Миссия Православной Церкви, обращенная к наркоманам и алкоголикам, выздоравливающим в группах самопомощи Анонимные Алкоголики и Анонимные Наркоманы, а также к их родственникам, часто встречает «добрую почву», подготовленную опытом выздоровления по программе «12 шагов». Эта миссия востребована многими из них, но она непременно должна учитывать особенности этой целевой группы. Эти люди имеют драгоценный для них личный опыт выздоровления от зависимости, настороженное отношение к прямой проповеди и тяжкие грехи, «выталкивающие» этих людей из храма – и потому тем более они нуждаются в миссии и окормлении.
Духовные аспекты реабилитации алкоголиков и наркоманов – это большая тема, в рамках небольшой статьи последовательно осветить ее не представляется возможным. Однако можно проследить эти аспекты на примере групп самопомощи Анонимные Алкоголики и понять, какие там идут процессы, и какое место в них может занимать Православная Церковь.
Анонимные Алкоголики – это движение самопомощи алкоголиков, которые приняли решение прекратить пить, и для этого объединяются в группы, где происходит процесс выздоровления от алкогольной зависимости. На собраниях группы происходит неформализованный обмен позитивным опытом преодоления зависимости, силами и надеждой на успех, участники по-товарищески поддерживают друг друга. Постулируется, что алкоголик не может контролировать употребление спиртного, и это останется с ним навсегда, поэтому стать таким, как остальные люди, ему не удастся. Но он может обрести здоровую жизнь, если не будет пить и определенным образом переделает свою жизнь. Этот процесс называется выздоровлением.
Главным в этом движении, однако, является не трансляция позитивного опыта, а именно способ и процесс переделывания своей жизни, который называется «Программа 12 шагов». С самого начала она парадоксальным образом для алкоголика предлагает ему признать свое бессилие перед зависимостью и вследствие этого неуправляемость его жизни. Затем программа предлагает увидеть, что через других людей и непосредственно Бог может помочь человеку там, где он оказался бессилен, если тот пойдет путем покаяния. Смыслом программы является именно покаянная перестройка жизни человека таким образом, чтобы Бог мог в его жизни действовать не вопреки его воле, а в синергии с ней. Поручение, таким образом, своей воли и жизни Богу позволяет алкоголику не только перестать пить, но и жить добродетельно, а потому обрести душевный покой. Для этого программа предлагает ряд последовательных действий, которые и формулируются в этих 12 шагах.
- Смысл программы достаточно прост:
Успешность выздоровления прямо зависит от активности работы по программе.
Поскольку многие алкоголики приходят в программу неверующими людьми, или имеющими разные предубеждения в вере, или верующими, но не сумевшими избавиться от страсти пития в Церкви, программа «12 шагов» предлагает не спорить о вероучении, справедливо предоставив эти вопросы Церкви. Она вводит формулу «Бог, как я Его понимаю», рассчитывая на то, что у каждого человека есть тот или иной практический опыт встречи с Благодатью, и в системе ценностей человека присутствует опыт Богообщения, пусть и прикровенный для него самого. Важно то, что человек не выдумывает себе некое божество, а опирается на реальный жизненный опыт, в котором, несомненно, есть присутствие Божие. Его-то человек и ищет, не мудрствуя в богословии. «Бог, как я Его понимаю», является представлением, сформированным на основе личного и принятого от других опыта помощи Божьей, а вовсе не фантазиями на богословские темы. Вообще, в программе есть здоровое целомудрие в этом смысле, не позволяющее болтать или фантазировать на тему о Боге, и более того, на группах запрещена явная или скрытая проповедь, чтобы люди с иными убеждениями могли выздоравливать рядом, и это сохраняет сообщества от влияния сект.
