Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

В России появилась формация путешественников «почтенного возраста»

Портал «Баба-деда» и все-все-все: обзор рынка сервисов и туристических компаний, ориентирующихся на клиентов на пенсии

А мы и в поход с удовольствием! Фото: liveinternet.ru

«Первый азарт я ощутила в Адлере. Я там проиграла в рулетку», – смеется Антонина.

Этой жизнерадостной даме уже 71 год, и она за последние годы, когда уже вышла на пенсию, успела объездить, наверное, полмира. Антонина очень любит получать новые впечатления от жизни. Ее взрослые дети всецело поддерживают мамино увлечение путешествиями, и помогают с оплатой поездок.

«Мне неинтересно просто лежать на пляже. Мне обязательно нужно смотреть, ходить, набираться впечатлений. Когда я отправилась в Израиль, я села в такси и поехала туда, где кораллы. Чтобы поплавать в маске и увидеть эту красоту. Впервые я начала плавать с маской в 69 лет, в Египте. Сначала мне было страшно, а потом я увлеклась. Я раньше удочку никогда в руках не держала, а теперь ловлю рыбу с подводным спиннингом», – рассказывает Антонина.

«А мне в последнее время мне нравятся круизы, – а это уже говорит Галина. Ей 60 лет, она заядлая путешественница.– Я путешествую с девушками, которым за 98, 109 лет… когда я пересекала Атлантику, моими попутчиками были люди, которым глубоко за 80. Многие в инвалидных креслах. Такова социальная жизнь в других странах».

«Я не покупаю туры, а езжу самостоятельно, ищу интересные маршруты и попутчиков на Форуме Винского – это сайт для самостоятельных путешественников», – рассказывает Галина.

На портале для таких, как она, активных «серебряных» путешественников есть даже свой форум – ветка «А ну-ка, бабушки».

«Бабушки – это девушки, которым за 55 лет. Мы там ищем попутчиков. Часто собираем компанию и вместе едем на машине».

Жили-были дед да баба…

Идеальная рекламная картинка. Похожи ли на своих рекламных заграничных сверстников российские туристы на пенсии? Фото с сайта lakepointewoods.watermarkcommunities.com

О подобных предложениях, курсах, турах и возможностях где-то побывать, пожилые пользователи соцсетей, умеющие обращаться с компьютером и интернетом, часто узнают на портале «Баба-деда», который давно известен среди таких клиентов.

Это единственный в своем роде интернет-каталог, в котором собраны предложения для людей старшего возраста со всей России. Проект был создан в 2012 году. На сайте – самая разная полезная информация: о работе, образовании, медицине, о различных кружках и клубах и, конечно, путешествиях. Ресурсом ежемесячно пользуется более 170 тысяч человек.

«Треть нашего трафика – это люди, которые целенаправленно ищут наш портал в интернете. Мы занялись этой темой, потому что я понимала, что это потенциально большой рынок потребителей, на которых никто не ориентируется. Нам приходилось искать компании, работающие для клиентов серебряного возраста по крупицам. Сейчас, наоборот, нас находят компании и просят добавить в наш каталог. Бизнес наконец-то начал понимать, что человек серебряного возраста – это потребитель, к сожалению, часто недооцененный», – рассказывает Анастасия Лазибная, руководитель проекта «Баба-Деда».

«Среди 10 категорий нашего сайта-каталога, путешествия – самая популярная вкладка. Наши посетители интересуются и зарубежными турами, и экскурсиями по России, по Москве, – говорит Анастасия. – В США это могут позволить себе практически все, и люди редко чувствуют обязательства перед уже взрослыми детьми, живут в свое удовольствие. Возможно, похожая ситуация будет развиваться и у нас.  Особенно в Москве, где многие женщины, выходя на пенсию, очень хотят путешествовать, причем часто одни или с друзьями, без своих взрослых детей, и ищут в Интернете попутчиц».

Анастасия Лазибная, руководитель проекта «Баба-Деда». Фото: facebook.com

В целом, рассказывает Анастасия, туристические фирмы стараются ориентироваться на активную и платежеспособную аудиторию вне зависимости от возраста. «Но пенсионеров становится все больше и больше, появляются специализированные предложения, которые мы забираем в свой каталог сайта, так как наша аудитория ищет всевозможные активности со сверстниками. Есть случаи, когда компании закрывали такие направления, считая их нерентабельными, – отмечает руководитель проекта «Баба-Деда». –  Но это не вопрос спроса. А вопрос того, насколько компании умеют находить свою аудиторию и продвигать свои услуги на рынке. Спрос же, на самом деле, есть. Несмотря на то, что наше старшее поколение привыкло жертвовать своими интересами, в Москве люди, которые зарабатывали и видели больше, чем в регионах, и привыкли больше себе разрешать, поэтому москвичи серебряного возраста довольно часто путешествуют».

