Каждый, кто хоть раз побывал на Троицу в храме, запомнит зеленые березки и облачения духовенства, длинные коленопреклонение молитвы, читаемые в этот день. Но эти яркие детали не главное.
Главное, что в этот день на апостолов сошел Дух Святой, они получили духовные дары, смогли говорить с людьми разных наречий так, что те их понимали, община верующих стала быстро увеличиваться…
Икона праздника показывает все это нам наглядно: 12 учеников сидят в Сионской горнице, над ними – огненные языки, в виде которых сходит Святой Дух. Но ведь мы знаем, что у Христа были и другие ученики, а в церковном календаре мы то и дело встречаем разные имена с пометкой «апостол от семидесяти». Кто были эти люди? И что они делали такого, что число верующих во Христа в первые же дни после сошествия Святого Духа многократно увеличилось? Давайте разберемся вместе.
Как за один день количество христиан увеличилось почти в 30 раз
В первой главе книги Деяний апостол и евангелист Лука сообщает нам, что накануне Пятидесятницы община верующих во Христа составляла примерно 120 человек.
На протяжении веков многие толкователи пытались найти в этом числе какое-то тайное значение. Например, согласно Талмуду, 120 человек – это минимальное число горожан, которые имели право создать местный совет – синедрион. Однако Лука включает в свой список женщин, а не только мужчин, как было принято в иудаизме. Это был необычный и даже революционный шаг!
С другой стороны, 120 человек – это умноженное на 10 число ближайших учеников Христа – апостолов. Значит, верующих уже значительно больше, чем 12. С другой стороны, среди нескольких десятков тысяч жителей Палестины 120 человек – это мизерная группа, находящаяся, как бы сейчас сказали, в пределах статистической погрешности. Но первая община была именно такой – как говорил Христос, «малое стадо».
Сионская горница: где это было? И где она сейчас?
Горница (комната), ставшая местом сошествия Святого Духа на апостолов, представляла собой обширную комнату под самой крышей богатого дома в престижном районе за городскими стенами, на вершине горы Сион. Всего в паре шагов стоял дом первосвященника Каиафы, где было принято решение схватить и судить Иисуса.
Имя владельца дома история не сохранила. Вероятно, это был тайный последователь Христа, занимавший высокое положение в обществе. Есть версия, что им мог быть Никодим – знатный член Синедриона, который погребал тело Спасителя вместе с Иосифом Аримафейским.
Так или иначе, Сионская горница стала первым местом собраний христиан в Иерусалиме. Здесь произошли такие события, как Тайная вечеря, несколько явлений Христа ученикам после Воскресения, избрание Матфея 12-м апостолом вместо Иуды Искариота…
Но если во время экскурсии или паломничества по Иерусалиму вы захотите попасть в Сионскую горницу, то увидите на ее месте готический храм, который построили в XII веке крестоносцы, а в XIV веке восстановили католические монахи-францисканцы.
Во время строительства храма была обнаружена пещера с надгробием, которое иудеи считают захоронением царя Давида. Сегодня горница, ставшая святыней разных религий, принадлежит государству Израиль и открыта для свободного посещения. Однако в ней запрещены молитвенные церемонии, дабы не нарушать межрелигиозный мир.
Кто был в Сионской горнице в тот самый день?
Описывая Сошествие Святого Духа на апостолов, Лука пишет: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе». У внимательного читателя сразу возникает вопрос – кто «они?». На иконе праздника принято изображать 12 апостолов, на каждого из которых с неба сходит огненный язык. На некоторых иконах можно увидеть также изображение Пресвятой Богородицы, Матери Спасителя.
Хотя Сионская горница не могла вместить всю тогдашнюю общину верующих, свидетелями Сошествия Святого Духа могли оказаться и другие люди – например, дети названого мужа Богородицы, Иосифа, а также кто-то из жен-мироносиц.
Так или иначе, после сошествия на апостолов огненных языков, открывшейся у них способности говорить на разных языках и пламенной проповеди апостола Петра к верующим во Христа за один день присоединилось до 3000 человек! Община стала Церковью, руководимой Святым Духом в соработничестве с апостолами.
Апостолы от семидесяти – кто они? И чем они отличаются от 12 апостолов?
