Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

В путь всея земли… на небо!

Схоронили мы отца… Много впечатлений и эмоций и как-то непривычно, что ничего скорбного. Мне не раз приходилось в жизни хоронить: друзей, знакомых, родных, а практически совсем недавно – и родителей по плоти. Никогда так не было. Сложно описать словами, что на сердце. Радостопечалие. Но кто не чувствовал, тому это мало что скажет. Приезжайте на могилу отца. Там сейчас такая гора цветов на ней… Надо увидеть. Но там вообще прекрасное место. На склоне холма. Рядом с апсидой храма

За неделю до убийства отца Даниила по Москве от телефона к телефону гуляла СМС-ка: «Завтра в Афганистане состоится казнь 22 христианских миссионерских семей. Помолитесь и перешлите другому». Православные москвичи переживали, молились о плененных единомышленниках, но информация оказалась «уткой». Н через неделю мы уже на самом деле оплакивали и хоронили миссионера, действительно казненного, только не в Афганистане, а в нашем собственном городе.

22 ноября. Прощание за цветочной стеной


По дороге от метро храму ап.Фомы висит плакат. Хоть он совершенно не относится к происшедшей здесь два дня назад трагедии, но его слова могли бы стать буквальным эпиграфом к случившемуся: «Отдать свою кровь, чтобы спасти жизнь человека, которого никогда не видел, может только Человек». Цель жизни отца Даниила он сформулировал в последнем своем интервью (так случилось, что это было интервью журналу «Нескучный сад», и озаглавлено оно было «Бегите в небо!»): «как можно больше людей ввести в Небесный Дом». За это – за знакомых и неизвестных – и пролил свою кровь. За то и убили


На фоне подступивших к храму небоскребов, храм смотрится скромно, как дачный домик



Убийство священника потрясло Москву. Вся ограда храма апостола Фомы утопает в цветах, которые принесли знакомые и незнакомые отцу Даниилу люди

Над гробом священника непрестанно читают не Псалтирь, но Евангелие. Когда мы вошли в храм, звучали слова зачала: «наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Иоан.16:2).


Читает Евангелие у гроба иерея Даниила его отец – священник Алексий Сысоев



При прощании с новопреставленными, наверное, многие замечали, что, когда прикладываешься к телу, ощущаешь холод и некоторую окоченелость. Но у отца Даниила руки оставались теплые и мягкие, словно у живого. Те, кто помнит, говорят, что такие же руки были в гробу, например, у о.Павла Груздева.



В книжной лавке пользуются повышенным спросом книги и CD-диски с проповедями и беседами отца Даниила. Каждый хочет оставить на память о нем хоть что-то. Можно пожертвовать в лавке некую сумму и на «именной кирпич». Кирпич с именем жертвователя будет использован при строительстве храма пророка Даниила, о котором мечтал убиенный настоятель миссионерского прихода


Люди шли к храму в течение всего дня. Очередь к гробу то уменьшалась, то вновь вытягивалась на десятки метров


23 ноября. Радостопечалие


С раннего утра люди шли в храм свв.апп.Петра и Павла в Ясенево – подворье Оптиной пустыни, где в начале своего иерейства служил о.Даниил, и где служит его отец, священник Алексий Сысоев


Храм был заполнен, быстро заполнился и церковный двор. Для молящихся во дворе был установлен плазменный экран, на который шла трансляция Литургии и заупокойной службы


Чтобы не было давки, доступ в храм ограничили


В отпевании участвовало около полутора сотен священнослужителей,..


…а возглавил его высокопреосвященнейший архиепископ Истринский Арсений, викарий Московской епархии


Вновь служил и о.Алексий Сысоев (на фото слева). На фото справа – старшие дочери о.Даниила, Иустина и Дорофея, сзади них – его мама Анна Митхадовна. На фото внизу – вдова, матушка Юлия Сысоева



«В храм удалось попасть еще во время служения Божественной литургии, если бы пришел позже, то мог бы уже не зайти внутрь, так много было отцов – рассказывает в своем интернет-дневнике коллега о.Даниила по священническому и миссионерскому служению, клирик Белгородской епархии протоиерей Дмитрий Карпенко. – В конце концов оказался зажатым у стены, да так, что не всегда удавалось перекреститься.

После запричастного стиха проповедь сказал один батюшка, имя которого не знаю, но говорил об о.Данииле именно как о святом мученике. Во время отпевания особенно запали слова тропарей «Агнца Божия проповедавше и заклани бывше якоже агнцы» – именно так и получилось, проповедник Агнца Божия был заклан слово агнец.

Момент, который тронул до слез – первый раз запели «Со святыми упокой» и вл. Арсений стал на колени, а за ним и все духовенство. И была уверенность, что по другому быть просто не может – со святыми упокоился о. Даниил…

Думаю, что Церковь должна прославить о. Даниила уже совсем скоро. Надеюсь на это».

