Не прекращаются споры о проекте по переселению в центральную Россию до 40 тысяч жителей из северокавказских республик, предложенный полномочным представителем президента в Северокавказском федеральном округе Александром Хлопониным. Судя по отзывам читателей на опубликованную в конце прошлого года статью, большинство относится к этой идее критически, а многие и враждебно. Сегодня представляем читателям мнения священников.
Протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии:
— Первый же опыт переселения, о котором написано в статье (из 220 заявленных мигрантов летом прошлого года до Свердловской области доехали только 32 человека, а закрепились там четверо), показывает, что проект этот, скорее всего, неосуществим. Если же он осуществится, то будет самоубийством.
Я не ксенофоб, и в том, что русский народ вымирает, виноваты в первую очередь сами русские: мы не рожаем детей, делаем аборты, не хотим физически работать, тем более на земле.
И представьте, что в погибающую русскую деревню, где почти все мужики спиваются (да и женщины, увы, часто не отстают), приедут энергичные, сплоченные, трудолюбивые кавказцы. А ведь если приедут, то именно такие, а не обкуренные. Ни к чему хорошему для русского народа такое искусственное соединение не приведет.
Я не считаю злом, если какой-нибудь осетин или чеченец (да и китаец) приедет и будет жить и трудиться вместе с нами. В царской России жили вместе десятки, если не сотни, народов, но они, сохраняя свои обычаи, костюмы, веру (хотя некоторые принимали Православие), органично вливались в жизнь русского народа. Сегодня же русская народная жизнь едва теплится (за счет остатков исторической памяти и продолжающей свое служение на русской земле Православной Церкви). Поэтому вливаться иноверным и инородным переселенцам почти не во что. Значит, переселение других народов в русские села приведет только к тому, что через несколько десятилетий именно эти народы станут хозяевами на нашей земле.
Повторяю, мы сами виноваты, и мирное переселение, конечно, лучше, чем война. Но, может быть, пока мы не вымерли окончательно, лучше нам самим проснуться от потребительской спячки, самим жить, работать и молиться Богу на Богом данной нам земле?
Иеромонах МАКАРИЙ (Маркиш), клирик Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Духовной Семинарии, руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии:
— Это одно из мероприятий гражданской власти, само по себе непредосудительное, но чтобы оно прошло успешно, надо решить лежащие на поверхности проблемы. В первую очередь укрепить правосознание общества. Чтобы все делалось в соответствии с буквой и духом закона и люди понимали: членов преступной группировки судят не за то, что они приехали с Кавказа, а за то, что нарушили закон; взяточника судят не за национальность, а опять же за нарушение закона. Без укрепления правосознания вообще ничего не получится, тем более нужно уделить этому внимание при реализации таких новых проектов.
При начинании любого дела бывают недовольные, причем как пассивно недовольные, так и провокаторы, пытающиеся помешать этому делу. И сейчас мы видим, что одни устраивают бунты в Москве и других городах, провоцируя национальные конфликты, другие просто против, потому что боятся любых перемен. Но ничего плохого в проекте как таковом я не вижу. Во всем мире люди переселяются с места на место, переселялись они и в Российской империи. 40 тысяч человек для России – ничтожно малая цифра, то есть это не гигантский проект (гигантизм всегда вызывает тревогу). Важно осуществить его по-человечески, чтобы избежать очевидных опасностей, которые уже перечислены в упомянутой статье.
Священник Сергий КРУГЛОВ, клирик Спасского собора города Минусинска Красноярского края:
— В начале восьмидесятых годов я служил в армии в железнодорожных войсках на БАМе. Там национальный вопрос стоял очень остро. Батальоны неофициально назывались чеченским, калмыцким, азербайджанским и т.д., в зависимости от того, какая нация верховодила в этом батальоне. Я уже тогда понял, что все они не любят советскую нацию за то, что она оторвалась от своих корней, от своей веры, от Бога. Был у меня в армии приятель-цыган, совсем неграмотный парень (даже расписаться не мог – крестик ставил), но неглупый и, главное, верующий. Не скрывал своей веры, носил крест. И его все уважали, а ведь известно, как относится в массе народ к цыганам.
Если бы мы хранили свою веру, нам не надо было бы ни защищаться от чужого, ни уничижать его. Сказать однозначно, хорош или плох этот проект, я не могу. Будь я политиком, сам в нынешней ситуации такого делать не стал бы. Боюсь, что национальные конфликты неизбежны. Но пока мы сами не станем людьми, помнящими свое родство, имеющими свою веру, сами не перестанем пить, не начнем жить и работать, ничего у нас не будет.
Протоирей Максим КОЗЛОВ, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ:
— Предложение господина Хлопонина я считаю неприемлемым и с нравственной, и с общественно-политической точки зрения. Идея смешивания разнородных и, главное, разноверных составляющих российского общества очень опасна. Мы видим, какого напряжения достигают сегодня национальные отношения даже в мегаполисах, где социальная обстановка по сравнению с деревней относительно благополучная. Всякий, кто сталкивался с жизнью в российской глубинке, знает, что и там отношение к выходцам с Кавказа, мягко говоря, не теплое. Коренное население видит, что участие этих людей в подъеме сельского хозяйства минимально, зато они очень активно участвуют в мене, торговле и посреднических услугах не самого высокого качества и не всегда легальных. Чтобы убедиться в этом, достаточно зайти на рынок в любом райцентре или посмотреть, из кого в основном состоят бригады диких бомбил. Как правило, это крепкие мужики, которые могли бы пахать, но среди пахарей их немного, насколько я знаю. Если у Александра Хлопонина другая информация, пусть он ее представит – скажет, в каком российском регионе выходцы из подведомственных ему субъектов федерации деятельно поднимают сельское хозяйство.
Эта идея контрпродуктивна и по отношению к государствообразующему русскому народу. Вместо социальной поддержки семьи, стимулирования многодетности, развития инфраструктуры на селе предлагается путь, снимающий с государства все эти попечения. Можно считать такое решение государственно мудрым?
И не будем забывать, что все эти регионы в их нынешнем культурно-историческом облике создавались прежде всего представителями русского народа и близких ему по вере этносов. И надо бы сначала спросить наших русских соотечественников, желают ли они, чтобы в Костромской, Ярославской, Вологодской губерниях вместо храмов строились мечети, а вместо деревень возникали аулы.
Записал Леонид ВИНОГРАДОВ