Церковь собрала 2,25 миллиона рублей на «Ангар спасения», в котором бездомные зимой смогут спастись от обморожения и смерти, но власти Москвы пока не находят для него подходящего участка. Тем временем бездомные продолжают умирать на улицах.
Власть, холод, и живые люди
Этой зимой в Москве более 28 человек замерзли насмерть, с переохлаждениями и обморожениями были госпитализированы более 128 человек – такие данные приводил Интерфакс еще 31 января. Большая часть погибших и обмороженных (что часто означает ампутацию) — это люди без дома. Чтобы спасти этих людей от смерти, еще в декабре Церковь начала собирать деньги на «Ангар спасения» — надувную конструкцию из ПВХ, в которой смогут согреться до 50 человек одновременно. Помимо обогрева проект предполагает помощь продуктами и вещами, социальную помощь (билеты домой, восстановление документов, юридические консультации), духовную помощь со стороны священников, горячее питание и душ, санитарную обработку вещей, первую медицинскую помощь. На сегодняшний день все готово для того, чтобы запустить проект, но Москва не может найти подходящую землю (примерно 17х17 метров). Первое официальное письмо на имя заместителя мэра в Правительстве Москвы по вопросам имущественно-земельных отношений Натальи Сергуниной было отправлено 22 декабря 2011 года. Заместитель посоветовала обратиться в Департамент земельных ресурсов, Департамент отослал в Комитет по архитектуре и градостроительству Москвы, комитет предложил написать официальное письмо на имя начальника Комитета Александра Кузьмина, письмо будет рассмотрено в течение 30 дней (этот телефонный разговор состоялся 4 февраля). На это письмо, вероятно, придется написать еще одно письмо, которое Комитет может рассматривать еще месяц. Ну и так далее, до бесконечности. Аналогичная история с размещением мобильных душевых. Согласование размещения длится с прошлой весны, то есть уже почти год. Для чиновников это просто работа – днем раньше, днем позже. Для живущих на улице, для групп помощи бездомным, для добровольцев в московских больницах каждый день — это новые ампутации, гангрена, кровь, страдания и слезы живых людей.
Хороший индеец – мертвый индеец
Многие из тех, кого называют бомжами, не выбирали жизнь на улице. Среди бездомных есть бабушки, которые приезжают в Москву из деревень, чтобы собирать милостыню, потому что их пенсии не хватает на дрова. Есть люди, которых из дома выгнали близкие родственники. Кто-то попадает на улицу, став жертвой махинаций с недвижимостью, кто-то — в результате тюремного заключения, а кто-то не может вовремя отдать банковский кредит. Иногда люди просто засыпают в зале ожидания, а просыпаются без денег, документов, билетов и мобильного телефона. Куда идти за помощью? Иногородних бездомных в государственные приюты не берут, в родной город отправляют не всех (на это жалуются сами бездомные, официально – никаких проблем нет). Без билета ночью человека выгоняют из зала ожидания. С учетом того, что двери в подъездах оборудованы домофонами, людям остается только замерзнуть насмерть. И это именно тот результат, на который рассчитывают московские власти – считает протоиерей Алексей Уминский, настоятель храма Троицы в Хохлах. Священники Троицкого храма, в том числе сам о. Алексей, по очереди каждую неделю выезжают вместе со службой помощи бездомным «Помощник и покровитель» кормить бездомных. На месте священник служит вместе с бездомными молебен, после чего исповедует всех желающих. «Это негласная позиция московских властей — чем скорее бездомные умрут, тем меньше с ними проблем, — считает о. Алексей. – Как говорили в американских фильмах «хороший индеец — мертвый индеец»». По словам священника, московские власти просто не выражают своих мыслей открыто, как, скажем, мэр Читы Анатолий Михалев, который в прошлом году во всеуслышание заявил, что, «к сожалению, не имеет лицензии на отстрел бомжей». «Руководство города считает, что помощь бездомным только увеличивает их число, поэтому закрывает двери, как только заходит разговор на эту тему», — считает отец Алексей. По его мнению, чиновники ищут любой повод, чтобы под отказать, прикрывшись благовидным предлогом. При этом, уверен о. Алексей, если бы от руководства города поступило соответствующе распоряжение, площадка для ангара нашлась бы за несколько дней. Такого же мнения придерживается и руководитель направления по работе с бездомными Синодального отдела по церковной благотворительности Илья Кусков. «Если бы у властей был интерес и воля решить эту проблему – ее бы решили за пять минут одним приказом», — считает Кусков. А все согласования, по его словам, заняли бы не больше 15 дней.