Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

«В воде никого нет». Водолазы из группы «ДобротворецЪ» ищут пропавших без вести и иногда находят живых

Мужчины и женщины в гидрокостюмах и спасательных жилетах сутками осматривают водоемы, и особенно добровольцы радуются, когда никого не находят. Это значит, что пропавший человек может быть жив

Раннее августовское утро. По болотным топям где-то в Вологодской области шагают две фигуры. На них гидрокостюмы и оранжевые жилеты. Это Игорь и Мария – поисковики отряда «ДобротворецЪ», которые ищут пропавших людей в водоемах. Ребята живут во Владимире, но среди ночи приехали под Великий Устюг, чтобы помочь в поисках пропавшего мальчика. Пару часов назад волонтеры нашли неподалеку детскую одежду. Значит, трехлетний Егор где-то рядом.

Когда вы слышите слово «поисковик», наверняка представляете себе кого-то высокого и широкоплечего, точно не худощавого Игоря. Но именно он – герой, который в то утро первым услышал слабый писк, пошел на звук и увидел белобрысую голову ребенка. Мальчик стоял по пояс в воде. Игорь укутал его в спасательный жилет и отнес туда, где ему оказали помощь, приговаривая: «Все хорошо Егорушка, маленький». Этот случай – уникальный и самый ценный в практике «Добротворца». За пять лет, что существует отряд, впервые нашли в воде живого человека, значит, это возможно! Отряд специализируется на поиске в водоемах, а вода, как говорится, ошибок не прощает.

Что такое водолазная группа «ДобротворецЪ»

Водолазная группа «ДобротворецЪ» состоит из дайверов, водолазов, операторов дронов и эхолотов, судоводителей. Они объединились, чтобы бесплатно искать пропавших людей.
Добровольцы зимой и летом работают на озерах, болотах, реках. Ищут людей на акватории, около нее и под водой. У отряда есть отделения в Ивановской, Владимирской, Тульской, Орловской, Московской, Ленинградской, Иркутской областях, есть участники на Сахалине и в Калининграде, в Самарской и Челябинской областях.

Чтобы стать частью отряда, не обязательно иметь опыт погружений

Идея отряда появилась, когда будущий руководитель – спасатель и водолаз Карэн Агамалян – осматривал водоем во время поисков пропавшего человека. Он понял, что для качественного и безопасного поиска на акваториях нужны специалисты. Обратился к друзьям-водолазам и собрал команду.


Чтобы стать частью отряда, не обязательно иметь опыт погружений. Среди тех, кто осматривает дно и помогает на берегу, – повара, строители, работницы салонов красоты и менеджеры по продажам. Новичка с горящими глазами и желанием помогать научат координировать спасателей, управлять эхолотом или судном.

«ДобротворецЪ» регулярно работает вместе с поисково-спасательными отрядами: «Лиза Алерт», «Сова», «Сальвар» и другими. Например, если заявитель ищет родственника, который отправился на рыбалку, и не знает, доехал ли он до места. Тогда пропавшего одновременно ищут и в лесу, и в водоемах.

Но добротворцы часто работают и без участия других отрядов. Например, если известно, что человек упал с катера или утонул в проруби, и нужно искать именно в воде.

Проезжают сотни километров по бездорожью, чтобы добраться до точки поиска

Коллаж. Водолазы из группы «ДобротворецЪ» ищут пропавших без вести и иногда находят живых

Чтобы вызвать отряд, нужно позвонить по телефону 8 800 100 81 54, рассказать подробности происшествия. Где пропал человек? Когда его последний раз видели? Почему он может быть в воде?


Заявку передают оперативным дежурным, которые оценивают безопасность поиска. К примеру, если просят осмотреть реку с сильным течением или шлюз, отряд откажет, иначе придется спасать самих добротворцев. Также откажут, если с момента пропажи человека прошло более 10 дней: за это время вода может унести тело далеко от места поисков.