Наиболее активные путешественники в Москве, Петербурге, выделяются также Краснодар, Екатеринбург, Уфа, Новосибирск, Нижний Новгород. «Летом мы видим сезонность – например, спорт и йога на открытом воздухе стали интереснее других занятий в закрытых помещениях». В городах-миллионниках путешественницы серебряного возраста – это зрелые, независимые женщины, которые знают, что такое полноценная качественная жизнь. В регионах часто нет возможности ездить в дальние страны, дополнительно сдерживает и необходимость поддерживать деньгами своих взрослых детей. Работает уже не только экономический, но и психологический фактор.

«Чтобы поднять количество пожилых путешествующих россиян, нужно дать им возможность хорошо зарабатывать, – считает Анастасия. – Даже мы, общаясь с пользователями в рамках своего проекта «Баба-Деда», часто спрашиваем их, какова их мотивация, зачем им нужна работа, и многие отвечают: мы хотим больше ездить, отдыхать, увидеть другие страны, города. Наша аудитория в большинстве своем женская – дамы уверенные, стильные, при этом их не смущает название проекта «Баба-Деда», они относятся к нему, как и к возрасту, с юмором. К нам заходят и те, кому за 80 лет, и те, кому 50».

«Это как детский лагерь – только для людей почтенного возраста»

Ирина Троицкая (Мужчинина), директор клуба «Бархатный сезон». Фото: facebook.com

Если посмотреть на состав экскурсионных, круизных групп, то примерно половина туристов –люди старше 50 лет. Почти в каждой группе есть человек, возраст которого 80 лет и старше. Самый старший наш турист был в возрасте 87 лет. И это общероссийская динамика, отмечает Ирина Троицкая (Мужчинина), директор клуба «Бархатный сезон», одной из компаний, которая предлагает свои услуги пожилым путешественникам на портале «Баба-Деда». Люди серебряного возраста хотят путешествовать. Дальше вопрос уже финансовых возможностей и адаптированных предложений. Не все туры можно потянуть, физически и материально. Любое путешествие требует сил и средств. Если говорить только о пенсии, то на нее особенно не попутешествуешь.

Компания старается, чтобы предложения были в разном ценовом сегменте. Есть экскурсия за 500 рублей, а есть тур за 3000 долларов. Прогулки по Москве пользуются популярностью, потому что это доступно физически – не нужно далеко выезжать, главное, иметь силы в течение 4 часов походить по городу. А есть экскурсия-экспедиция: для опытных туристов, у которых в прошлом есть опыт походов с палатками. Условия экспедиции включают в себя элементы турпохода. Пешие походы, сплавы, все адаптировано, но с акцентом на физическую выносливость. Алтай, Байкал, Карелия. И возраст таких туристов разный, в среднем это 60 лет и старше.

«Идея работать с пожилыми клиентами принадлежит собственнику нашей компании Ольге Штауберг.

Она в свое время загорелась идеей: а почему мы в наших, российских туристических мекках видим пожилых американцев, японцев, итальянцев – а наших туристов такого возраста нет? – И мы решили, что нужен такой туризм, и туризм сопровождения. Нужен опекающий в поездке, чтобы дети спокойно отпускали своих родителей в путешествие.

Так же, как организуется детская группа, когда мы отправляем своих детей в летние лагеря – с той же тщательностью надо готовить и отдых пожилого человека. Взрослым детям самим не всегда удобно поехать со своими родителями –причины у всех разные, и это нормально. В этом случае такая компания, как «Бархатный сезон» – идеальный выход из ситуации. Можно не волноваться за маму или папу, отправляя их на отдых. У нас даже есть отдельный проект – «Подари родителям отдых», который позволяет с нашей помощью сделать родителям красивый подарок-путешествие».

Больше увидеть и больше понять. Эти желания с возрастом не проходят Фото с сайта dk1974.tourister.ru

«У нас примерно 5 процентов клиентов, которым уже за 80 лет, и которые активны и продолжают путешествовать. Большинство же клиентов серебряного возраста находятся в пределах 60-75 лет, – говорит Ирина Иванова, менеджер компании «Пирамида тур» – Путешествие – это как наркотик. Если человек начал ездить за рубеж в активном возрасте, чаще всего он продолжает такой же стиль жизни и после выхода на пенсию».

