Она должна была стать женой священника, но не захотела выходить замуж без любви. Вместо этого Александра Потанина стала странницей, заключив брак с этнографом, не испугавшись дальних поездок и тяжелого быта. А вера и смирение помогли ей найти общий язык и с шаманами, и с урянхами (современные тувинцы), и с жителями восточного Тибета.
Право на выбор
Александра Викторовна Лаврская родилась 26 января 1843 года в семье священнослужителя и была единственной девочкой среди детей. С раннего детства у нее сложились очень теплые отношения с братьями, они поддерживали ее всю жизнь.
Беззаботное время закончилась рано. Девушке было всего семнадцать, когда ушел из жизни отец. Семья жила небогато, и только Александра могла спасти родных от разорения. По традициям духовенства того времени она должна была выйти замуж за человека, претендовавшего на пост ее скончавшегося отца. Но Саша не хотела брака без любви.
В итоге священником в бывшем приходе их отца стал старший брат Валериан, а Александра получила право распоряжаться жизнью по своему усмотрению. Она устроилась воспитательницей в городское епархиальное училище, где проработала около восьми лет.
Тонкая наблюдательница
Во время поездки к брату Константину, который отбывал ссылку в Вологодской губернии, тридцатилетняя Саша познакомилась со своим будущим мужем Григорием Потаниным. Тот также находился в Никольске в ссылке. Год они переписывались на очень необычную тему – метеорологические наблюдения в городе. В итоге наблюдения так и не были организованы, зато в 1874 году Александра Лаврская и Григорий Потанин обвенчались. И почти сразу уехали в Санкт-Петербург – по ходатайству Русского географического общества Потанина помиловали.
Как вспоминал потом исследователь Сибири Николай Ядринцев, при первой встрече Александра запомнилась ему скромностью и серьезностью. В обществе она была молчалива, но очень наблюдательна – эта черта потом очень пригодилась ей в путешествиях.
«Ее мнения и суждения были сдержанны, но метки и отличались тонким остроумием. Она делала весьма удачные характеристики и определяла людей сразу. В этом отношении ее знание жизни и проницательность были качествами, дополнявшими недостаток практичности у Григория Николаевича, погруженного в науку и весьма мало знавшего действительность. Тем не менее Александра Викторовна не сузила его интересы, не погрузила его в мелочи семейной жизни. Она разделила все планы и стремления Григория Николаевича и участвовала в его духовной жизни», – писал Ядринцев в своих воспоминаниях.
Александру совершенно не увлекала светская жизнь. За время пребывания в Петербурге она мало бывала на приемах, зато выучила английский и французский и брала уроки рисования у самого Шишкина.
Первые шаги в роли жены этнографа
В 1876 году Русское географическое общество назначило Григория Потанина начальником экспедиции в Северо-Западную Монголию. Естественно, Александра поехала вместе с мужем. В своих «Автобиографических записках» она переживала, «выдержит ли все лишения и неудобства пути», не зная, что впереди ее ждут еще три путешествия по Центральной Азии и Китаю.
Первое путешествие Потаниных началось в приграничном городе Зайсане (сейчас он находится на территории Казахстана). Оттуда экспедиция двинулась на восток. Исследователям предстояло преодолеть Монгольский Алтай, а затем подняться по долине Кара-Иртыша к верховьям реки Кобдо.
Участникам экспедиции предстояла тяжелая дорога и самые разнообразные опасности. Но Александру это не смущало.
Сохранился ее ответ на полное волнений письмо матери, в котором Потанина подчеркивала, что с ней все в порядке.
«…Вы, милая маменька, беспокоитесь обо мне и думаете о моих неудобствах гораздо более, чем их было на самом деле, вероятно, это произошло от моей неприятной привычки хоть на что-нибудь да жаловаться», – писала Александра.
Во время путешествия она сразу взяла на себя множество обязанностей, как бытовых – например, кухарки и прачки, так и организационных – именно Александра отвечала за закупку оборудования и составление финансовых отчетов. Помимо всех этих ежедневных дел Потанина активно помогала мужу в его исследовательской работе.
Зарисовки животных, легенды коренных народов
Основная задача экспедиции состояла в изучении флоры и фауны Северо-Западной Монголии. Александра Викторовна занималась зарисовками животных, составлением гербариев, сбором окаменелостей, метеорологическими исследованиями, а главное, описанием всего увиденного.
Лично ее больше всего интересовали люди – уклад жизни местных народов и их традиции. В своих дневниках она подробно описала, как устроена местная жизнь, а еще сумела собрать легенды, сказки, предания и поверья тувинского, казахского и монгольского народов. Сегодня эти заметки можно прочитать в «Очерках Северо-Западной Монголии».
Если тексты, написанные ее мужем, отличались научной сухостью, то свои очерки Потанина писала живым языком и легким слогом.
Присутствие женщины среди членов экспедиции сильно упростило исследователям работу. Для местного населения Александра Викторовна служила гарантией того, что чужеземцы прибыли с добрыми намерениями и их не стоит бояться.
Приветливую чужестранку приглашали в дома, закрытые для мужчин. Так, она побывала в гостях у жен монгольских князей, китайских чиновников, общалась с ними, делала записи. Бывала она и у бедняков, к которым ее иногда звали, когда нужна была медицинская помощь.