Затем заявка поступает координаторам. Они собирают информацию, общаются с родственниками пропавшего и федеральными службами. Организуют сбор участников отряда.

Добротворцы загружают в машины гидрокостюмы, эхолоты и другое оборудование и выезжают к месту поиска. Берут максимум вещей, поскольку заранее не знают, что пригодится. Проезжают сотни километров дорог и бездорожья, чтобы добраться до нужной точки. В пути их удаленно сопровождает группа отслеживания экипажей. И помогает, если машина застряла или сломалась.

В процессе поисков действия отряда координирует старший на месте. Он отвечает за то, чтобы правильно использовать оборудование и ресурсы людей. Распределяет задачи для участников отряда и местных добровольцев.

Начинается поиск. Дайверы и водолазы погружаются в воду, судоводитель берет на борт оператора эхолота, и они медленно исследуют дно водоема. Добровольцы в душных гидрокостюмах и спасательных жилетах прочесывают берег в труднодоступных местах. Пилот подводного дрона осматривает локации, опасные для погружений человека. Местные жители приносят горячий чай, организуют ночлег, если поиски длятся несколько дней.

На осмотр небольшого мутного водоема уходит несколько часов

Коллаж. Водолазы из группы «ДобротворецЪ» ищут пропавших без вести и иногда находят живых

Если водоем мутный, водолазы и дайверы двигаются на ощупь, дотрагиваясь до предметов перчатками. У снаряжения слабая тактильность: нащупал что-то мягкое – всплывай и смотри, что это. Обычно попадаются мячи и пакеты с мусором.

На осмотр даже небольшого мутного водоема уходит несколько часов. Чтобы упростить работу, используют эхолоты, гидролокаторы и другие приборы, которые сканируют дно. Так понимают, что за объект под водой и какого он размера. Например, отличат покрышку от камня и коряги.
«Мы работаем и в выгребных ямах: обычно это небольшие пожарные водоемы, куда сливают стоки. Лодка с оборудованием здесь не пройдет, осматриваем вручную. Даже простая тина в болоте пахнет неприятно, что уж говорить о таких местах. После погружения запах от костюма непередаваемый. В холодное время года надеваем специальные сухие костюмы, которые не контактируют с водой. В них комфортно находиться в течение часа», – рассказывает профессиональный инструктор по подводному плаванию и водолаз Евгений Шлыков.

Он присоединился к отряду около пяти лет назад. Познакомился с руководителем Карэном Агамаляном на совместном обучении и решил помогать в поисках людей. Сейчас Евгений – руководитель направления СНМ (старшие на месте. – Ред.). Он обучает новичков, руководит спасателями в процессе поисков и принимает заявки на «горячей линии».

Добротворцы хорошие следопыты и детективы

Коллаж. Водолазы из группы «ДобротворецЪ» ищут пропавших без вести и иногда находят живых

Работу координаторов и старших поисковых групп можно сравнить с трудом следопытов и детективов. Они по крупицам собирают информацию, чтобы сузить место поисков. И такая подготовка приносит свои плоды.

Однажды Евгений приехал в Московскую область на заявку о пропаже рыбака. Визуально осмотрел водоем, выяснил, какое оборудование и специалисты нужны. Собрал команду добротворцев для осмотра береговой линии. Провел инструктаж и отправил людей на поиски. В этот момент опустил подводную камеру в воду и тут же увидел на дне пропавшего человека. 

«Со стороны может показаться, что я 2-3 часа ходил по берегу ничего не делая, пока ждал коллег, но на самом деле я осматривался, – говорит Евгений. – Родственники пропавшего рассказали, что у него было любимое место, но не знали какое. И добавили, что он курил определенные сигареты. Я, как рыбак, предполагал, где понравится другому рыбаку. Увидел, что в этом месте кто-то курил. Вниз по течению поисковики выловили удочку, я уточнил – были ли на ней крючки? Ответили: «Не было». В месте, которое приметил я, блестел крючок с поплавком. Я предположил, что рыбак мог пойти в воду, чтобы достать снасти, но оступился, а там глубина пять метров. Все оказалось так, как я и думал».

