Православный портал о благотворительности

В поисках бесплатной сиделки

«Милосердие.ru» пытается найти ответ: можно ли теперь, после того, как новый Закон о соцобеспечении населения начал работать, получить бесплатную помощь по уходу за лежачим больным?

К. К. Костанди.«У больного товарища». 1884. Третьяковская галерея (Москва)

Обеспечит ли новый Закон о соцобеспечении населения бесплатные услуги сиделок, или придется по-прежнему организовывать уход за лежачим близким – работать «на сиделку» или бросать работу, чтобы ухаживать самостоятельно? Эксперты говорят, что пока государство не может полноценно вкладывать деньги в область ухода, а частники еще не вышли на «цивилизованный рынок оказания социальных услуг».

В Законе об основах соцобслуживания населения, который вступил в силу с 1 января этого года, содержится перечень критериев для оказания государственной социальной помощи. На данный момент в Москве функционирует 37 ЦСО – учреждений нестационарного социального обслуживания (ЦСО – Центры социального обслуживания).
«Одной из задач ЦСО является предоставление необходимых социальных и доврачебных услуг одиноким и одиноко проживающим пожилым гражданам и инвалидам, полностью или частично утративших способность к самообслуживанию. Чтобы получить бесплатно услугу по патронажу, необходимо обратиться в ЦСО по месту жительства с заявлением, актом обследования материально-бытовых условий проживания, медицинской выпиской», – поясняет Екатерина Шарова, координатор программы «Адресная помощь» фонда ОРБИ.

Бесплатный вариант

Социальные работники помогали гражданам и раньше. Но теперь, по новому закону, сфера их услуг несколько расширена – до оказания патронажных услуг для граждан с инвалидностью (кроме предлагавшихся раньше только бытовых услуг).

Оформить такую помощь можно. Но сложно. От ЦСО домой придет комиссия, которая выяснит, в каких условиях проживает больной, которому требуется сиделка. Все решается индивидуально – ведь в законе так и говорится: социальная помощь оказывается на индивидуальных условиях. Допустим, лежачий больной, человек с инвалидностью, нуждается в сиделке, но он живет не один, а в семье. Его домочадцы должны доказать, что не могут сами сидеть с ним: скажем, могут предоставить справку с работы. Но подтверждение их трудовой занятости может сказаться и негативно на решении комиссии: ведь будет учтен еще и размер зарплаты, указанный в справке. если доход в семье больше прожиточного минимума на человека, то бесплатная сиделка не полагается. Правда, если мы говорим о взрослом больном, пожилого возраста, то достаток его совершеннолетних детей не будет приниматься в расчет для положительного решения о выделении соцработника

Предположим, все собранные документы и условия проживания подтверждают, что вам положен бесплатный уход. Что происходит дальше? Формально «сиделок» государство не предоставляет. Такого «звания» даже нет – есть сотрудники соцобслуживания. Они действительно могут приходить и днем сидеть с больным. Но фактически время их работы составит не более чем 1-2 часа: к соцработнику обычно приписано по 10-15 человек, и тут невозможно разорваться.

«Если в ходе анализа жизненной ситуации орган соцзащиты выясняет, что человек нуждается в постоянной посторонней помощи, то ему могут оказать помощь в стационарных условиях», – говорят нам в Министерстве труда. То есть фактически бесплатную помощь вам окажут не на дому, а в больнице. Это если пациент – лежачий.

Только в стационары сейчас – очередь по всей России в 17 тысяч человек, не сразу попадешь.
И в больницу лишний раз лежачего больного не устроишь. Количество больниц сокращается, происходит оптимизация медицинских услуг населению, и одно из оговариваемых доводов реформаторов таково: больничные палаты используются не по назначению – как места ухода за пожилыми больными. И услуги по сопровождению выздоравливания, и – тем более – паллиативная помощь, должны быть оказываемы болящему амбулаторно, на дому, или в социальных учреждениях. И сейчас, если пациент ходячий – то органы соцобслуживания могут предложить полустационар: придется ходить на процедуры, а вечером возвращаться домой. Вряд ли в реальности человек после инсульта или каких-либо других тяжелых заболеваний, даже если он уже не лежит пластом, сможет выдержать такой ритм.

Получается, настоящих полноценных бесплатных услуг сиделок как не было, так и не появилось. Сложно обеспечить такую услугу: нужен будет и контроль за персоналом, и его профессиональная подготовка. Нужны параметры сертификации и сертификационные комиссии. Государственная сиделка должна, самое простое, иметь санитарную книжку, ее опять же нужно оформлять. Все это – серьезные бюджетные траты, и государство на себя это не возьмет, – так считают эксперты в этой области.

Забота за деньги

Переходим к другому варианту: платная, или, в лучшем случае, «полуплатная» сиделка.
Что в последнем случае вообще имеется в виду? Вот что: можно попробовать устроить дело так, чтобы разделить расходы на сиделку между семьей и государством.

