Страстная неделя наполнена церковными службами и домашними хлопотами – мы стараемся подготовиться к празднику, как умеем и можем. Получается по-разному: кто-то уделяет больше времени тому, что не успел и не доделал в пост, кто-то сокрушается о неисправленных грехах, кто-то пытается погрузиться в переживание евангельских событий.
В материале «Страстная седмица: семь шагов с Богом» мы подробно рассказываем каждом из дней, евангельских чтениях и церковных службах.
А чтобы еще лучше почувствовать и прожить события предпасхальных дней, мы собрали для вас материалы разных лет, которые помогают настроиться на Страстную и грядущий Праздник. Надеемся, что вы найдете в них ответы на свои вопросы, и это чтение поддержит и укрепит вас на пути к Светлому Христову Воскресению.
«Речь уже не о нас, а о Христе»: опыт проживания Страстной седьмицы
«Как бы ты ни готовился к Страстной, ты все равно не в состоянии вместить ее смыслы. Но чем внимательнее ты подходишь к ней, тем ярче и даже болезненнее ты ее переживаешь», – говорит настоятель Свято-Троицкого Данилова мужского монастыря Переславля-Залесского игумен Пантелеимон (Королев). В материале Татьяны Цветковой «Ты эту правду жизни держишь в руках, она бесконечно трагична и наполнена надеждой» отец Пантелеимон делится очень личным и очень глубоким опытом переживания Страстной седмицы и о том, как оно менялось за годы монашества. Это чтение помогает настроиться на переживания событий, предшествующих Пасхе. Думаем, даже миряне найдут в этом тексте что-то полезное и утешительное.
Отец Пантелеимон подчеркивает, что весь смысл и переживания Страстной недели строятся уже не вокруг человека с его грехами и попытками их исправить. Для этого есть предшествующие 40 дней поста, когда звучали покаянные молитвы и клались земные поклоны. «На Страстной речь не о нас, а о Христе – фокусируемся на том, что происходило тогда в Иерусалиме, в Сионской горнице, на Тайной вечере, в Гефсиманском саду, на Голгофе», – напоминает священник.
Еще один важным переживанием Страстной игумен Пантелеимон называет службы Страстной пятницы. По словам отца Пантелеимона, в его опыте было глубокое погружение в события, которые описаны в Евангелии и которые мы вспоминаем на богослужении, и, когда служба заканчивалась, хотелось лишь, чтобы это состояние удалось сохранить. «Есть важная практика, о которой говорит преподобный Паисий, наставляя сестер монастыря Суроти. Святой советует им в Страстную пятницу не уходить из Церкви. Мне она тоже нравится. Мы находимся там, у креста Господня, служба не идет, но мы находимся рядом, со Христом распятым».
В этом материале еще очень много глубоких мыслей и личных переживаний священника. Но очень важной кажется эта: «Пасху нужно встречать так, чтобы была возможность причаститься в Светлый понедельник. И во вторник. Празднуем, всех обнимаем, но вкушаем аккуратно и горло свое не разрываем. Если мы таким образом Пасхой напитаемся, то семидневный светоносный день сможет передать свою светлость последующим воскресеньям».
«Каждая наша попытка не напрасна»: что делать на Страстной работникам 11-ого часа
А как быть тем, кто в пост ничего не успел, или опомнился слишком поздно? Все, у этих людей ни покаяния, ни прощения, ни пасхальной радости не будет? Или все-таки даже в последний момент еще можно попытаться что-то исправить?
В материале Степана Абрикосова «Работникам 11-го часа посвящается» можно найти ответы на эти вопросы, утешение и надежду – совсем как в евангельской притче о работниках, которые нанимались трудиться в винограднике в разное время, но получили одинаковую награду.
Протоиерей Владимир Вигилянский призывает всех современных «работников 11-го часа» вспомнить о словах, которые мы слышим в Огласительном слове святителя Иоанна Златоуста. Его читают на пасхальной заутрене.
«Если кто успел прийти только в одиннадцатый час – пусть и тот не страшится за свое промедление.
Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого;
Успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и работавшего с первого часа;
И последнего милует, и о первом печется;
И тому дает, и этому дарует;
И дела принимает, и намерение целует;
И деятельности отдает честь, и расположение хвалит.
Итак, все войдите в радость Господа нашего;
И первые и вторые получите награду;
Богатые и бедные ликуйте друг с другом;
Воздержные и нерадивые почтите этот день;
Постившиеся и непостившиеся веселитесь ныне».
А библеист, автор книги «Живая псалтырь» Владимир Сорокин в том же материале напоминает, что даже и на Страстной неделе еще не поздно совершить подготовку к великому Празднику и надеяться, что Господь не оставит своей милостью и наградой: «Хорошо, что Бог по своей любви позволяет нам после каждого срыва и провала начинать сначала – вновь и вновь. Вся наша аскеза – не достижения и наработки, а лишь все новые и новые попытки допрыгнуть, дотянуться, дойти, доползти до цели. <…> И все же каждая попытка не напрасна».
Дорогие работники 11-ого часа! Пожалуйста, не унывайте!
«Увидеть себя и научиться покаянию»: еще не поздно заметить свои грехи и подготовиться к исповеди
Вечером в Великую среду в храмах происходит последняя перед Пасхой исповедь. Еще можно успеть подготовиться к таинству и принести покаяние. В материале Натальи Мурзиной «Как увидеть свои грехи» об этом рассуждает епископ Верейский Пантелеимон (Шатов).
Для начала вернемся на несколько шагов назад. В течение Великого поста, напоминает нам владыка, Церковь предлагает читать замечательную молитву: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
«Мы должны судить только себя, должны в себе самом стараться увидеть зло. Эта молитва открывает нам еще один важный секрет: пока мы осуждаем других, мы не можем увидеть и познать самих себя. Осуждая других, мы ставим себя на место Бога, а это безумие, которое помрачает наше духовное зрение», – говорит епископ Пантелеимон.
В статье он подробно разбирает степени появления греха: прилог, сочетание, сосложение, пленение и образование страсти, а затем напоминает: чтобы увидеть свои грехи, нужно читать Евангелие и строго анализировать свою жизнь с точки зрения евангельских заповедей. «Делаем ли мы так? Помним ли евангельский рассказ о Страшном Суде: накормили ли мы голодных, одели нагих, посетили больных? Нужно оценивать свою жизнь евангельскими заповедями, а не оправдывать себя сравнением с другим людьми, которые грешат больше меня».
Увидеть сразу все свои грехи, конечно, невозможно, и в этом тоже есть большая милость Божья, потому что не всякий человек может быть готов к подобному испытанию, да и подобное знание может привести не к исправлению, а к отчаянию. Но все-таки, с помощью Божьей, прошлые прегрешения постепенно приоткрываются, появляются силы каяться и справляться.
Главное, напоминает владыка Пантелеимон, на этом сложном пути не забывать благодарить Бога и помнить, что сами мы не можем почти ничего, а с Ним человек может увидеть себя и свои грехи и научиться покаянию.
«Нередко вызывают недоумение»: Как увидеть Страстную через евангельские притчи
Службы Страстной седьмицы – не только воспоминания о событиях последний дней земной жизни Христа, но и множество притч, в которых можно найти утешение и укрепление. Но всегда ли мы правильно понимаем их и можем приложить к нашей сегодняшней жизни? В материале Степана Абрикосова «Страстной вторник: с каким милосердием не войдешь в жизнь вечную» рассказываем о значении притч о десяти девах, о талантах и о страшном суде.
Притчу о 10 девах разбирает Илья Красовицкий, старший преподаватель кафедры богословия ПСТГУ. Проводя понятную аналогию, где девы – души людей, Жених – Христос, а запасенное разумными девами масло – Святой дух и накопленные за жизнь духовные богатства, Красовицкий поясняет: «Эта притча нередко вызывает недоумение: почему разумные девы не поделились? Где их доброта? Но не всем в жизни можно поделиться. Нельзя поделиться, например, своими отношениями с Богом, личными, о которых и рассказать порой трудно. «Знанием», пониманием Бога – можно, а отношениями – нельзя. Нельзя прожить, прострадать, прорадоваться – за человека. Рядом с ним – можно, вместе с ним можно, а вместо него – никак. Даже умереть за другого можно, а вот прожить за другого его жизнь нельзя».