Отличие первой христианской общины от Церкви последующих времен – отсутствие какого-либо письменного наследия – правил, установок и традиций. Об учении Иисуса Христа люди могли узнавать только со слов тех, кто непосредственно общался со Спасителем. Главным образом это были ученики Христа – святые апостолы.
Кстати, маловероятно, что ученики Христовы использовали в общении греческое слово «апостол», ведь между собой они общались по-арамейски. Зато слово встречается, например, у Геродота в значении посланника, который должен исполнить некое поручение. Сегодня мы могли бы сказать, что это курьер.
Нам хорошо известны имена 12 ближайших апостолов Христа. Петр, Иоанн, Иаков Заведеев, Иаков Алфеев, Филипп, Варфоломей, Андрей, Фома, Иуда Иаковлев, Иуда Искариот, Матфей, Симон, они прочно вошли в историю и культуру. Необязательно быть верующим, чтобы знать о значении Андреевского флага или узнать на фотографии Собор святого Петра в Ватикане.
Но в 10-й главе Евангелия от Луки сообщается также о 70 апостолах, которых Христос, избрав, отправляет на проповедь. Кто они?
Церковный историк IV века Евсевий Кесарийский прямо пишет, что «имена апостолов Спасителя всякому известны из Евангелий, но списка семидесяти его учеников нигде никакого нет». Увы, исследователи Нового Завета не так много знают об этих людях. А когда в 6-й главе Евангелия от Иоанна сообщается, что «многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним», мы можем предположить, что в числе отвернувшихся от Христа были и некоторые из числа семидесяти.
Примерно в IX веке в церковном календаре появляется поименный список и день памяти 70 апостолов. По новому стилю он празднуется 17 января. Если это не те 70 учеников, то кто?
Список из семи десятков имен составлен в результате скрупулезного исследования Нового Завета и Предания Церкви. В него включены люди, упомянутые в Евангелиях, книге Деяний и апостольских посланиях.
По этому списку можно изучать историю ранней Церкви – от Иакова, сводного брата Иисуса Христа, до философа Ермия, написавшего во II веке сатирический труд с осмеянием древнегреческой философии. О некоторых героях этого списка известно многое, от других остались имена. Память о них – это память Церкви о первых годах ее существования и становления.
Они называли друг друга не христианами, а святыми
Жизнь первой общины верующих во Христа подробно описана в книге Деяний. В частности, там говорится, что верующие хвалили Бога и принимали пищу «в веселии и простоте сердца».
Члены общины не называли друг друга христианами. Этот термин возник позже в Антиохии, жители которой привыкли давать разным людям и явлениям насмешливые имена. Однако вскоре и сами верующие во Христа приняли эту кличку как самоназвание. А до тех пор они называли друг друга святыми.
Уникальная черта первых христианских общин – их эгалитарность, то есть принятие равенства всех людей, как их принимал Христос. Сегодня нам непросто представить, насколько разделенным было античное общество. Рабы и свободные, приезжие и местные, мужчины и женщины… В общинах первых христиан находилось место для каждого, все были равны, и уже это делало новую религию уникальной и привлекательной.
Община мыслилась как город в городе. Совместное общение, молитва и трапеза составляли важную часть жизни христианина. История сохранила даже обвинения христиан со стороны язычников: дескать, те ходят в свою церковь, чтобы сытно поесть, праздно пообщаться и попеть песни.
К счастью, до нас дошла яркая характеристика ранней христианской общины, изложенная во II веке в письме святого мученика Иустина Философа Диогнету. Она заслуживает того, чтобы привести ее целиком:
«Христиане не отличаются от других людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особых городов, не употребляют какого-либо необыкновенного наречия и ведут жизнь, ничем не отличную от других людей…
Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; участвуют во всем, как граждане, но все терпят, как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество и всякое отечество – чужая страна. Они вступают в брак, как и все, рождают детей, но только не бросают их. У них общая трапеза, но не общее ложе.
Они во плоти, но живут не по плоти. Находятся на земле, но суть граждане небесные. Повинуются постановленным законам, но своею жизнью превосходят самые законы. Они любят всех, но всеми бывают преследуемы. Их не знают, но осуждают.
Их умерщвляют, но они животворятся. Они бедны, но всех обогащают. Всего лишены, и во всем изобилуют… Одним словом: что в теле душа, то в мире христиане».