Вефиль: Дом Божий для эпилептиков

Это – рассказ об истории крупнейшего в Европе проекта поддержки нуждающихся, осуществляемого Евангелической церковью Германии. Он заслуживает внимания хотя бы своей масштабностью: на сегодняшний день в нем заняты около 10 тысяч человек. А начиналось все в 1867 году с больницы для эпилептиков на 24 койки

Это – рассказ об истории крупнейшего в Европе проекта поддержки нуждающихся, осуществляемого Евангелической церковью Германии. Он заслуживает внимания хотя бы своей масштабностью: на сегодняшний день в нем заняты около 10 тысяч человек. А начиналось все в 1867 году с больницы для эпилептиков на 24 койки.

От клиники к общине
В древние времена эпилепсия (от греческого «эпиламбано» — хватать) считалась «Божественной болезнью». Те, кто страдал «падучей» считались либо одержимыми бесами, либо несущими Божию кару. Для лечения этой болезни использовались самые экзотические средства – от амулетов из растения-паразита омелы до закапывания в землю живьем черных петухов.

В середине 19 столетия заведений для людей с эпилепсий было очень мало – и церковных, и частных и государственных. Все они вместе вмещали не более 300 пациентов по всей Германии, в то время как число эпилептиков в стране на то время составляло около 42 тысяч человек. Для того чтобы хоть как-то помочь этим людям, Евангелическая церковь Рейнланда и Вестфалии решила основать заведение для «способных молодых людей с эпилепсией». Предприятие получило поддержку духовенства и верующих из числа промышленников города Билефельд. Вскоре под это начинание была приобретена ферма в лесу к югу от города.

Торжественное открытие «Евангелического учреждения» состоялось 6 ноября 1867 года. В первый год здесь поселились 24 пациента. Практически все заявки на помещение в лечебницу приходили от людей из малообеспеченных семей, так что проект по-прежнему оставался зависимым от поддержки благотворителей.

В 1872 году на пост руководителя «Евангелического медицинского учреждения для больных эпилепсией Рейнланда и Вестфалии», расположенного в местечке Билефельд, был назначен пастор Фридрих фон Бодельшвинг. В те времена эпилепсия считалась неизлечимой, и большинство больных умирали. Поэтому это учреждение было создано не для лечения, а скорее для поддержания жизни больных. «Лекарства можно принимать где угодно, для этого нет необходимости в специальном учреждении. Поэтому цель Вефиля (так заведение стало именоваться в дальнейшем – прим. ред.) распространяется дальше, в вечность», — писал пастор, который хотел предоставить своим пациентам условия для «безмятежного умирания».

Большинство пациентов клиники были людьми с серьезными физическими или умственными отклонениями. Поэтому уже в первый год существования заведения стало очевидным, что лечебница призвана стать постоянным пристанищем для взрослых больных эпилепсией и страдающих вследствие этого слабоумием. В 1869 году учреждение решено было расширить. Новое здание появилось только к 1873 году, оно было рассчитано не более чем на 150 человек. Но пастор фон Бодельшвинг имел большие планы. Он хотел еще более расширить число больных, за счет женщин. При этом он считал неверным разделение здравоохранительных учреждений по принципу пола больных, а содержание разнополых пациентов в одной лечебнице было по тем временам неслыханным новшеством. Вскоре, впрочем, все же пришлось ввести внутреннее разделение больных — по принципу пола, возраста, социального происхождения, степени инвалидности и работоспособности. В 1883 году пастор писал: «Не стоит повторять ошибок этого заведения, где в одном здании, рассчитанном примерно на 150 человек, вместе живут мужчины и женщины, дети и взрослые, люди с достатком и бедняки. Разница в пище и еде, то, что более образованные пациенты требуют лучшего ухода – а это вызывает зависть более бедных пациентов – ведет к озлоблению и упрямству. А разделение больных по принципу пола ведет к искусственному внутреннему распорядку. Комендант лечебницы через несколько лет не выдержал столь тяжелой нагрузки. Не осталось другого выхода, кроме как построить отдельный дом специально для больных женщин и передать заботу о них не обремененным семьей диаконисам (т.е. сестрам милосердия)».