Притча о талантах тоже как нельзя более современна. То, что в притче называется монетами, данными господином своим рабам, для нас – сумма всех благ (материальных, физических и духовных), которые Бог дает человеку. Он не требует от нас больше, чем мы можем.
«Господь призывает нас, во-первых, понять и принять свою меру, не зарясь на большее. У человека, нашедшего свое дело и работающего с интересом, для зависти поводы исчезают. А если мы потратим впустую время, или будем завидовать, или обижаться, говоря: «Конечно, у него такой талант, а я бездарный, что с меня взять», даже то, что мы имеем, будет забрано», – рассуждает Илья Красовицкий. И добавляет: «Главный талант для всех людей, вне зависимости от их сил и способностей, – это талант возделывания своей души, рождение ее в жизнь вечную».
О самой страшной евангельской притче – притче о страшном суде – рассуждает протоиерей Георгий Климов, преподаватель кафедры библеистики МДАиС. Когда мы думаем о том, к кому сопричтет нас Господь – к овцам или к козлищам, главное – не забывать, что выбор будет делаться исходя из ответа всего на один вопрос: помог ли ты хотя бы кому-нибудь? «Наверное, нет человека, который бы хоть раз в жизни не сделал «доброго дела». Однако весь смысл судных вопросов Христа сводится к другому, но самому главному: пожалел ли ты от сердца в своей жизни, несмотря на все «обстоятельства», другого человека? Ведь Богу важно не само «доброе дело», которое человек сделал, раз Бог так велит, а то – насколько дела изменили сердце, сделали ли его милосердным, любящим? Или гордым, самодовольным?», – объясняет священник.
«Мысль о воскресении из мертвых ужасает меня»: что богословы и философы думали о Пасхе
Проживая Страстную седьмицу, мы не можем не думать о Пасхе, не ждать ее. Это радостно и одновременно немного страшно: так велика тайна грядущего Праздника праздников. В материале Марии Хорьковой «Неужели Ты велишь не бояться смерти?» Инсайты русских мыслителей о Пасхе» мы собрали высказывания священников, философов и богословов конца XIX и XX веков.
«Мысль о воскресении из мертвых ужасает меня», говорил Репин как-то. «Идешь по Невскому проспекту, и вдруг навстречу Иоанн Грозный! Здравствуйте, – писал в 1931 году Николай Лосский. – Дрожь пробирает от одной мысли о таком воскресении». Да, конечно, от мысли о таком воскресении с каменными домами городов и душевно-больным Иоанном, сохранившим власть мучить всех, кого ему вздумается, дрожь пробирает; да это и не воскресение вовсе, а просто бессмысленное повторение, превращение истории в дурную бесконечность. Христианин, говорящий с верою: «чаю воскресения мертвых и жизни будущего века», ожидает осмысленного завершения истории и надеется, что в Царстве Божием каждая личность достигнет конкретной полноты жизни, дающей предельное блаженство, и осуществит до конца свое положительное (а не отрицательное) индивидуальное своеобразие, как духовное, так и телесное».
А вот что говорит отец Александр Мень в 1989 году: «Но Пасха говорит и об ином: о том, что живая плоть, живая материя, а не просто дух должны сохраниться в вечности, что, посеяв искру духа в каждом человеке, Бог потом дает человеку иную плоть, уже не эту, смертную, ограниченную временем и пространством, а тело духовное, побеждающее законы нашего бренного тела и способное управлять материей, не так, как управляет наука, разрушая ее, а управлять силой духовной. Об этом лишь слегка-слегка дает нам намек сила духа у особых людей, побеждающих болезни тела, передающих энергию своего тела и своего духа, — это искорки того, что будет впоследствии».
В этой статье опубликованы размышления протоиерея Александра Шмемана, отца Сергия Булгакова, Василия Розанова, Владимира Соловьева и Семена Франка: каждый по-своему размышляет о Пасхе и ее смыслах. Прочтите, быть может, вам отзовутся их мысли!