Ситуация с пожарами показала, что отзывчивые люди в России есть. Многие захотели оказать помощь погорельцам, принять участие в тушении пожаров, но ни государство, ни МЧС, ни местные администрации не умеют работать с этим людским ресурсом. Поэтому добровольцы действуют самостоятельно, приходя в известные организации и создавая стихийные группы. В связи с этим в ИА «Росбалт» 17 августа решили за круглым столом обсудить, как российскому волонтерству выбраться из оков дилетантства.
В анонсе мероприятия было заявлено участие представителей благотворительного фонда «Подари жизнь», международного комитета Красного Креста, РГСУ, Общественной палаты РФ, WWF (признан в РФ иноагентом и нежелательной организацией). Но никто из этих людей добраться до пресс-центра не смог: кто улетел тушить пожар, кто сортировать помощь для погорельцев, кто уехал в отпуск. Поэтому в обсуждении проблемы приняли участие Галина Бодренкова, президент Российского центра развития добровольчества и Павел Тютрин, руководитель инициативной группы волонтеров «Добрые шаги».
Наиболее осведомленной о привлечении добровольцев в чрезвычайных ситуациях оказалась теоретик волонтерства Галина Бодренкова, но и она призналась, что «у нее есть знания, но нет опыта по этому вопросу». В странах, где развито волонтерство, такие действия включены в государственную политику. Например, в программах «Корпуса мира» (являющегося независимым Федеральным агентством правительства США) в год участвует до 2 млн человек. Они проходят обучение, в том числе по оказанию первой помощи при пожарах, наводнениях, других чрезвычайных ситуациях. Подготовленные пожарные имеют дома пожарную форму и готовы по первому зову прийти на помощь. Они все занесены в базу данных. «И нам нужна общероссийская база данных по добровольцам, чтобы там было отмечено, кто в каких программах хочет участвовать», – уверена Галина Бодренкова.
Она считает, что государство должно поддерживать волонтеров, создавать необходимые условия. По ее мнению, этому служат, например, центры развития добровольчества –специальные биржи добровольческого труда, личные книжки волонтеров, в которых отмечается, где и сколько трудился доброволец. Поддержка волонтерства государством должна выражаться и на законодательном уровне. Концепция проекта федерального закона «О добровольной пожарной охране» регулирует только деятельность добровольных пожарных дружин. Но зарекомендовавшие себя, эффективно обучающие волонтеров, Дружина охраны природы (ДОП) биофака МГУ или команда гринписовцев (признан в РФ нежелательной организацией и иноагентом) – не являются такими дружинами и их деятельность не регулируется законом. Такую проблему видит президент Российского центра развития добровольчества.
Павел Тютрин, в отличие от первой участницы, оказался практиком, а не теоретиком. Он считает важным при работе с добровольцами учитывать их интересы и умения, и видит ответственность лидера НКО именно в умении соотнести интересы организации и интересы и способности волонтера, найти ему занятие по душе, которым он принесет пользу. Сам Павел занимается помощью детям-сиротам, поэтому и говорил только о том, что он знает. По его мнению, по настоящему понять причины проблем подопечных и как им помочь, можно только постоянно встречаясь с этими людьми, задумываясь над происходящим, общаясь со специалистами. К сожалению, российские НКО часто закрыты для волонтеров, они лишь призывают потенциальных добровольцев просто сдать кровь или купить игрушку, не объясняя потенциальному волонтеру смысл этих действий, не заинтересовывая его.
Несмотря на то, что во время обсуждения было затронуто много самых различных вопросов – от тушения пожаров до Всеобщей декларации добровольчества – круглому столу не удалось вырваться из оков дилетантства.
Ирина РЕДЬКО