«20 января 2009 года в Институте коррекционной педагогики прошло третье занятие Курсов для клириков и мирян по работе с детьми-инвалидами. Беседу «Учет зрительных возможностей слепых и слабовидящих прихожан» провела к.п.н., доцент Денискина Венера Закировна.»
Эта скупая информация таит за собой настоящее открытие.
Кандидат педагогических наук Венера Закировна Денискина
Невозможно не радоваться, когда встречаешься с хорошим человеком. Невозможно не удивляться, когда человек легко и спокойно делает то, что со стороны кажется неосуществимым.
Впрочем, на каждом из трёх прошедших занятий открывалось что–то новое.
Курсы родились из секции, посвящённой детям-инвалидам на Рождественских чтениях. Священник Леонид Царевский предложил провести несколько занятий, на которых специалисты могли бы рассказать об особенностях людей с теми или иными патологиями. Директор Института коррекционной педагогики академик Н.Н. Малафеев поддержал эту инициативу, предоставил помещение, пригласил сотрудников Института, которые с радостью откликнулись, и вот по благословению епископа Красногорского Саввы (Волкова) начались наши занятия.
К сожалению, этот путь нам во многом приходится проделывать снова, в том числе, и в церковных стенах. Принять, понять и полюбить особых людей нам мешает и страх, и то, что его порождает- незнание. Священник Владимир Клизмо рассказал об интересном опыте внедрения группы детей- инвалидов и их родителей в жизнь сельской православной общины.
Как мало мы знаем о тех, кто совсем рядом с нами, но не может с нами общаться хотя бы в силу власти своих страхов, мы поняли, услышав рассказ О.С. Никольской на втором занятии, посвящённом проблемам людей с аутизмом. Уж очень не хочется называть докладом этот тихий, но пронизанный любовью и состраданием и очень информативный рассказ. На мой взгляд, помимо очень важных теоретических и практических сведений об аутистах, Ольга Сергеевна сумела выразить самое главное, что нужно понять нам всем – проблема особых людей не должна замыкаться только на них. Мы все, окружающие, можем создать благоприятную среду, в которой даже очень тяжёлые больные могут адаптироваться и с наибольшей полнотой проявить свои способности. Главное – не опускать руки, заниматься, и результат обязательно будет.
На третьем занятии, о котором я сейчас хочу рассказать подробнее, мы познакомились с Венерой Закировной Денискиной. Энергичная, улыбчивая, остроумная, она, казалось, покорила аудиторию с первого слова. Не сразу стало понятно, почему, рассказывая о людях незрячих и слабовидящих, она так часто говорила «мы» – настолько уверенно и легко она двигалась, настолько невозможно было сказать о ней «инвалид» в общепринятом смысле, имея в виду человека беспомощного и несчастного.
Перед нами стоял человек, не просто создавший свою судьбу, создавший себя – кандидат педагогических наук, доцент, выпускница математического факультета Университета, второе высшее образование – педагог-дефектолог, автор книг и статей, она знает практически всё о специальных учебных заведениях для детей с ослабленным зрением, ездит по всей стране – при этом не только практически не видит, но после болезни потеряла слух и обоняние, и перенесла инфаркт.
После этого и необыкновенное внимание к собеседнику, и предусмотрительно подготовленные и разложенные по файлам и розданные всем присутствующим распечатки рекомендаций и полезной информации стали для собравшихся просто какими-то знаками: не мы о ней заботимся, а она о нас…
Просто, с добрым юмором Венера Закировна рассказала, как живут, учатся, работают, ориентируются в пространстве люди, о которых мы, на самом деле, практически ничего не знаем. Оказывается, у кого- то ограничено поле зрения, и он может немного разглядеть, например, лишь то, что находится сверху, но при этом ничего не видит у земли, и наоборот; у кого- то ограничено поле зрения с одной стороны, или остаётся так называемое трубчатое зрение – как видит такой человек, можно представить себе, глядя в трубочку собственного кулака. Как пошутила Венера Закировна, слова песни «что ж ты, милая, смотришь искоса, низко голову наклоня» – как раз о девушке с ограниченным полем зрения.
