Великая пятница: Крестный путь и распятие

Христос осужден, бит римскими воинами, осмеян народом, оставлен учениками, распят. С Ним у креста Мать, один ученик и несколько женщин

Несение креста (Уголино ди Нерио, 1324—1325)

Великая пятница посвящена событиям страданий и распятия Господа Иисуса Христа.

Все службы Страстной седмицы имеют иерусалимское происхождение, и это очень важно для их понимания. Что из себя представляло богослужение в древнем Иерусалиме? Это было шествие по святым местам, по Крестному пути.

От Тайной вечери до погребения

Илья Красовицкий, старший преподаватель кафедры богословия ПСТГУ:

– Все богослужение Великой пятницы и есть духовное шествие по Крестному пути вместе со Христом. В древнем Иерусалиме это шествие продолжалось целую ночь. Такой тип службы назывался стациональным богослужением, то есть шествием с остановками. Стация – это остановка.

Такое богослужение было чрезвычайно характерно для Иерусалима и, кстати, для Константинополя тоже. Верующие ходили во время службы по городу и его окрестностям, это отмечают многие источники. В Великую пятницу шествие начиналось на Елеонской горе, затем переходило в пригород Иерусалима, потом в сам город. Во время шествия были остановки: на месте, где был суд у Каиафы, в претории, где был суд Пилата, затем шествие постепенно приходило на Голгофу, последнюю остановку.

«Голгофа» Паоло Веронезе, XVI век. Изображение с сайта artita.ru

Сейчас в нашей Церкви никакого шествия не происходит. Вся служба читается и поется в одном храме. Но древнее стациональное богослужение отразилось непосредственно на строе службе Великой пятницы. Позже произошло соединение чина Двенадцати страстных Евангелий с обычной утреней, что и дало в результате наше богослужение, которое называется «Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа».

На практике служба Двенадцати Евангелий совершается в четверг вечером, но задумана была как ночное бдение. Потому что в Иерусалиме это шествие происходило ночью, сразу после событий Тайной вечери.

Первое чтение (самое длинное чтение во всем православном богослужении) – это прощальная беседа Господа с учениками. Это почти пять глав Евангелия от Иоанна. Второе чтение – моление в Гефсиманском саду и взятие Господа под стражу, третье – суд у Каифы, четвертое – суд у Пилата и так далее: о распятии, о словах, которые Господь говорил на Кресте, о том, как Он умирает и как Его погребают в пещере и приваливают к пещере камень.

На этом последование заканчивается. Оно проводит перед нашим взором весь Крестный путь от Тайной вечери до погребения Господа в пещере. Все песнопения, которые поются между чтениями, комментируют сами чтения.

Например, перед седьмым евангельским чтением, повествующем о распятии, поется светилен Страстного четверга – «Разделиша риза Моя себе и об одежде Моей меташа жребий», а после восьмого евангельского чтения, повествующего о разбойниках, которые были распяты по правую и по левую руку от Господа, поется известное песнопение – светилен Великой пятницы «Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси Господи».

Страстная пятница – день строжайшего поста, литургия в этот день не совершается.

Царские часы

«Снятие с креста» Бальтазара Эчаве Риоха, 1665 год. Изображение с сайта studyblue.com

Вторая служба Страстной пятницы называется Царскими часами. Она совершается в пятницу утром. Традиция этого богослужения уходит корнями в чтения Священного Писания на Голгофе в Иерусалиме. А в константинопольской традиции она соединилась со службой обычных часов.

Наименование «Царские часы» служба получила в Константинополе, потому что на ней всегда присутствовал император. Часы продолжают тему чтений Двенадцати Евангелий. Читаются те же Евангелия, только их уже не двенадцать, а четыре (по количеству часов). Мы еще раз возвращаемся к тем событиям, только теперь они изложены уже по четырем евангелистам.

Вынос плащаницы

Икона «Не рыдай Мене, Мати»; Россия, конец XIX века. Изображение с сайта cirota.ru

Третья служба Страстной пятницы – великая вечерня с выносом плащаницы. Она совершается на практике именно в то время, когда и должна быть – во второй половине дня, после полудня. Вечерня Страстной пятницы четко делится на две половины. Первая половина – еще одно воспоминание Страстей, снова читается составное Евангелие о Страстях.

А вторая половина службы повествует о погребении Тела Господа во гробе, точно соответствуя тексту Евангелия по времени: Господь был погребен вечером в пятницу.

Но в церковном обиходе существует одна очень досадная ошибка, которая крепко вошла в традицию. Считается почему-то, что день погребения – это суббота. И погребением называют утреню Страстной субботы. Но в субботу никак не могло происходить никакого погребения. Потому что в субботу по иудейским законам любое погребальное действие было строжайше запрещено, и это многократно упоминается в Евангелии.

В богослужении есть последование, посвященное погребению, – это вторая половина вечерни Страстной пятницы. Это событие изображается как вынос плащаницы. Плащаницу – вышитую или писаную горизонтальную икону Христа, лежащего во гробе, выносят в центр храма, а потом обносят вокруг храма крестным ходом.

Вынос плащаницы и есть ее символическое погребение. Это совершается во второй половине дня в пятницу, до захода солнца, потому что после захода солнца у иудеев начиналась суббота, день покоя. Этим объясняется спешка, с которой хоронили Христа: не успели даже совершить все обряды, не успели как следует помазать Его тело благовониями. Почему мироносицы прибежали ко гробу с первыми лучами солнца воскресного дня? Они должны были доделать незавершенное.

Но главный предмет на этом входе все-таки не плащаница, а Евангелие. Это вход с Евангелием.

По своему происхождения плащаница – евхаристический воздух, плат, которым покрывают чашу и дискос во время Евхаристии. Когда ходили на крестный ход, из благоговения Евангелие обертывали в этот плат. Позже этот плат стал плащаницей, которая участвует в службе Великой пятницы и Великой субботы.

Икона «Положение во гроб»; Россия, XV век. Изображение с сайта wikipedia.org

Утреня Великой cубботы, которую по досадному недоразумению называют погребением, несет совершенно иной смысл и имеет другое происхождение. В приходской практике она служится вечером в пятницу, хотя была задумана как ночная, но в некоторых монастырях совершается ночью.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?