Вас уже обсуждают
Грубая и неопрятная, неграмотная и косноязычная, религиозная напоказ, но суеверная. Лупит своих детей, живет на пособия, попрошайничает, скандалит, и считает, что все кругом ей должны. Видели такую мать? На самом деле, мало кто видел, но получить клеймо «Яжемать» легко, допустив малейшую ошибку, а остальное люди придумают сами.
Отправили ребенка справить нужду в кустик, попросили пропустить вас без очереди, кормили грудью на людях, ваш ребенок устроил истерику? Возможно, вас уже обсуждают в интернете.
Тем, кого называют «яжматерьми», посвящены десятки сообществ во всех соцсетях. Термин настолько прижился, что им пользуются даже мамы: «… помогите разобраться, я повела себя, как яжмать?»
А в сообществах «против яжматерей» день изо дня обсуждают случаи вроде: «в метро ребенок испачкал меня ногой, мать не реагировала», «ребенок пинал собаку, мать не реагировала», «в купе поезда ребенка посадили на горшок», «ребенок мешал отдыхать в ресторане», «ребенок испортил полет» и так далее. Совершенно непонятно, сколько из описанных ситуаций происходили в реальности, а сколько их придумано от скуки.
Когда темы для обсуждений кончаются, на помощь приходят приложения, позволяющие переписываться с собой самим и выдавать это за переписку с другим человеком. Например, кто-то якобы продает что-то в интернете, тут появляется «яжмать» и начинает, прикрываясь наличием ребенка, требовать отдать ей все бесплатно, попутно проклиная продавца.
При этом «мать», конечно, безграмотна, истерична и агрессивна, а «собеседник» ведет себя сдержанно и парирует остроумно. Когда и это надоедает, участники группы находят темы для обсуждений в женских интернет-сообществах, «мамских» или благотворительных.
Там всегда найдутся те, у кого проблемы, а, значит, их никак нельзя считать «адекватными родителями». Да, хейтеры всегда уточняют, что ничего не имеют против матерей и детей, если те нормальные, адекватные.
Адекватная мать должна быть хорошо образована, работать, позаботиться заранее о благополучии своего ребенка, родить его от такого же благополучного и ответственного мужа, воспитывать детей вдвоем. Ребенок, естественно, должен быть здоров, симпатичен, послушен, в общем, старое английское выражение: «детей должно быть видно, но не слышно» – про него.
В каждой группе, посвященной «яжематерям», найдутся «адекватные» родители, постоянно сравнивающие своих образцовых детей с обсуждаемыми. Некоторые из них и «приносят» новых жертв, то есть делают скриншоты обсуждений в закрытых родительских сообществах и выкладывают их на всеобщее обозрение.
А кто-то специально вступает в благотворительные группы, чтобы находить «интересные случаи».
Например, детей с явными внешними проявлениями инвалидности. По мнению борцов с яжматерями, болезнь ребенка – часто прямое следствие пьянства или наркомании родителей, что, как известно, является одним из самых дремучих заблуждений об инвалидности.
«Сначала: «Доктор сказал, что немного алкоголя не повредит», а потом: «Помогите деньгами Сереже на операцию»» – популярный комментарий.
Многодетные, просящие помощи – лакомый кусочек. К сожалению, одна из семей, для которых «Милосердие» открыло благотворительный сбор, стала жертвой сетевых злопыхателей. Участников одной из групп в Facebook возмутило, что родители осмелились просить материальной помощи.
На головы людей, оказавшихся в трудной ситуации, вылили ушат грязи. Мы не будем цитировать эти комментарии, но, для ясности скажем, что большинство комментаторов были возмущены количеством детей в небогатой семье священника и советовали не заводить их больше. В грубой, разумеется, форме.
Конечно, неравнодушные люди жаловались администрации соцсети на обидные высказывания, но автоматические ответы техподдержки противоречили друг другу: то публикация нарушает правила, то публикация не нарушает правила. В итоге, собрав сотни комментариев, публикация так и осталась на месте.
Прицепиться могут везде
Наиболее удобны для ведения сообществ в России две площадки: Facebook и «ВКонтакте». И там, и там существуют сотни групп, посвященных обсуждению и осуждению кого-либо. И там, и там можно жаловаться администрации. И там, и там работают модераторы, которые рассматривают жалобы и принимают решения.
В «ВКонтакте» иногда модераторы вступают в переписку и могут объяснить, чем обусловлены их решения. Основная часть активных пользователей этой соцсети – подростки и молодые люди, так что работы модераторам хватает.
Традиционно считается, что в Facebook публика взрослая, сдержанная. Но наш эксперт, Анастасия Бабичева, руководитель проекта «Знание остановит гендерное насилие: поиск новых решений», рассказала, что это мнение ошибочно:
– На одной из конференций, посвященных проблеме насилия, доцент кафедры социологии Новгородского университета Елена Луковицкая делала доклад о реакции общества на флешмоб «Я не боюсь сказать» и, в частности, сравнивала степень агрессивности реакций в Facebook и «ВКонтакте».