Но нам-то, зрячим, и невдомёк, что неподвижная мимика, или странные гримасы, или взгляд исподлобья – это не демонстрация неуважения инвалида по зрению к собеседнику, а его особенность. Из- за этого возможны недопонимания и даже обиды, но ведь мало кому придёт в голову, что младенец учится общаться с помощью мимики в первые месяцы жизни, повторяя мимику мамы, в лицо которой он смотрит, но это просто недоступно незрячему малышу.
Точно так же некоторых пугает манера некоторых слепых, например, раскачиваться при разговоре, но мы быстро научимся это прощать, если узнаем, что подобные стереотипные движения тоже не случайны – пространство для незрячих остаётся враждебным, особо не разбегаешься, но живой человек испытывает потребность в движении – и бессознательно компенсирует его вот таким, доступным ему, способом.
Что касается мимики, интонации, общения с людьми – всему этому ребёнка с ослабленным зрением можно и нужно учить. Зачем – живой пример стоял перед нами. Действительно, ведь у слабослышащего человека не может быть такой живой интонации, не каждый лектор может похвастаться таким эмоциональным и лёгким преподаванием своего предмета, таким завораживающим воздействием на аудиторию, таким расположением к собеседнику.
Несомненно, и это не раз подчёркивала сама Венера Закировна, её достижения – это во многом заслуга её мамы и педагогов, научивших её пользоваться остаточным зрением, голосом, мимикой, научившим ориентироваться… Как мама, не могу не оценить подвига мамы Венеры Закировны, дававшей своей дочке поручения, для выполнения которых требовалось самостоятельно передвигаться по городу, ходить в магазин, общаться с людьми. И только пред маминой смертью дочка узнала, что любящая мама всегда была рядом, готовая придти на помощь.
И теперь, вспоминая с благодарностью своих наставников, Венера Закировна неустанно повторяет своим ученикам и родителям незрячих детишек: «Ваш ребёнок всегда должен быть чем-то занят. Мир надо дать в руки, в уши, в обоняние». И надо обязательно дать малышу почувствовать результат: «когда есть результат, ребёнку хочется что-то делать дальше.»
Как открывается наш мир незрячему человеку? Для него доступны звуки, запахи, у него обострено осязание. Конечно, ему было бы проще ориентироваться, если бы мы немножко позаботились о таких людях. Сейчас за рубежом даже существует так называемый «информативный пол»: например, в метро край платформы обозначен не только контрастной цветовой полоской, который может заметить человек с остаточным зрением, но и хорошо ощутимым изменением фактуры пола: у края он более шероховатый. Так же обозначены и края тротуаров на месте пешеходного перехода.
Кое-что есть и у нас. Вы не замечали, что в метро в разных направлениях – от центра и в центр объявляет станции то мужской, то женский голос? Это как раз для незрячих, и они имеют возможность сориентироваться, в каком направлении им ехать.
Многие незрячие и сами вырабатывают для себя ориентиры: одни, используя остаточное зрение, отсчитывают колонны, другие – ориентируются по люстрам. А одна девушка на станции метро, где заменили пол, и он теперь блестящий и отражает свет люстр, радуется, потому что, ориентируясь по отражениям, она представляет себе, что «идёт по дорожке из лунного света».
Но в метро ориентироваться сравнительно легко. Одно из самых сложных мест для самостоятельного посещения – рынок. «Масса световых пятен и масса людей, желающих обмануть меня», – так себя чувствует на рынке Венера Закировна. Ходить по магазину раньше было попроще: «Бутылки гремят и мужики разговаривают – значит, винный отдел, бутылки гремят и женщины разговаривают – молочный, стук разделочного топора – мясной, а уж мимо булочной пройти, не узнав, было невозможно – запах хлеба угадывался ещё на улице.»
