После завтрака Костя, Саша и Вадим планируют, как провести День Победы.
Весной у палатки Наташи и Тимы
У многих из обитателей оврага живут кошки. Кошек любят и кормят. В конце мая две или три кошки окотились и летом в овраге помимо нескольких кошек бегали 10 котят
Тима готовит материал для того, чтобы залотать прохудившуюся «крышу» палатки
Володя Ботаник поставил ботинки на солнце для просушки
Костя в своей палатке. Как-то вечером в темноте, когда мы прошли сквозь темный парк, Костя вдруг меня полушепотом спросил «А знаешь, почему еще мне здесь нравится? Потому что я никогда до этого не жил в лесу, но всегда хотел»
Вид на «коттедж» Бориса. В лагере палатку Бориса называли «коттеджем», так как она, по мнению всех, слишком большой и заметной.
Алексей (по кличке «Циклоп») и Борис ломают ящики на дрова для печки. На заднем плане виден дом, где в квартире живет отец Бориса. Причину, по которой Борис предпочел жизнь на улице жизни с отцом, я не спрашивал, но, очевидно, это, как и большинства остальных, плохие отношения с родственниками.
Накануне я отдал рыжему Алексею свой старый мобильник, на котором осталась музыка. Телефон ему был нужен для поиска работы. Утром Борис жаловался: «до 3 ночи спать не давал, все слушал Озборна. Но у тебя там и хорошая музыка есть, даже несколько песен Тома Вэйтса» (Там действительно Billy’sBand исполняют некоторые песни Вэйтса)
Игра в «нарды» – одна из популярных форм проведения местного досуга
Валя моет посуду, Саша готовит чай
Саша режет лук для жарки мяса на ужин
Вечер трезвости у палатки Володи Ботаника
Костя «поднял» хорошие ботинки. Как-то идем по обходу контейнеров с Костей. Видит у подъезда в городе сумку с кубическим мусором и кричит «Только не аккумулятор!!». Аккумулятор стОит 20р за кг при сдаче на цветной металл. То есть, есть смысл тащить, а тащить тяжело
Саша набирает воду для «технических нужд» в речке, протекающей по дну оврага
Костя рубит оконные рамы на дрова для костра для кипячения чайника на завтрак. Костя рассказал, как однажды в большом контейнере нашел несколько мешков выброшенного паркета. Взял у Вали тележку и возил мешки к своей палатке, пока контейнер не вывезли. Хороших дров появилось на всю зиму. Говорит, что паркет, в отличие от обычного дерева, практически не дает золы, поэтому печку чистить почти не требуется
Пролет вертолетов, возвращающихся с парада 9.05.2015
Костя, переходя речку по доске, упал и теперь ногами держит доску, чтобы я мог пройти по зафиксированной доске
Владимир Ботаник часто играет в шахматы, сам с собой или с Борисом
Деньги в основном зарабатываются сдачей вторсырья, собираемого в мусорных контейнерах (цветные металлы, алюминиевые банки, в меньшей степени стеклянные бутылки). Медь ценится дороже всего, добывается в основном из кабелей и проводов. Для очистки от изоляции провода обжигают на огне
Саша идет сдавать накопленные цветные металлы на пукт приема. В дождь очень трудно подниматься из оврага, особенно с грузом, так как глина становится очень скользкой
Саша на участке во время работы по уборке дворовой территории
Костя разбирает трансформатор, добывая из него медь
Летний досуг
Место, на котором стояла палатка Наташи и Тимы. Эту палатку полиция снесла с помощью дворников за месяц до остальных палаток
Костя и Саша взвешивают медь перед тем, как идти сдавать в пункт приема цветных металлов
Костя и Саша сдают медь в пункте приема цветных металлов
Борис изучает найденную цепочку с кулоном, пытаясь определить, золотая ли она и бриллианты ли в кулоне
Костя разбирает найденные в контейнере табуретки, добывая из них алюминевые каркасы, служащие для крепления ножек
Валя промывает чаем глаза котенку
Костя бреется, гляда в атомобильное зеркало, прилаженное к дереву у импровизированного умывальника
Костя демонстрирует Вале только что найденный зонт
Костя собирается на обход контейнеров
У палаток валяется множество самых разнообразных вещей
Саша собирает бутылки для сдачи в пункт приема
Сергей Трапезин родился в Москве в 1972 году. Работает в области IT. Фотографией занимается с начала 2002 года. Учился мастерству у Валерия Самарина, Сергея Максимишина. Не раз занимал призовые места в фотоконкурсах, участвовал в более, чем 40 коллективных выставках, публиковался в «Foto&Video», «Русском репортере» и других журналах. Член Союза фотохудожников России. Работы Сергея включены в собрания Государственного Русского музея, Leica Russia, РИА «Новости».
Сергей Трапезин – документальный фотограф. Сергей снимает на цифру и пленку. Также использует объектив «монокль», делающий субъективность кадра, по словам фотографа, честнее и дающий возможность подчеркнуть свет, убрать лишнюю детализацию и немного оторвать от времени.
Фотопроект «Бездомные в овраге» начался (и он еще продолжается!) в апреле 2015 года. Практически случайно, как начинается любой документ. Однажды Сергей увидел настоящий лагерь бездомных на окраине оврага в престижном районе Москвы, где постоянно живут 10-12 человек, – и стал снимать. Лагерь построен из подручных средств, здесь живут, в основном, москвичи. Все они оказались на улице по разным причинам, в общем их можно описать фразой: «Мы уходим сюда от своей боли».
Бездомные добывают средства для пропитания и жизни по мусорным бакам. Сохранившуюся еду употребляют в пищу, что-то полезное из найденного продают, что-то берут себе. Они стараются быть минимально заметными для жильцов окружающих овраг домов, но иногда стихийный лагерь разгоняет полиция. Через некоторое время он создается вновь.
По словам фотографа, сначала жильцы лагеря относились к нему настороженно, но постепенно привыкли. «Бездомные фаталистично относятся ко всему происходящему, живут одним днем. Я пытался помогать им – приносил одежду, еду, но так как они не ждут этого, то воспринимают это очень спокойно».