Братство «Назарет»

Пастор настоял на том, чтобы в непосредственной близости от здания лечебницы было построено заведение для обучения сестер милосердия. Эти женщины принимали обет безбрачия, послушания и служения ближним. Сначала сестер было всего 26 (в 1910 году их было уже более 1200, а к 1930 году – более 2 тысяч). Сестрам был поручен уход за женщинами, за мужчинами же ухаживали мужчины. Они создали братство еще в 1877 году, которое получило собственное здание в 1883 году под названием «Назарет». В этом доме братья жили под одной крышей с пациентами-мужчинами. Несмотря на то, что максимальное число братьев достигло 680 человек (гораздо меньше, чем число сестер), «Назарет» стал самым крупным евангелическим братством в истории Германии.

Принятие больных-женщин стало первым шагом по расширению работы. В планах пастора было создание поселения, которое могло бы принять до 500 человек. Он с ревностью принялся за новое дело. В результате, в течение всего лишь 12 лет – с 1872 по 1884 – поселок разросся до 18 построек. Среди них было несколько ферм, на которых трудились пациенты. Кроме того, появилось некоторое количество ручных производств, на которых также были задействованы насельники. Сперва производства, так же, как и сельское хозяйство, выполняли важную педагогическую и терапевтическую функцию, но вскоре они стали просто необходимы, потому что покрывали большую часть потребностей теперь уже не просто лечебницы, а целой общины.
В новом виде заведение получило название Вефиль (Bethel, «Дом Божий» по-древнееврейски). Это имя проект носит и до сих пор.

Сестры милосердия из Вефиля, 1909 г.

Вскоре после вступления в должность пастор фон Бодельшвиг понял, что число заявок на вступление в общину гораздо больше, чем ее возможности. Более того, он решил принимать не только больных эпилепсией, но и людей с другими психическими заболеваниями. Среди просителей было много алкоголиков и безработных. Для них в 1882 году было создано рабочее поселение в альпийских лугах. Но число желающих все возрастало. Так, в 1899 году была основана подобная колония под Ганновером, а в 1905 году – вблизи Берлина.

В 1910 году, когда пастор умер, общее население Вефиля составляло 4 тысячи человек. Это место называли «городом милосердия». Плюс все три колонии для алкоголиков насчитывали более 2 тысяч человек.

«Вефиль» и история болезни
В докладе «Общественная опека над больными эпилепсией» в 1883 году Фридрих фон Бодельшвинг признал, что только менее 8% из около 1300 насельников Вефиля были излечены и отпущены по домам. «Таким образом, такое учреждение становится уже не просто лечебницей, но учреждением по уходу, — заявлял пастор. – Искусство врачей приводит лишь к приостановлению болезни, но не к выздоровлению».

Впрочем, несмотря на эти пессимистичные выводы, в Вефиле стали пробовать применять новые методы лечения. Экспериментировали даже с ядом кураре, привозимым из Южной Америки. Такие народные средства, как пепел сороки, были полностью отметены. С 1880 годов стали использовать бромистый калий, действие которого в качестве средства против эпилепсии открыл в 1857 году сэр Чарльз Локок, акушер английской королевы.

Бромистый калий в больших количествах рассылали из Вефиля во все концы земли, вплоть до южного побережья Африки. Только в 1895 году по миру было разослано 2700 килограмм этого средства.

В 1903 году на эту практику обрушилась волна критики. Главным образом потому, что это средство, обладающее сильным побочным действием, рассылали без рецепта и предписаний о дозировке. Пастор фон Бодельшвинг выступал за рассылку: по его словам, без помощи из Вефиля несчастные эпилептики попадали в руки шарлатанов. К бромистому калию стали прилагать бумагу с предупреждением о побочных эффектах и дозировке. Постепенно использование этого препарата стало сокращаться, все больше стали прибегать к успокоительному средству люминал.

Но о причинах и возможностях лечении эпилепсии человечество мало что знало вплоть до 20 столетия. В Вефиле постоянно появлялись целители, шарлатаны и пациенты, которые объясняли болезнь спазмами поджелудочной железы или кишечными глистами и предлагали самые невероятные способы лечения – от диет и эвкалиптовых ванн до облучения радием и вдувания воздуха в мозг. Медики из Вефиля проверяли все эти невероятные предписания и почти ото всех отказывались. В 1930 году пастор Фридрих фон Бодельшвинг-младший, сын предыдущего руководителя общины, продолживший дело отца, писал: «Это странная, еще никем до конца не изученная болезнь, которая задает нам все новые загадки».

