Семьи переживали кризисы во все времена, но в период войн и других потрясений, когда приходится выживать, кризисные явления уменьшаются. Сегодня время относительно благополучное, кроме того информационные технологии развиваются так стремительно, что мы не успеваем освоить культуру их использования. И это тоже создает проблемы в человеческих взаимоотношениях, в том числе и в семье, считает Татьяна СКЛЯРОВА, доктор педагогических наук, декан педагогического факультета ПСТГУ, мать троих детей:
— Сколько существует институт семьи, столько семья переживает те или иные кризисные явления, связанные с возрастом супругов, окружающей обстановкой, условиями жизни. Это вневременные вещи, но у каждого времени есть свои особенности, в связи с которыми кризисы могут либо усиливаться, либо ослабляться. Например, в периоды войн, гонений, других испытаний, когда людям приходится выживать, кризисные явления уменьшаются (кстати, и инфекционных и даже психических заболеваний становится меньше). Сегодня время относительного благополучия, поэтому естественно, что проблемы взаимоотношений в семье обостряются. Но есть и специфика, отличающая наше время не только от всех прошлых, но, возможно, и будущих, и именно она, на мой взгляд, во многом порождает проблему взаимоотношений людей, в том числе, и кризис семьи.
Информационные технологии сегодня развиваются так стремительно, что мы даже не успеваем на это адекватно реагировать, у нас не сформировалась культура их использования, иммунитет к их воздействию. Я бы назвала это дистанционной культурой, в результате которой мы все становимся соучастниками культуры сенсорной. Вообще-то термин этот – «сенсорная культура» – применяется в психологии по отношению к дошкольникам. Дети начинают познавать окружающий мир через ощущения, учатся отличать гладкую поверхность от шероховатой, твердые тела – от жидких. Но сейчас мы все, подобно малышам, осваиваем новый формат сенсорной культуры, когда ощущение человека становится центром его жизни. Одно касание мобильного телефона – и я связываюсь с человеком, даже если он находится в другом городе. Одно движение пальцами по компьютеру – отправляется письмо, запускается фильм, я выхожу на связь по скайпу. То есть, все наши желания очень быстро реализовываются, и мы невольно переносим это на отношения с близким человеком – хотим, чтобы он тоже мгновенно реагировал на нас и выполнял наши желания. Понимание своих ощущений как центра жизни принципиально противоречит культуре семейных отношений. В семье главное – самоотдача ради другого.
Муж и жена – принципиально разные люди. Они разные по полу – однополые связи категорически запрещены еще в Ветхом Завете, по роду – не могут быть родственниками. Эти изначально разные люди должны стать единым целым, одной плотью. Рождаются дети как часть этого единства, но потом эта часть должна отделиться от отца и матери и соединиться с другим человеком. И я должна выйти за рамки себя ради другого человека, с которым Бог меня соединил. Это духовное искусство. А сенсорные ощущения, которые стали главными для людей, живущих в формате современных информационных технологий, то есть для большинства, предполагают замкнутость на себе, а не на другом. Как быть с другим, когда все зациклено на мне? Это одна из самых главных проблем, которые ставит перед семьей современная культура.