В этом действии программы есть, конечно, влияние протестантизма, в котором приоритет отдается отношениям Бога с конкретным человеком, особенно это видно в формулировке 11-го шага. Неудивительно, ведь программа 12 шагов пришла к нам из протестантской Америки. Но в ситуации российского алкоголика это оказывается не так существенно, так как индивидуализм Запада нам менее свойственен, и так или иначе мы испытывали влияние соборной Православной культуры. Другой же аспект этого оказывается крайне важен: не дерзая обобщать, человек ищет Бога в пути покаяния, и именно на этом пути находит Его благодатную помощь.
Ключевым процессом в человеке тогда становится метанойя, понимаемая как покаянное изменение всей своей жизни. Покаяние – это внутреннее изменение личности, переход из одного нравственного состояния в другое. Оно происходит в результате Богочеловеческого действия, в котором решающее действие совершает Бог. Выражается оно в постоянном делании, в котором напряженно выявляются и изымаются конкретные грехи, различные по содержанию, степени и качеству (раскаяние) (Прот. Владислав Свешников. Очерки христианской этики. М., Паломник, 2010 – 784 с.). Изменение, таким образом, своей жизни и создает для человека возможность не пить и жить хорошо, т.е. в соответствии с Промыслом в отношении этого человека.
Понятно, что в полноте покаяние осуществимо только в Церкви, поскольку это таинство очищения души человека Богом, и потому восполняет утраченную в грехе благодать крещения. Но в значительной степени покаяние все же происходит в рамке работы по программе «12 шагов», и закономерно часто (но не всегда, конечно), оно восполняется церковным таинством. Программа же позволяет максимально полно осуществить человеческую часть этого совместного с Богом процесса.
Анонимные Алкоголики родились в 30-х годах ХХ века, и с тех пор в 160 странах мира миллионы людей выздоравливают этим путем от алкоголизма, покаянно меняя свою жизнь. Вслед за алкоголиками появились параллельные сообщества Анонимные Наркоманы, Анонимные Игроки, Ал-Анон (семьи алкоголиков), Нар-Анон (семьи наркоманов) и др. В России эти программы работают более 20 лет, и тысячи людей продолжают выздоравливать благодаря помощи Бога и людей на этих собраниях.
Понятная настороженность Православной Церкви в отношении этих сообществ за эти годы сменяется признанием и сотрудничеством. Только в Москве многие храмы предоставляют свои трапезные для собраний групп, работающих по программе «12 шагов», в том числе библиотека Свято-Данилова монастыря. Можно слышать многие позитивные отзывы о работе этих собраний. Например, свщ. Алексий Гостев пишет: «Предубеждения, опасения в отношении программы 12 шагов абсолютно развеяны их практической деятельностью», это «важный инструмент духовной жизни» алкоголика. В них видно, как указывает наместник Свято-Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов), «искреннее признание своей немощи и желание исправиться» (Программы реабилитации алкоголиков и наркоманов – теперь не «изгои для Церкви» – БЛАГОВЕСТ Инфо). Митрополит Волоколамский Илларион (Алфеев) пишет: «Смысл этой программы («12 шагов») заключается в том, что она предлагает не только освобождение от последствий алкоголизма или наркомании, но и врачует сам корень болезни, освобождая человека от той внутренней пустоты, которая является причиной «зависимости». Программа эта рассчитана на постепенное осознание человеком бесперспективности своей прежней жизни, необходимости исправиться, собственного бессилия и необходимости какой-то Высшей Силы, которая помогла бы ему духовно и нравственно переродиться. Иными словами, это <…> программа всецелого исцеления на всех уровнях: физическом, душевном и духовном. Эта программа имеет религиозный наполнитель; на каком-то этапе она приводит человека к Богу». Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечает: «Поскольку алкоголизм, как и прочие виды зависимостей, — грех и болезнь одновременно, нужно, чтобы общество и Церковь боролись против него совместными усилиями. Негативное отношение духовенства <к программе «12 шагов»> зависит от степени осведомленности…. Никаких богословских предпосылок отвергать программу нет» («Независимость личности» – Газета Московского научно-практического центра наркологии № 6 (12) от 22.06.2010).