Чаще всего, замечает Ирина Иванова, туристы серебряного возраста выбирают познавательный туризм. «Программы пенсионных туров всегда адаптированы под возраст путешественников, чтобы они смогли все посмотреть, но не уставали. Плюс мы стараемся сочетать экскурсионную часть с курортом, где они могут поправить свое здоровье. Пенсионные туры обычно мы делаем дешевле, учитывая возраст и финансовые возможности клиентов. Есть любители индивидуальных туров, а есть те, кому нравятся группы. И таких много.

Это похоже на детский лагерь, только для пенсионеров. Для них важны тусовка, знакомства. У нас сложился даже некий клуб туристов: они уже перезнакомились в поездках, дружат, ходят на танцы, устраивают чаепития. Поездки очень сближают».

«Массовый поток наших клиентов серебряного возраста — от 55 до 85 лет. Основной предельный возраст – около 78 лет, позже уже люди опасаются летать и менять климат из-за своего здоровья. Хотя есть, конечно, и активные туристы за 80 лет. Один из наших постоянных клиентов – художник, ветеран Великой Отечественной войны.  Он постоянно летает в разные страны. И очень любит летать на север Израиля. Там он работает – пишет книги и картины», – рассказывает о своих «серебряных» клиентах Дмитрий Крыжановский, исполнительный директор компании ЦМК Тур.

Израиль – очень дружественная для пенсионеров страна. Там все делается, чтобы им было комфортно. Все приспособлено и для инвалидов, и для людей с особенностями здоровья. «Вообще, для нас клиенты серебряного возраста – это полублаготворительная история. Мы стараемся делать для них цены ниже. Мы операторская компания, и поэтому можем регулировать цену. Сокращаем немного свои заработки, но чтобы быть в плюсе, – поясняет Дмитрий Крыжановский. – Маржа очень небольшая, в минус мы работать не можем, но хотим возить таких клиентов. Туристы в возрасте нас любят и передают нашу компанию из рук в руки, находят по сарафанному радио».

Особенно популярны среди возрастных путешественников, отмечает Дмитрий Крыжановский, паломнические туры. «Мы знаем таких бабушек, которые копили годами копейки, чтобы туда попасть. И для них это, возможно, важный момент жизни. И мы стараемся им помогать отправиться в такой тур. Кстати, паломнический тур – это очень напряженная работа, перемещения, молитвенные часы, службы. Группу сопровождает матушка или батюшка. 6 дней подряд вы постоянно ходите. Это непросто».

Клиент сложный, но благодарный

Даже есть отдельный проект – «Подари родителям отдых» Фото с сайта blog.fads.co.uk

Сложно ли работать с такой аудиторией? Ведь все мы знаем, что с возрастом человек становится часто более требовательным.

Сотрудники туристических компаний имеют разный опыт общения с возрастными туристами. «Не все с этой аудиторией умеют работать, – замечает Ирина Троицкая. – Кроме адаптированного, интересного турпродукта нужен ещё и особый подход. Не всегда удается убедить, что какая-то поездка может быть сложной, что им это не подходит. Нужно правильно подобрать слова и не обидеть. Кто-то реагирует с пониманием и благодарностью, кто-то агрессивно. И надо быть готовым к тому, что такому клиенту может и многое не понравиться – все плохо, все не так».

«Иногда люди преклонного возраста говорят нам: «Нам не нужен отдых, мы хотим каждый день куда-то ехать», мы отговариваем, опасаясь за их здоровье, кто-то слушается, кто-то нет, – отмечает Дмитрий Крыжановский. – Но в паломнические туры даже сильно пожилые едут, если им по силам.  И потом эти люди говорят, что они стали по-другому смотреть на мир, даже в таком возрасте».

Компания «Бархатный сезон» предусмотрела такие проблемы. Группа всегда ездит с сопровождением, и сопровождающие умеют гасить конфликты и решать проблемы. Это штатные сотрудники компании с большим опытом работы с людьми.

У каждого сопровождающего даже есть свои фан-клубы

«Важна еще и организация досуга во время путешествия, чтобы люди не чувствовали себя одиноко. Общая прогулка, посиделки, игры, чаепитие, капустники, викторины и так далее. Мы это обязательно устраиваем», – отмечает Ирина Троицкая. «Очень много зависит от того, что люди едут не одни, что они с руководителем. Каждый наш сопровождающий находит свою ниточку. С одними так, с другими иначе», – рассказывает путешественница Антонина.

«Кто уже не может ездить с нами, в силу возраста, – просто приходят в гости. Мы знаем своих клиентов и дружим с ними. Они нас угощают – вареньем, пирожками. У них есть потребность отблагодарить. Сопровождающего, например, они воспринимают не только как человека на работе, а как помощь, опеку, как заботящегося о них человека, – рассказывает Ирина Троицкая. – А старожил нашей команды «Бархатного сезона» Мария Соболева, самый любимый туристами и самый опытный сопровождающий, привозит группу в другой город, и обычно спрашивает: «Есть ли у Вас родственники в этом городе? И отвечает: «На время поездки Вашим родственником буду я». Она же придумала абрревиатуру для наших путешественников: ВИП – Взрослые Интеллигентные Путешественники.