В таком варианте с ЦСО заключается договор. Все услуги, которые уже не будут входить в пакет бесплатных государственных, нужно будет отдельно оплачивать. Средняя стоимость сиделки – от 30 тысяч рублей в месяц до 60-70 тысяч, так что любая форма паритетной оплаты выгодна семье больного.

Алгоритм же получения такой частной помощи кажется несложным. Нужно будет взять направление от органов соцзащиты – подтверждение того, что больному нужен постоянный присмотр, и обратиться к частнику. В этом случае можно будет сэкономить: государство оплатит большую часть труда сиделки. Но на практике таких случаев пока не было.
«Если человек или его родственники хотят самостоятельно обеспечить уход сиделки, то в этом случае нужно обращаться в негосударственные организации. Закон предусматривает, что негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, могут предоставлять социальные услуги. Сейчас принят ряд мер по созданию благоприятных условий для их работы в этой сфере. Внесены изменения в часть вторую Налогового кодекса, которые, в частности, обнуляют налоговую ставку по налогу на прибыль (ранее она составляла 20%) и освобождают от НДС по оказываемым социальным услугам. Если речь идет о строительстве объекта соцобслуживания, то в этом случае предусмотрено субсидирование ставки по кредиту, который берет на эти цели организация. Субсидия определена в размере всей ставки рефинансирования ЦБ РФ», – рассказали корреспонденту «Милосердия.ru» в Министерстве труда России.

В ведомстве также напомнили, что новый закон о соцобслуживании населения значительно упростил СанПиНы: скажем, исключены положения о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам земельного участка под строительство, сняты чрезмерные требования по норме площади помещений проживания людей, состава и площади помещений административно-бытового обслуживания, а также типов санитарных узлов. «Эти меры призваны снизить издержки организаций при реализации проектов в сфере соцобслуживания», – замечают в Министерстве.

Но где СанПиНы, а где сиделки? Значит ли это, что получить государственную субсидию на оплату сиделки можно будет только в том случае, если услуги будут предоставлены компании, входящей в официальный реестр Минтруда?
Новый закон действительно предоставляет бизнесу возможность войти в социальный сектор и оказывать населению услуги – в том числе, скажем, и организовать свою частную фирму надомной помощи.

Но пока этот механизм еще не запустился – ведь любой закон раскачивается долго. Чтобы иметь возможность оказывать услуги населению, компания должна быть зачислена в официальные реестры в регионах. Чтобы попасть в реестр, фирма должна подтвердить, что она оказывает услуги, требуемый для выхода на тендер. Фирма обязана подтвердить, что она оказывает те социальные услуги, которые прописаны в ее документах. Если, например, это только надомные услуги, то нужно подтвердить именно их. При этом не требуется подтверждать, что компания оказывает полный перечень социальных услуг.

«Всем нашим подопечным сиделка нужна рано или поздно, человека с БАС, к сожалению, чаще всего быстро парализует. Но никто пока не знает, как будет работать новый закон. Нет аналитических документов, нет комментариев к закону, неясно, в чем идея», – говорит Екатерина Дихтер, патронажный специалист службы помощи больным БАС при медицинском центре «Милосердие» Марфо-Мариинской обители. По ее мнению, врачебно-консультационная реабилитационная комиссия, проводя обследование человека с инвалидностью и утверждая для него индивидуальную программу реабилитации, в этот момент и должна вписывать в документы необходимость сиделки для тех пациентов, которым это требуется.

«В итоге, если нет возможности нанять сиделку, то кому-то из семьи приходится увольняться с работы», – резюмирует Екатерина Дихтер.
Есть и еще одна проблема – найти сиделку за деньги не так легко, как кажется. «Бывает, что люди обеспеченные, с деньгами, приходят к нам и просят помочь с поиском человека, который мог бы осуществлять профессиональный уход. Потому что по факту назвать себя сиделкой может любой человек – вообще без всякой квалификации и опыта ухода».

Непростые поиски

Где найти профессиональную сиделку? Один из эффективных ресурсов – сайт Pomogatel.ru – на нем более 5 тысяч предложений с прямыми контактами. Но, как говорят в службе помощи больным с БАС, никаких гарантий профессионализма людей, предлагающий себя в качестве сиделки, сайт, разумеется, не дает. Можно попробовать искать сиделку через социальные сети, но и этот путь тоже не гарантирует успеха.