Остановить алкоголизм конкретного человека – вот цель сообщества Анонимные Алкоголики. Средством для этого становится покаянное изменение им своей жизни. Но Церковь понимает, что эта цель лишь промежуточная. Настоящей целью, к которой и ведет путь покаяния – это спасение души, и здесь совершенно недостаточно личного или коллективного покаянного изменения жизни. Здесь необходима встреча с Богом Живым, со Спасителем. Это может произойти только в Церкви, и только тогда в полноте осуществится то, ради чего на самом деле алкоголик и начинал свой нелегкий путь выздоровления. Цель становится явной ему только в процессе выздоровления, и не всегда. Поэтому миссия Церкви в группах самопомощи, работающих по программе «12 шагов», совершенно необходима.
Работая с этой программой 15 лет в реабилитационном центре для наркоманов и алкоголиков, автор ясно осознает недостаточность программы для дела спасения души страдающего человека, с одной стороны, и «добрую почву», подготовленную для Сеятеля путем выздоровления по программе «12 шагов» алкоголика, наркомана или его семьи, с другой стороны. Это «побелевшие нивы», ожидающие миссии Церкви. Поэтому около 5 лет назад мы организовали православный семинар для всех желающих родственников алкоголиков и наркоманов, а полтора года назад при храме свт. Тихона Задонского с участием прот. Павла Дорофеева, клирика храма Всех Святых в Красном селе, начал работу православный семинар для выздоравливающих алкоголиков и наркоманов.
Элементы миссии работали в нашем светском реабилитационном центре все 15 лет, но, ставя целью реабилитацию, мы не могли идти дальше лишь факультативных занятий по Евангелию, духовных бесед, личного исповедования веры в подходящий момент. В противном случае мы могли бы помешать реабилитации тех, кто сегодня не принимает Церкви. Но на православные семинары приглашались именно те, кто хотел бы познакомиться с Церковью, искать не «неведомого Бога», а Христа. Особенностью этих семинаров стало соотнесение личного духовного опыта выздоровления, полученного благодаря программе «12 шагов», с жизнью Церкви.
Форма семинара отработана в течение этих лет, и она достаточно проста. После совместной молитвы «Царю небесный…» мы просим задать вопросы, которые возникли за эту неделю (напомним, что слушатели живут нелегкой жизнью выздоровления, что поднимает духовные вопросы), совместно ищем на них ответы. Подробно разбираем церковные молитвы, в первую очередь, утреннего и вечернего правила, разбираясь в церковно-славянском языке, и стараясь заглянуть в духовный смысл каждого слова. Поем церковные песнопения. Читаем ближайшее воскресное Евангелие и разбираемся в нем, соотнося его со своей жизнью. Иногда читаем псалмы. Разбираем таинства, в первую очередь, Литургию. В соответствии с церковным календарем разбираем предстоящие на неделе праздники, дни памяти святых и пытаемся прикоснуться таким образом к жизни Церкви. В конце семинара поем «Отче наш…».
Эти семинары не очень похожи на воскресную школу. На них приходят люди не просто учиться, слушать, воспринимать. Они приходят сомневаться, искать, понимать себя и Бога. Выздоравливая от алкоголизма, наркомании или созависимости в программе «12 шагов» человек основывается на наличном представлении о Боге, поддерживаемом опытом соработничества с Ним в выстраивании добродетельной и трезвой жизни. Именно Бог приводит этих людей к пути выздоровления, и поддерживает на нем, и потому опыт их – подлинный.
Понятно, что представления о Боге здесь отнюдь не полны, и нередко искажены. Это следствие многолетней жизни в тяжких грехах: наркомания и алкоголизм, воровство, ложь, блуд, цинизм, – а также особенность нашего времени, когда поколения, выросшие при безбожной власти, потеряли и прежние ценности, окунувшись в бурное море перемен и легких денег. Удовольствие стало для многих главной ценностью, и их религиозные представления вполне соответствуют этому. Они переживают трагедию человека, обнаружившего пустоту и зло в том, что было вожделенной безусловной ценностью. Но прийти в Церковь для многих из них оказывается непросто.
