни Страстной Седмицы».
Например, к первым дням относится повесть об Иосифе прекрасном – прообразе Христа, преданного своими братьями, потом раскаявшимися и прощенными, — очень трогательная.
Мне также очень нравятся слово святителя Епифания Кипрского на Великую Субботу и большое, сложное, но очень важное слово святителя Григория Богослова на Пасху.
Эти слова святых — не доклады на тему Страстной и Пасхи. Они исходят от их молитв, общения с Господом, из глубокого опыта проживания великих дней в глубине сердца. Поэтому они такие живые, поэтому они дают верный тон для понимания того, как события, происшедшие с Господом и его учениками в те великие дни, соотносятся с каждым из нас сегодня.