Конечно же, у всех закономерно возник вопрос, как мы, верующие, можем им помочь незрячим, и отдельный вопрос был про храм. На общие вопросы этики взаимоотношения с инвалидами по зрению Венера Закировна предусмотрительно ответила заранее, ответы на них мы нашли в розданных нам файлах с информацией, и я с удовольствием публикую их ниже. Хорошо бы распространить их как можно шире, а можно и дополнить, и сделать памятку для прихожан. Венера Закировна с радостью откликнулась на эту просьбу, прошу и я тех, кому есть что сказать по существу, написать свои пожелания об отношении к особым людям в храме. В перспективе по материалам занятий планируется выпуск брошюры с практическими рекомендациями для священников и паствы, поэтому любые пожелания и советы будут очень ценны.
Непосредственно в храме мы могли бы для незрячих выделять первую и последнюю ступеньки, а края ступенек – шероховатыми обозначениями ( заодно они бы и не скользили). В одном храме её очень тронули под иконами заботливо сделанные для слабовидящих подписи с названиями, выполненные наиболее удобным для таких людей шрифтом- Arial. 20. Можно сделать по периметру храма перила, по которым незрячим было бы удобнее ориентироваться.
Отдельная тема – житийная литература, молитвословы, Евангелие. Если Евангелие с крупным шрифтом найти удалось, то с просто хорошей литературы для слабовидящих есть проблемы. После занятий я специально зашла в одну из крупнейших книжных лавок в Москве – там были молитвословы, обозначенные «для слабовидящих», но напечатанные на серо-жёлтой бумаге и, хоть и крупно, но как раз тем шрифтом, который читать неудобно.
Выручают записи молитв и книг на аудиокассетах и дисках.
С воцерковлением незрячих могут возникнуть некоторые проблемы. Если Евангелие Венера Закировна «читала бы и читала бы – предела нет», есть вера «я пришла к Богу от логики, от размышлений, от чтения. Я пришла от логики :Бог обязательно длжен быть!», то с участием в богослужении всё не так просто. Невозможно сориентироваться, что, как и почему делают молящиеся рядом, бывает, что, введённые в заблуждение очками, люди не верят, что имеют дело с незрячим, и откровенно грубят. Бывает, что во время крестного хода, может быть, и искренне желая помочь, хватают и тащат, не объясняя, куда и зачем, не подозревая, насколько страшно двигаться слепому быстро и в неизвестном направлении.
Но это всё преодолимо. Как говорит Венера Закировна, «Выхода нет только из гроба».
Нам просто надо знать, что в год в стране прибавляется 4 300 слепых детей. Маленький город. В наших силах помочь этим людям найти своё место в этом чудесном мире. На прошлом занятии мы немножко больше узнали, как.
В конце занятия по просьбе Венеры Закировны каждый из присутствующих представился и сообщил о себе краткую информацию. Это, помимо радости от встречи с таким замечательным человеком, ещё больше сблизило всех, кто пришёл на это занятие. Как приятно было узнать, сколько собралось единомышленников.
Надеюсь, что их станет больше.
Следующее (четвертое) занятие пройдет 10 февраля (вторник) 2009 года в 14-00 в Институте коррекционной педагогики. Тема: «Педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с нарушением интеллекта». Занятие проведет д.п.н., профессор Стребелева Е.А..
По этой ссылке можно прочитать краткие отчёты о прошлых занятиях и скачать аудио и видео материалы.
Адрес Института коррекционной педагогики: Москва, Погодинская ул., д.8, корп.1. Проезд: станция метро «Фрунзенская», по выходу – налево, пересечь Пироговскую ул., сквер. Погодинская улица начинается налево за открывшимся храмом. Правая сторона улицы, здание во дворе. Идти от метро 15-20 минут.
На курсы приглашаются все желающие.