В период Первой мировой войны многие насельники общины умерли от голода. Но Вторая мировая таила совсем другие опасности. Уже в 30-х годах начались попытки закрыть Вефиль. По всей стране эпилептиков подвергали насильной стерилизации. Затем началась программа по уничтожению людей с психическими заболеваниями, и специально присланная из Берлина комиссия отобрала 446 пациентов клиники, чтобы умертвить их в газовых камерах. Пастор фон Бодельшвинг-младший, несмотря на все усилия и авторитет, не мог спасти своих людей. Их спасло стечение обстоятельств: в августе 1941 года программа «Акция Т4», по которой должны были быть убиты более 70 тысяч пациентов медицинских учреждений по всей Германии, была приостановлена.

Еще в 1931-1932 годах в Вефиле появилось новое «приемное здание» под названием «Мерра» (по-древнееврейски «горечь» — в честь остановки израильтян в пустыне, где был источник с горькой водой, сделавшейся по молитве Моисея сладкой). Здесь все новички должны были провести восемь недель, в течение этого времени их обследовали и назначали индивидуальное лечение, по этому курсу больной лечился уже в других подразделениях общины. Этот «приемный дом» был оборудован по последнему слову техники – лабораториями, где изучали состав крови и обмен веществ больного, а также диетической кухней.

В 1946 году в «Мерре» открылся исследовательский центр. Здесь был установлен один из первых в Германии энцефалографических аппаратов, который занимал целую комнату. Так «Мерра» постепенно превращалась из «приемного дома» в специализированную клинику. К 1953 году половина пациентов, проходивших здесь лечение, через несколько недель снова отправлялись домой – настолько эффективными стали здешние методы. Частота припадков у большинства больных в среднем сокращалась с одиннадцати по пяти в месяц. В клинике применялись последние медикаменты, разработанные в США – для этого Вефиль направлял в Америку своего главного врача. Число желающих попасть в клинику все возрастало. Вскоре пришлось снова расширять клинику.

По этому поводу Фридрих фон Бодельшвинг III, внук первого Бодельшвинга, писал: «Ни при каких обстоятельствах мы не собираемся отказываться от бесценного дара целостного подхода, который перешел к нам по наследству. Поэтому новая клиника представляется нам противоположностью тому, что теперь встречается повсюду – сплошь рационализированные, самопревозносящиеся «фабрики здоровья». Нужно избегать нездорового разделения людей на тех, кого можно вылечить, и неизлечимо больных, на так называемые «клинические случаи» и тех, на ком «можно поставить крест». А также разделение другого рода, при котором по одну сторону стоит болезнь, а по другую — человек, больной ею».

На сегодняшний день Вефиль — это крупнейший в Европе диаконический проект Евангелической церкви, основное место расположения которого – немецкий город Билефельд. По сути, это целый городок, где, помимо клиник и диагностических центров для людей с самыми разнообразными заболеваниями и отклонениями, есть еще и мастерские для инвалидов, хоспис, учебные заведения (в том числе училище сестер милосердия), сестричество и братство. Здесь есть даже отели и кафе, созданные, в основном, для трудовой реабилитации людей с умственными недостатками. В городке даже имеет хождение своя собственная валюта – «Вефильский евро» — настоящие напечатанные деньги, которые стоят чуть меньше настоящего евро, при помощи этой валюты сотрудники и жители городка могут расплачиваться в местных магазинах. Собственные деньги появились в Вефиле еще в 1908 году, тогда они назывались «Вефильсике марки». Население городка составляет около 10 тысяч человек. В общей сложности, с учетом всех филиалов, в проекте заняты 13 тысяч человек, Вефиль рассчитан на 20 тысяч больных. Кстати, Вефиль сотрудничает с мастерскими для людей с отклонениями прихода в честь иконы Божией матери «Всех скорбящих радость» города Минска, о которых мы уже не раз писали.


Мастерские для инвалидов в Вефиле

Сайт: www.bethel.de

Подготовил Иван НИКИФОРОВ

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?