Настоящие ВИПы

«Бабушки – это такие девушки, которым за 55» Фото с сайта disc-jockeys.blogspot.ru

«У нас в стране выход на пенсию – это швырок за борт. Как будто человек уже ничего не хочет и не может себе позволить. Это неправильное отношение. Современные пенсионеры – это люди достойные хорошего сервиса,  они хотят получить качественный продукт за свои деньги. И более того: хотят покупать его сами. Ощущать себя платежеспособным, самостоятельным, самодостаточными. И им нравится, что для них есть такой продукт», – отмечает Ирина Троицкая.

Какой он, пенсионер новой формации? Он активен, требователен, и он востребован и обществом, и семьей, он развивается, готов учиться, все время, свободное от трудовой деятельности, использует себе во благо.

«У нас, кстати, есть еще вторая составляющая, развивающе-досуговая. Сейчас открылся летний лагерь «Для тех, кому за….». Пожилые люди приходят каждый будний день в лагерь в течение двух недель, – рассказывает руководитель «Бархатного сезона». – Здесь для них – уроки английского в легкой игровой доступной форме, адаптированные для любого уровня, направленные на отработку навыков разговорной речи, самые разные мастер-классы, например, по декупажу, самомассажу, стилю, занятия и по скандинавской ходьбе. Первая часть дня развивающая, а потом прогулка или занятия на свежем воздухе. Такой двухнедельный досуг-отдых в пределах своего города стоит 6,5 тысяч рублей. Мы хотели организовать такие лагеря для пожилых в каждом округе, но пока не получается. Аренда помещений дорогая, что может сказаться на цене».

Кстати, не всегда возрастным женщинам и мужчинам хватает моральных сил перебороть какие-то свои страхи, переживания и снова окунуться в активную жизнь. «Есть люди, которые приходят к нам не сразу. А долго наблюдают: читают отзывы, смотрят фоторепортажи на нашем сайте. И, наконец, тоже решаются отправиться в путешествие. Сейчас у нас больше коротких поездок и это дает возможность познакомиться с Клубом. Это важно, потому что у таких клиентов много опасений, – рассказывает Ирина Троицкая. – Волнуются, можно ли доверять, не обманут ли, не обидят ли. Например, часто их беспокоит контингент, интеллигентные будут в компании люди или нет, не буду ли я там самая старая, много ли «новичков» и так далее. Кто-то смущается – как всегда бывает с людьми, которые попадают в уже сложившуюся группу. Но наш Клуб это не закрытая общность, мы даем не только поездки, но и общение».

«У нас даже случаются свадьбы!»

Особенно популярны паломнические туры Фото с сайта tourprom.ru

Ирина считает, что развивающие занятия идут на пользу. «Мы наблюдаем за нашими путешественниками. Например, год назад в июне я сопровождала группу в Грецию. Среди туристов у нас была дама, которая только начала учить английский – ранее она его никогда не изучала. Любови 50 лет, и она решила, что теперь – самое время. Она начала ходить к нам в Клуб разговорного английского. Это не зубрежка, а скорее, развитие, в форме общения. В поездке я давала ей задания: например,  что-то объяснить официанту. Она с готовностью включалась в общение, не стеснялась, не терялась, даже если что-то не получалось. Прошел год, и сейчас Любовь уже уверенно изъясняется на английском».

Если человеку действительно хочется, то все отговорки «поздно», «это не мое», «я не смогу» не сработают. Он сделает это. И возраст этому совсем не помеха. Зачем пожилые путешественницы учат язык? Кто-то хочет свободнее себя ощущать за рубежом. А есть дамы в возрасте, у которых есть за границей и друг по переписке! И они хотят лучше знать язык, чтобы было легче общаться.

В путешествии можно даже выйти замуж! «У нас есть сложившиеся супружеские пары! И им уже за 60 лет. Если у наших клубников появляются новые друзья, новые впечатления, и жизнь их становится полнее, то значит, мы свою миссию выполняем».

«Когда ты сидишь дома, у тебя потребности гораздо ниже. И твой КПД резко падает, – говорит путешественница Антонина. – Когда ты в движении – ты чувствуешь себя моложе. Теперь я поняла фразу «Движение – это жизнь!». Мне приятно, когда я что-то узнаю, кого-то слушаю, общаюсь. И ты каждый раз думаешь: боже мой, сколько я еще не знаю! Эта жажда познания ведет нас вперед».

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?