Правила поведения у воды. Прочтите, это поможет сохранить жизнь!

Работа отряда сезонная, правда, сезонов у них несколько: время весеннего ледохода и паводков, время летних отпусков и дачных выездов и вторая половина осени, когда первый лед встает на водоемах и быстро тает из-за перемен погоды.
Поисковики напоминают: не оставляйте детей без присмотра у водоема в любое время года. Ребенок у воды без взрослых – это потенциально трагедия.
Отряд «ДобротворецЪ» не рекомендует выходить на лед без необходимости, а если необходимость возникла, обеспечьте себя и близких спасательными жилетами.
Летом купайтесь и ныряйте только в оборудованных местах, где есть спасатели.
Распитие спиртных напитков на воде или берегу часто приводит к трагедии. Избегайте водоемов, если вы в состоянии опьянения.

Берегите себя и детей! Вода ошибок не прощает!

«ДобротворецЪ» удаленно консультирует спасателей по всей стране

Водолазы не только лично исследуют водоемы, но и удаленно консультируют спасателей по всей стране. Однажды Евгению позвонила жительница Красноярского края: на Енисее катер столкнулся с баржей и затонул вместе с ее родственником.

Евгений нашел местного коллегу и с помощью него изучил ситуацию. Посмотрел видеозапись столкновения, прикинул, в каком месте мог затонуть катер. Порекомендовал найти того, кто управлял баржей, и опросить его. Посоветовал женщине обратиться в СМИ и к губернатору региона. Огласка помогла, в МЧС получили приказ и приехали на место.

«Спасатели пригнали кран и поставили заграждение против течения. Я предполагал, что пропавший находится внутри катера. Думаю, так и было. Но судно пошатнули, когда поднимали. Осмотрели – человека внутри не было. Я решил, что он выпал при подъеме, и попросил спасателей погрузиться, поискать рядом. И они его нашли, – рассказывает Евгений. – Заявительница поблагодарила, а потом звонила еще пару раз, просила помощи по вопросам, не связанным с поисками на воде. Возможно, решила, что, раз я близко к Москве, могу помочь что-то решить. Этакий водолаз всемогущий».

Фраза «В воде никого нет» вдохновляет поисковиков

Коллаж. Водолазы из группы «ДобротворецЪ» ищут пропавших без вести и иногда находят живых

Добротворцы радуются, когда никого не находят. После осмотра рек и озер, доступных для отряда, старший на месте дает приказ завершить поиски в водоемах. Его фраза «В воде никого нет» всегда воодушевляет остальных поисковиков, и они с новыми силами уходят в леса.

«Летом в Смоленской области искали девочку 1,7 лет. Шли третьи сутки поисков, я осматривал последний водоем, – рассказывает Евгений. – Выхожу из воды, подходят родители: «Ну что?» Я говорю: «Видите, молчу, не нашел, значит, все будет хорошо». Отхожу, чувствую спиной взгляд, поворачиваюсь. Говорю родителям снова с уверенностью: «Все будет хорошо». И такая надежда внутри: до этого был случай, нашли малышку живую в лесу спустя четыре дня. Думаю, неужели снова так будет? Тут взрослым-то спасателям тяжело, а малыши выживают – настоящее чудо! Пришел в лагерь, доложил, что в водоемах ребенка нет, наши поисковики из «Лизы Алерт» оживились, обрадовались. Мы поехали домой, поскольку водолазные работы были окончены. Не успели доехать до Подмосковья, как пришла радостная новость: девочку нашли в лесополосе в семи километрах от дома. В легком платье, уставшую, искусанную комарами, но живую. Мы были счастливы».

Коллажи Татьяны Соколовой с использованием фотографий из архива отряда «ДобротворецЪ»

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?