Помогут ли фирмы-посредники? Они бывают разные. Или это компания, в которой сиделки получают зарплату, или же это некий банк данных частных лиц, предоставляющих услуги ухода, и тогда такая фирма берет комиссию с сиделки за поиск работодателя. Комиссия может быть разовая, а иногда такие фирмы-посредники пытаются снимать ежемесячные взносы с зарплаты сиделки. «Часто бывает, что агентство – это грабеж. Сиделка, которую мы нашли одному нашему больному, получала, как оказалось, лишь 18 из 30 тысяч, – остальное брало себе агентство. Иногда приезжие женщины, работающие в этой сфере, находятся в рабском положении и вынуждены соглашаться на все подряд», – рассказывает Екатерина Дихтер.

Да, в Москве есть определенное количество приезжих женщин, и, казалось бы, рынок наполнен предложением. Конечно, есть добросовестные и аккуратные сиделки, хотя, конечно, и не имеющие никакого специального образования – не прошедшие даже минимальные курсы по оказанию первой помощи. Но часто бывает и так, что пациент остается голодным, неухоженным, вплоть до того, что памперсы ему не меняют вовремя – качество работы трудно проверить.

Однажды был совершенно дикий случай, когда сиделка приходила к больной женщине, чтобы… поесть и переночевать, пользуясь тем, что ее подопечная плохо говорит и почти не ходит. Большинство сиделок – приезжие и они на птичьих правах находятся в Москве. Поэтому им нужна работа «прямо сейчас», без всякой подготовки или обучения.

«На Западе проходит анкетирование, мы тоже разработали свою анкету. Мы не включали в свои анкеты традиционные вопросы наших зарубежных коллег, вроде «Впадаете ли вы в депрессию?» или «Какой у вас номер страховки?», у нас другие реалии. Мы разработали ситуационные задачи: чтобы выяснить, что будет сиделка делать в той или иной ситуации. К примеру: «Как вы оборудуете комнату для полулежачего пациента, который плохо видит?» Сиделка должна предложить комнату с минимумом мебели, с хорошим освещением», – рассказывает Екатерина Дихтер.

Еще один портал, который сейчас намерен помочь пациенту и сиделке найти друг друга, – Profi.ru . «Портал начинался с поиска репетиторов, – поясняет Екатерина Дихтер. – У них настроены механизмы по оценке и выставлению рейтингов профессионалов, которые предлагают свои услуги через этот ресурс. Сейчас на портале появился раздел и с разными мастерами, «муж на час», например. Насколько мы знаем, отдельную вертикаль они формируют и для сиделок: спрос очень большой. Комиссию с сиделки они будут брать небольшую – и только при условии, что сиделка найдет с помощью их портала работу».

«Государство не готовит профессионалов»

«Все думают, что сиделка – это санитарка с тряпкой. У нас в России вообще нет культуры выхаживания тяжелобольных людей. Ведь сиделка, а точнее, патронажная сестра – это и не медсестра, которая делает укол, и не санитарка. Запроса на патронажных сестер в советском здравоохранении почему-то не было, хотя это очень нужно. В учебных заведениях до сих пор нет специального курса для овладения этими знаниями, для получения такой профессии, – говорит Екатерина Дихтер. – Как правильно переворачивать и перемещать, гигиена и кормление, уход за стомами, организация пространства, режим активностей, ежедневный мониторинг текущего состояния, обработка пролежней, профилактика вторичных осложнений, навыки нелекарственной терапии боли, умение общаться с человеком в депрессии и так далее – этому всему нужно учить и учить».

В службе помощи больным с БАС давно вынашивали идею создания курсов обучения сиделок. И сейчас, наконец, открывают их – первые занятия, по перемещению и позиционированию, пройдут 14 и 15 февраля. «Это системная проблема, которую надо решать. Умение правильно лежачего больного перемещать. Это сложная наука. В мире есть специальные техники по перемещению, используются знания по биомеханике, это основы физической терапии». В службе договорились запустить такой курс совместно с Ассоциацией специалистов с высшим сестринским образованием и сейчас написали базовый курс и готовят преподавателей. Образовательная программа по патронажному уходу стоит 3 тысячи рублей за двухдневный модуль. Это небольшая сумма для профессионала, чтобы получить хорошие знания. Навыки гигиены, кормления, ухода – тоже будут даваться в рамках этого курса, на втором модуле.

«Слушатели, которые планируют заниматься патронажным уходом профессионально, могут сдать специальный тест на сертификат. Экзамены будут сложные, нам важно, чтобы сертификат был гарантией качества. Те же, кто хочет просто научиться ухаживать за своим близким, получение сертификата не потребуется, но пройти курс и получить знания они могут. Мы не изобретаем велосипед – а смотрим, что есть на Западе», – говорит Екатерина Дихтер.

Представители медицинской сферы поддерживают необходимость подготовки сиделок. Ждать активного государственного участия в этом вопросе просто нет времени. А если сейчас, считают в службе БАС, в итоге обучения на рынке появится уже 100-200 подготовленных сиделок, система профобучения начнет развиваться дальше: профессия эта крайне востребована.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version