А 17 февраля там же пройдёт третья конференция, посвящённая детям- инвалидам в рамках Рождественских чтений. Начало в 10 часов. Приглашаются все желающие, клирики, миряне, специалисты, родители, и просто неравнодушные к проблемам особых детей люди.
По вопросам, связанным с курсами можно обращаться к куратору курсов Сошинскому Сергею Анатольевичу по адресу kursydeti08@yandex.ru
Денискина Венера Закировна Этические нормы, которые необходимо соблюдать при общении с инвалидом по зрению Всегда называть себя и представлять своих собеседников, а также остальных присутствующих. Если хотите пожать руку инвалиду по зрению, то скажите об этом. В присутствии инвалида по зрению не следует восхищаться до бесконечности по поводу красоты недоступного для восприятия инвалида объекта (картины, предмета под стеклом, природного явления и т.п.) Лучше конкретизировать словами, что именно вызывает или вызвало восхищение. При необходимости получения какой-либо информации о ребёнке-инвалиде, достигшем старшего школьного возраста (фамилия и имя, дата рождения, адрес и т.д.) следует обращаться лично к нему, а не к сопровождающему. Для детей младшего возраста эти вопросы следует максимально упрощать (Как тебя зовут? С кем ты пришёл?), однако игнорировать при получении информации о ребёнке в его присутствии категорически нельзя. НЕ следует унижать достоинство инвалида покровительственной опекой. Уважение в человеке Человека как главный принцип этического взаимодействия инвалидов по зрению и людьми без нарушения зрения. В частности, этично предложить помощь инвалиду, но не этично её навязывать. НЕ проявлять открыто чувство сострадания и жалости к инвалиду любого возраста. Помнить о том, что ребёнок-инвалид по зрению – это такой же человек, как и видящий, только лишённый способности видеть. Жизнь многих инвалидов полна впечатлений, насыщена радостями и заботами. Им нужна помощь, но не жалость. Наличие очков у инвалида по зрению облегчает восприятие, но не решает проблем, вызванных низким зрением, поэтому на все просьбы, связанные с использованием зрения, следует отвечать так же, как и тотально слепому человеку. Выясняйте, в какой форме инвалид по зрению хочет получить информацию (написанную рельефно-точечным шрифтом Брайля, крупным шрифтом, на аудиокассете, в электронном варианте). Если нет возможности предоставить информацию в нужном формате, то предоставьте её в том виде, в котором она есть, но ни в коем случае не оставляйте инвалида без информации или без раздаточного материала. Не заменяйте чтение какого-либо документа его пересказом, особенно, если инвалиду по зрению нужно его подписать. Обязательно информируйте ребёнка и подростка о правовых последствиях его действий, связанных с подписанием любых бумаг. Помните, что инвалидность не освобождает человека от ответственности, обусловленной документом. Во время приёма пищи не следует ничего класть в тарелку, не предупредив инвалида о своём намерении, и при этом следует помнить, что инвалид по зрению , как и любой другой человек, может быть избирательным в еде и не любить какие-либо блюда. За столом надо обеспечить безопасное место, чтобы незрячий (ребёнок, подросток) не облился кипятком, то есть, надо предусмотреть, чтобы инвалид по зрению при тесноте не опрокинул чайник, посуду, блюдо с угощением. В малознакомом месте не отходите от незрячего без предупреждения даже на небольшое расстояние, если он останется при этом один. В то же время без необходимости не опекайте его. Инвалиду, даже ребёнку, гиперопека мешает развиваться, а взрослого инвалида унижает и раздражает. Не хватайте слепого и не тащите его за собой. Объясните коротко, куда и зачем надо идти. Сопровождая ребёнка-инвалида, не стискивайте его руку. Не усаживайте инвалида по зрению. Предложите сесть, а затем положите его руку на спинку стула или подлокотник. При общении с группой слепых и слабовидящих не забывайте каждый раз называть того, к кому Вы обращаетесь, и т.д. |
Татьяна Любимова, руководитель группы канис-терапии «Солнечный пес»