Попытки прийти в Церковь, предпринимаемые сначала по наущению близких, или самостоятельно, часто носили характер «рыночных отношений» с Богом: дай мне выздоровление, а я буду делать то-то и то-то. Веры как таковой нередко и не было, с теми же намерениями они обращались к наркологам или экстрасенсам: лишь бы помогло. Поэтому они чувствовали себя в храме плохо, было много настороженности и недоверия. Вообще, этим людям особенно свойственно рационалистическое мышление: «не понимаю – поэтому не доверяю». У них нет кредита доверия Церкви, т.к. их вера не воспитана, но есть довольно много мифов и предрассудков в отношении Церкви и верующих людей. Например, они видят зияющую пропасть между собой и «этими странными людьми» и потому ждут осуждения со стороны церковных людей. Зная о том, что придется держать ответ перед Богом за свои грехи, они, как дети, стараются избежать наказания тем, что просто не идут к Богу, Который якобы их осудит, и накажет. Защищаясь, они пересказывают истории о неблаговидном поведении мирян и священников. Понятно, что лишь немногие из них смогли переступить через свои страхи и сиюминутные потребности, встретив «сияние вечной жизни» в глазах церковных людей. Другие же разочаровались, получив иногда негативный опыт общения с людьми в Церкви, не понимающими этой проблемы.
Более того, вследствие долгих лет, прожитых в тяжелых грехах, души наркоманов и алкоголиков получили глубинные повреждения, о степени которых человек сам часто и не догадывается. Это, в основном, практика двойной жизни, когда теряется представление о том, что правда все-таки есть, и ложь становится такой нормой жизни, что человек в нее искренне верит. Он уже не пытается понять, как он поступает на самом деле, а живет в мире придуманных мотивов и поступков, оторвавшись, таким образом, от связи с реальным миром. Это также и отсутствие единства с другими людьми, с семьей, с друзьями: наркоман и алкоголик по сути глубоко одинокие люди. Поэтому Церковь имеет здесь очень мало основы для построения духовной жизни человека. Программа «12 шагов» выстраивает такую основу, и потому она часто является очень важным предварительным условием для духовного возрастания человека и его воцерковления.
С другой стороны, у этих наркоманов и алкоголиков есть драгоценный опыт выздоровления, который они понимают именно как помощь Божью. Они молятся (как умеют), стремятся поручать свою волю и жизнь Богу, и в результате складывается опытное переживание общения с Богом, готовность осознавать его (нередко вульгарное). Страх Божий есть у немногих, веры в полноте и быть не может… потому что они не в Церкви. Выздоравливающим наркоманам и алкоголикам свойственна спутанность понятий: страха Бога нет – а вера есть как доверие Богу; есть надежда на Его помощь – но и быстрое уныние, т.е. нет в полноте покаяния; гуманистические настроения отказа от переживания вины, вера в «права личности» – и глубокое переживание стыда, нередко маскируемое «низкой самооценкой»… Духовная сфера конфликтна изнутри – но она живет, развивается, потому что есть опыт Встречи, который требует и находит свое осознание. Эта вера возникла и крепла в критически важное время для наркомана или алкоголика – поворота от ужасной жизни в пьянстве или активной наркомании к трезвой жизни, получившей благодаря программе духовное измерение. Поэтому эта вера выстрадана, и драгоценна для человека.
На семинарах ставится цель протянуть мостик между личным духовным опытом пациента и церковным, святоотеческим пониманием отношений Бога и человека. Там особенно видны нестроения в духовной жизни пациентов, и предлагается рассмотреть церковный взгляд на решение этих проблем. Важным оказывается говорить не против того, что говорят со своей позиции выздоравливающие алкоголики и наркоманы, но выше их, чтобы их подлинный опыт был включен в больший, более точный контекст, чем это было раньше. Подходит уже не школьное богословие, изучение пришедшего извне знания, но практическое изучение того, что насущно нужно сегодня для выздоровления – и тогда это знание усваивается прочно и глубоко.
