Патриотизм не мешает критически относиться к действиям своего государства, а социальные болезни общества – любить Родину. Если же видеть эти болезни мучительно, надо сделать все, от тебя зависящее, чтобы помочь обществу от них излечиться, считает Карен СТЕПАНЯН, доктор филологических наук, вице-президент российского Общества Достоевского:
— Патриотизм и связан и не связан с идеологией. Это чувство, то, что ощущаешь в первую очередь сердцем. Но поскольку у всякого мыслящего человека чувство – особенно такое жизнеопределяющее – не может быть отделено от разума, он имеет, конечно, и идейное наполнение. Но это не идеология, если под последней понимать некую систему общественно-политических взглядов. Не думаю, кстати, что и в советское время так уж многие отождествляли патриотизм с коммунистической идеологией. В 1960-1970-е годы, а тем более позже в коммунизм не верил уже практически никто, а Родину свою любили многие.
Мое положение несколько своеобразно. Будучи армянином, я большую часть своей жизни прожил в России, и духом, и разумом, и чувствами неразрывно связан и с Арменией, и с Россией, по роду профессиональной деятельности (а она для меня и составляет основную часть и смысл жизни) живу в русской культуре и русской культурой. Но для меня здесь нет противоречия. Обе эти страны для меня есть часть некоего духовного образования, объединения народов, для которых на всем протяжении их истории духовное всегда превалировало над материальным, для которых вера и книга всегда были основами национального самостояния. С распадом Советского Союза (границы которого не всегда совпадали с границами такого образования) это единство не перестало для меня существовать, и, думаю, несмотря на усилия многих политиков оно продолжит существовать и, возможно, даже на новой основе возродится в будущем.
|
Сейчас часто говорят, что общество и в России, и в Армении растеряло свои национальные духовные традиции, стало частью унифицированного глобального общества потребителей. Но тысячелетние традиции не рушатся за несколько десятилетий. Именно потому, что «ценности» потребительского общества так резко противоречат нашему, сложившемуся за многие века, образу жизни, внедрение этих «ценностей» переживается сейчас в такой уродливой форме. Но большинство и армян, и русских в глубине души, я убежден, помнит, Кому и чему в годы страшных испытаний обязана своим выживанием их страна и за счет чего они продолжают существовать на мировой арене. Будут ли об этом помнить наши дети и внуки? Это во многом зависит от нас.
Мешает ли патриотизм критически отнестись к действиям своего государства? В России и Армении, насколько я могу судить, никогда не мешал, напротив, здесь часто критика превалирует над государственническими интересами. На Западе за много веков СМИ научились виртуозно манипулировать сознанием людей – в частности, убеждать их, что даже откровенно антигуманные действия собственного государства обусловлены защитой демократии и т.п. У нас СМИ так же далеки от правды, но у нас большинство населения воспринимает обрушивающуюся на него информацию с изрядной долей скептицизма, проверяет ее «на зуб», что называется (конечно, и на Западе есть критически мыслящие личности, но там, насколько я могу судить, единство государственной информационной политики с «мнением народным» гораздо монолитнее, чем у нас). Лично для меня те ценности, за которые я готов отдать жизнь, – это мои страны, Армения и Россия, наши народы, наша христианская вера, наша история и культура, наше великое будущее, в котором я уверен. Все действия государства, направленные на сохранение, сбережение, развитие и защиту этих ценностей от, увы, многочисленных враждебных сил (для которых эти ценности есть помеха их собственному существованию), я одобряю. Противоположные – нет.
Цинизм, коррупция, криминал, грязные улицы, чиновничий беспредел, пьяницы, бомжи существуют во всех странах, были они и у нас и до 1917 года, и при советской власти, и в 1990-е. Кому-то все это, возможно, мешает любить Родину, мне – нет. По-моему, если так уж мучает тебя наличие этих социальных болезней, сделай все от тебя зависящее, чтобы помочь своей Родине от них излечиться. Но помни при этом две «врачебные» истины: «врачу, прежде исцелися сам» и – «не навреди».