По окончании отпевания над телом о.Даниила была отслужена лития. Служить ее приехал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл


После литии Святейший Патриарх с амвона обратился к присутствующим:
«Сегодня мы провожаем в путь всея земли отца Даниила Сысоева, всем нам хорошо известного московского пастыря. Его жизнь оборвалась по злой человеческой воле, он умер насильственной смертью. Казалось бы, служение священника есть самое мирное служение, потому что к миру призвал нас Господь. И все то, что говорит священнослужитель, обращаясь к людям, исполнено этим Божественным призывом: строить жизнь свою на основании Божиего закона, утверждая мир в отношениях с ближними и дальними.

На протяжении двух тысяч лет существования Церкви это свидетельство о мире Божием многими и многими воспринималось с радостным биением сердца. Люди открывали и открывают навстречу Евангелию свое сердце, свой разум, пленяются Божественной истиной. Несмотря на многие искушения, соблазны, стереотипы жизни, которые формируют иное миробытие, чем бытие евангельское, люди тем не менее пытаются устроять свою жизнь на основе Божественного Слова.

Но та же самая двухтысячелетняя история Церкви свидетельствует и о другом. Для многих это Слово — огромный вызов, требующий переосмысления всей жизни, своих внутренних установок. Иногда это Слово вызывает не радостное биение сердце, а невероятную, невыразимую злобу; и люди отдают все свои силы для того чтобы бороться с этим Божественным Словом. И наше время не является исключением. Как в прошлом, так и сегодня нередко против тех, кто свидетельствует о Божией правде, человеческая злоба обрушивает, в том числе, насильственные действия. Нет ничего нового в человеческой истории. Как замечательно сказал Тертуллиан, «кровь мучеников — семя христианства». Злобу и насилие обрушивают на тех, кто провозглашает Божию правду, те, у кого нет иных аргументов, у кого злоба застилает глаза. Не имея возможности умственно и сердечно противостоять слову священника, эти люди обрушивают на пастыря либо потоки клеветы и злых слов, либо даже поднимают руку.

Отец Даниил многое сделал для утверждения Божией правды. Он участвовал в различного рода дискуссиях, диспутах. В меру своих сил и талантов он отстаивал Божию правду. Но, наверное, самое сильное слово, которое он произнес, это то слово, свидетелями которого мы все являемся. Если человека убивают за Божию правду, то это значит, что правда сия разит людей, ее не приемлющих, это значит, что она обладает огромной силой. Вот почему слова Тертуллиана были подтверждены всей историей христианства. И каждая новая кровь, проливаемая за Христа, сеяла обильно семена веры, и собиралась жатва. Знаем, что и этот подвиг жизни и смерти отца Даниила есть великое семя, которое, будучи посеянным в плодоносную почву, принесет свой плод.
Для всех нас, кто посвятил себя служению Господу, предстояние сему гробу должно побудить к глубоким размышлениям о смысле и характере проповеди в современном мире, о важности служить делу Божиему так, чтобы каждое наше слово достигало ума и сердца слушающих, чтобы не впустую, не в духовной праздности и лени проходили дни нашей земной жизни.

Верим, что Господь примет душу раба Своего в небесные Свои обители, потому что он был верен Ему даже до смерти. Пусть и в наших сердцах сохранится вечная молитвенная память о убиенном рабе Божием иерее Данииле.


После заупокойной литии новопреставленного убиенного священника Даниила крестным ходом обнесли вокруг храма и установили гроб на паперти для последнего прощания









Отец Даниил был похоронен на Кунцевском кладбище столицы. «Схоронили мы отца – написал в своем блоге друг и духовное чадо о.Даниила Александр Люлька. – Много впечатлений и эмоций и как-то непривычно, что ничего скорбного. Мне не раз приходилось в жизни хоронить: друзей, знакомых, родных, а практически совсем недавно – и родителей по плоти. Никогда так не было. Сложно описать словами, что на сердце. Радостопечалие. Но кто не чувствовал, тому это мало что скажет.
Приезжайте на могилу отца. Там сейчас такая гора цветов на ней… Надо увидеть. Но там вообще прекрасное место. На склоне холма. Рядом с апсидой храма.

Видел на отпевании таких людей, что не ожидал. И видел слёзы на глазах у тех, кого плачущим и представить не мог. Приезд Патриарха был не только радостным сам по себе. Он перевёл «событие» на другой уровень. Вспомнилось: отец Даниил хотел встретиться со Святейшим лично… Так и вышло, только теперь сам Патриарх к нему приехал, а не наоборот».

Фото Андрея РАДКЕВИЧА

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?