Например, обсуждается Евангелие о расслабленном, носимом на одре (Лк. 5:24). Оказывается, там много знакомых понятий: наркоман, как и расслабленный, так же бессилен в своей болезни, бессилен даже просить Бога о милости; друзья и близкие помогают ему, несут его к Христу; по вере их, но еще не самого наркомана начинается процесс выздоровления; выздоровление несомненно связано с избавлением наркомана от власти греха, и ему нужно перестраивать всю свою жизнь, а не только бросить употребление; т.е. налицо прямая связь греха и болезни. Эти параллели узнаются с радостью, и видно, что именно Бог исцеляет больного. Но вот два вопроса: вот пациент, он, очевидно, выздоравливает, не только сохраняя трезвость уже длительное время, но и перестраивает свою жизнь по совести. Значит, Бог ему помогает это сделать. А что происходит с его грехами? Можно ли самому себе простить грехи? Или нужен Кто-то больший, Кто Он в твоей жизни? Как это происходит? Второй вопрос: а как в твоей жизни выглядит «возьми постель свою и иди в дом твой»? Только ли это радость выздоровления, или еще что-то? Нужно так помочь пациентам осознать свой опыт, чтобы им хотелось тянуться дальше.
У этих людей есть вера в Бога, но она как бы «дикая», не привитая к Церкви, и потому ее надо прививать к Христу. У них уже отчасти есть даже язык веры, в выздоровлении в программе «12 шагов» они привыкают говорить о смирении, духовном росте, о поручении своей воли и жизни Богу, о праведной жизни в противопоставлении «плохой» жизни в употреблении наркотиков или алкоголя. Но словарь явно недостаточен, и нет традиции веры. Одновременно это создает некую трудность для миссионера, потому что он строит не на «пустом месте», вера уже есть, и человек не позволит, чтобы ее унизили, даже если она и несовершенна.
В программе «12 шагов» существует строгое представление о том, что выздоровление – это процесс длиною в жизнь, и потому требует постоянных усилий по покаянному обращению себя к помощи людей и Бога, наркоман находится на «эскалаторе, идущем вниз», и потому надо все время идти по пути выздоровления, говоря языком православной традиции, бодрствовать. Можно выздоравливать, живя очень хорошо и трезво, но нельзя выздороветь, забыв о своем грехе. Это кардинально отличается от принятой в протестантских общинах для наркоманов идеи «исцеления Богом, раз и навсегда», аналога «спасения верой». Здесь позиция программы очень близка православной традиции в сознании человеком своей греховной поврежденности. Только действием Духа можно объяснить это явление в программе, имеющей протестантскую историю.
- Из сказанного следует, что задачами миссии в группах самопомощи являются:
Может показаться удивительным, но выздоравливающие алкоголики и наркоманы могут стать теми «нищими духом», которые осознали свою духовную пустоту и вместе с тем жажду Бога. Мы видим, как в выздоровлении жизнь их становится все более праведной, начинает иметь духовное, и в нем нравственное измерение. Конечно, они не праведники, не святые, и говорят на диком языке – а какими же они могут быть вне Церкви?