При прочих относительно равных условиях, аудитория Facebook, действительно, более образованная и самостоятельная, успешная, демонстрировала степень агрессивности – выше.
Казалось бы, парадокс. Но, опираясь на свой десятилетний опыт работы в социальной сфере, нахожу это вполне закономерным – к сожалению, именно благополучие, осознание своего «социального превосходства» очень часто становится почвой для агрессивной оценочности.
В своей работе я это называю «высокомерие небитых» – одна из самых распространенных реакций, в том числе, в социальных сетях.
Тем не менее, правила поведения в Facebook действительно достаточно жесткие: запрещены не только экстремистские призывы, призывы к насилию, расистские высказывания, но и публикация фото обнаженного тела (за исключением сцен кормления грудью), и даже фейковые новости и несанкционированные продажи.
Недавно выяснилось, что принимая решение об удалении записи или бане пользователя, модераторы, а их 7,5 тысяч, обращают внимание даже на эмодзи: некоторые из них, с виду самые безобидные, могут иметь сексуальный или оскорбительный подтекст.
При обсуждении кого-либо запрещено использовать сравнение с животными, унизительно описывать внешность. Словом, отношение к травле у Facebook однозначное. В случае, если эксперты Facebook видят реальную угрозу жизни и здоровью кого-то, они могут заявить в правоохранительные органы.
При этом политика Facebook в отношении травли не распространяется на известных людей, или людей, фигурирующих в новостях, чтобы сохранить возможность общественной дискуссии. В разговоры с пользователями модераторы не вступают, но представители соцсети пообещали в ближайшем будущем создать нечто вроде апелляционной комиссии, куда можно будет пожаловаться, если пользователь не согласен с баном.
Обычная ксенофобия
Но, говоря о травле, мы, в первую очередь, подразумеваем издевательства в школьных или студенческих коллективах. Это и прямые угрозы, и шантаж, и неприкрытые оскорбления. На эту проблему обратили внимание, идут разговоры о введении административной ответственности за кибербуллинг в России.
Все это имеет мало отношения к злословию взрослых в адрес других взрослых.
Фактически, как бы обидно ни было, нельзя заставить замолчать людей, развлекающихся подобным образом. Что и произошло в отношении семьи подопечных «Милосердия».
– С точки зрения права, в России эта ситуация никак не классифицируется, – комментирует Анастасия Бабичева. – Это обычная (и мне безумно жаль, что такие явления вообще могут быть обычными), ксенофобия вкупе с агрессивной оценочностью. Так что реакция Facebook тут понятна.
Строго говоря, это не буллинг, это еще один пример чрезвычайно агрессивного характера современного информационного пространства.
Что делать? Только просвещать и разговаривать. Да, это долго, очень кропотливо и спорно эффективно, но ничего другого лично я предложить не могу.
Что касается защиты семьи – в этой ситуации семья может защитить себя только психологически: не читать обсуждения и, тем более, не вступать в споры, чтобы не получить травму. А если это уже случилось, то обратиться к специалисту и терапевтировать травму.
Я не шучу – травмирование в информационном пространстве – правда сегодняшнего дня. Если же появятся прямые оскорбления или угрозы в личных сообщениях членам семьи, телефонных звонках или на улице, тогда уже можно подключать юриста и готовить заявление. В некоторых странах буллинг и другие формы преследования вне закона, но не в России, увы.
Многие из участников группы «Яжемать» и ей подобных жалуются на то, что общество осуждает их за бездетность, отсутствие семьи, обесценивая все их жизненные достижения. Но при этом, противореча сами себе, занимаются ровно тем же: клеймят других людей за многодетность, словно забывая, что отсутствие или наличие детей не характеризуют человека никак.
Запретить людям судачить не может никто, и, похоже, единственный выход, если вашу персону вынесли на публичное обсуждение – не обращать внимания на сплетников. Интерес к вам, если вы не «звезда», сохранится недолго. Ответная реакция, тем более, эмоциональная, только подольет масла в огонь. Наш эксперт объясняет, почему так происходит:
– Когда мы в Самаре проводили открытые лекции по проблемам насилия, мы, в том числе, целенаправленно прослеживали эту связь: агрессия работает в обе стороны. Например, агрессивное поведение приводит к ситуации насилия – любого, в том числе, психологического. Человек, который подвергся насилию, переживает травму.
А одним из частотных проявлений, например, посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) является агрессивность, которая может привести к насильственным действиям уже со стороны человека, который сам недавно был жертвой. Что мы и наблюдаем очень часто, работая с пострадавшими. Именно так реализуется всем нам знакомый механизм «насилие порождает насилие». И именно поэтому замкнутый круг очень важно разрывать. Начав, например, с себя и своего поведения в сети.