Деликатность миссии, обращенной к наркоманам и алкоголикам, выздоравливающим по программе «12 шагов», состоит, конечно, и в том, что мы не со всем сможем согласиться. Во многих высказываниях можно услышать привнесенные гуманистической психологией, и, хуже того, везде проникающим «нью эйдж», ошибочные представления. Это отказ от переживания чувства вины; искренняя уверенность в том, что душа человека сама знает, что ему нужно, и нужно следовать ее пожеланиям; поддержка максимальной открытости и откровенности с преодолением сдерживающего стыда; всевозможные йоги и прочие релаксации-медитации (не путать с книжечками размышлений – опытом выздоровления других людей); избегание всяких авторитетов и правил… Но, впрочем, все это не является именно выздоровлением по программе «12 шагов», и привнесено в нее теми, кто научился этому в реабилитационных центрах с таким направлением. Это всегда можно показать в конкретной ситуации. Кроме того, совесть как естественный закон все же говорит выздоравливающему человеку о его неправоте в этом отношении, и миссия может встать на сторону именно совести, как внутреннего верного убеждения самого человека.
Несколько слов следует сказать отдельно о семинаре для родственников наркоманов и алкоголиков. Деятельность его многогранна, она включает не только темы для изучения, но и паломнические поездки, совместную молитву, молитву друг за друга и иные виды помощи. В отличие от наркоманов и алкоголиков, их близкие более мотивированы получать помощь и учиться, они согласны принимать любую помощь, лишь бы их родственник выздоравливал. У них нет или очень мало критики к тому, что предлагает им миссия. Они с радостью принимают благую весть, и их благодарность Богу велика. Очень важными темами для работы для них становится свобода человека, как Богоустановленная категория его жизни. Фраза «Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь…» (Втор. 30:19) становится насущным вопросом свободы их детей. С другой стороны, Евангельская вера в саму возможность исцеления Христом больного по молитве близких нуждается в поддержке. Молитва матери «со дна морского достанет», и мы знаем множество примеров благодатной помощи Господней, когда по молитвам матерей начинали свой путь выздоровления их дети. И тогда для многих из них мольба к Богу о выздоровлении сына становится началом их собственного воцерковления, пути к спасению своей души.
Соответствует ли сегодня миссия этим запросам? Да, если мы радуемся встрече человека с Богом вне Церкви («Дух дышит, где хочет» (Ин 3:8), и приглашаем его к воцерковлению, чтобы он остался с Христом, благодарил Его за свое выздоровление, а не «неведомого Бога» (Деян. 17:23). Нет, если заменяем миссию учительством, отвергаем опыт веры человека из-за своего привычного опыта, т.е. ради самих себя. Второе проще, но это тупиковый путь. Он соблазнителен, и мы стараемся не вступать на него. Всегда страшно говорить от имени Церкви. Ведь и мы стоим перед Христом в покаянии, и не наша заслуга, что мы в Корабле спасения, с которого, бывает, норовим сами упасть… Истина, конечно, в Церкви, но не всегда в том, как мы ее доносим до тех, к кому приходим с миссией от Ее имени. Поэтому так важно отвергнуть в себе соблазн предстать всезнающим учителем.
Процесс воцерковления не скор. Кто-то уходит с наших семинаров, другие приходят. Часть слушателей воцерковляется, для других этот процесс еще впереди, но начало ему положено, и мы верим, что семечко прорастет в свое время. Время же устанавливает Господь, наша работа именно в том, чтобы нести благую весть. «Наша работа не состоит в том, чтобы Истина восторжествовала, но мы призваны свидетельствовать о ней».
Наконец, нужно отметить очевидную, но практически не всегда принимаемую истину. Из истории миссии известно, что, приехав к язычникам, миссионер начинал обычно с того, что просто жил среди них, разделяя их радости и беды, и притом так, чтобы его жизненному пути хотелось следовать. Миссия начинается именно с человека, который живет по Христу, а потом уже идет проповедь и учение. И это, конечно, самое трудное. Миссия предъявляет к миссионеру невыносимое требование соответствия своей вере, и только Христос может восполнить наш очевидный недостаток. Но мы должны знать о своей неполноте и нести именно Христа, а не свои представления о Нем. Любовь к Христу и сознание своей недостаточности, на наш взгляд, являются необходимыми качествами православного миссионера.
Екатерина САВИНА,
директор Реабилитационного Благотворительного Центра «Зебра», г. Москва