Таким удивительным образом Александра Потанина нашла свою тему в науке, связанную с семейными традициями народов Азии.
В Российскую империю Потанины вернулись в конце 1877 года, но на родине задержались недолго. Проделанная работа так впечатлила Русское географическое общество, что Потанин получил разрешение и на вторую экспедицию в монгольские земли весной 1879 года. Средства предоставили Русское географическое общество и сибирский купец Иван Фёдорович Каменский.
В гостях у шаманов
В этот раз путь исследователей лежал через современную Туву, причем большую часть времени все они, включая Александру, перемещались на верблюдах.
У участников экспедиции был выбор – пойти по более удобному восточному перевалу, но пропустить большую часть страны урянхов (так тогда называли тувинцев), или же выбрать более трудный, но зато более перспективный для исследований маршрут – через Торхоликский перевал. Александра, единственная женщина, настояла, чтобы исследователи отправились по второму пути и не упустили необходимой научной информации.
В своих заметках Александра подробно описывает все трудности. Например, рассказывает о нападении волков, обитавших в урянхайских землях. В другой раз экспедиции чудом удалось избежать агрессии со стороны местных жителей. Был случай с верблюдом, который чуть не погиб во время опасного спуска. И с местными ворами, известными на всю округу своей ловкостью. У экспедиции они украли нескольких лошадей, правда, всех их потом удалось найти и вернуть обратно.
Самым ярким моментом экспедиции для Потаниной, по ее воспоминаниям, стала встреча с шаманами – она первая из европейских ученых сделала перевод шаманских песен.
В завершении экспедиции участники вновь попали на территорию Монголии, где продолжили изучение региона. Александра Викторовна все свободное время посвящала исследованию этнографии местных народов. Учтивость и приветливость позволили Потаниной найти общий язык с монголками, казашками и тувинками и лично наблюдать за их ежедневной жизнью.
За время экспедиции Потанины прошли 1920 км, определили шесть астрономических пунктов и нанесли на карты территории от Кошагача до северной оконечности озера Косогол. Еще они составили гербарий из 400 видов растений и собрали 1000 экземпляров насекомых, 120 образцов горных пород и сделали 80 чучел птиц.
Интересно, что в первых экспедициях Александра Потанина официально даже не числилась, несмотря на выполняемый ей объем работы. Но это ее совершенно не расстраивало.
Через пустыню Гоби
В 1880–1881 годы Потанины жили в Иркутске и часто собирали у себя дома ученых, исследователей и коллег Григория Николаевича по Восточно-Сибирскому отделу Русского географического общества. А еще Александра Викторовна увлеклась изучением жизни и быта бурят. На основе ее очерков в 1895 году были изданы книги «Путешествия по Монголии, Китаю, Тибету».
В 1884–1886 годы Потанины отправились в третью экспедицию по Тибетскому нагорью, в которой их ожидал переход через пустыню Гоби. В этой экспедиции Александра Викторовна изучала быт и нравы тибетцев.
Путешествие началось в Одессе, откуда участники экспедиции отправились на военном корабле через Суэцкий канал и воды Индии в Пекин. Из Пекина Потанины и их коллеги отправились в провинции Чжили, Шаньси и Ганьсу, где остановились на зимовку.
Весной экспедиция вновь возобновила путешествие через провинцию Цинхай, прилегающую к Тибету. Исследователи посетили несколько китайских городов и даже были допущены в буддийские монастыри. До 1880 года это были совершенно неизведанные для европейцев земли.
Местные, в свою очередь, тоже мало видели чужестранцев, которых окрестили «заморскими чертями». Но стоило появиться Александре Викторовне, как отношение ощутимо смягчалось. Как и в предыдущих экспедициях, для туземцев ее присутствие продолжало служить своеобразной гарантией, что к ним пришли с миром.
В дороге Александра Викторовна много читала. Ее настольной книгой было Евангелие. Исследовательницу больше волновала не скудная пища или жесткая кровать, а плохое освещение, мешавшее заниматься чтением и письмом.
Переход через Гоби – «мрачную пустыню, усеянную черной блестящей галькой», со «скелетами верблюдов и лошадей» вдоль дороги, как отмечала Александра Викторовна в своем дневнике, оказался очень тяжелым. При этом, судя по тем же дневниковым записям, бытовые трудности совсем ее не пугали.
Потанины и их коллеги стали первыми европейскими первопроходцами этих территорий Китая и Тибета.
После этой экспедиции Александра опубликовала свою первую самостоятельную научную работу «Из странствий по Урянхайской земле».
В 1887 году первой из женщин за этнографический очерк «Буряты» ей была вручена золотая медаль Российского географического общества. А ее публичная лекция «Буряты» пробудила у научного сообщества интерес к этнографическому исследованию этого народа.
Последняя экспедиция
В 1893 году Григорий Николаевич Потанин был вновь откомандирован на восточную окраину Тибета, чтобы продолжить исследование этой местности.
Александра Викторовна должна была поехать с ним, но неожиданно выяснилось, что у нее проблемы с сердцем – врачи предупредили, что подобную поездку она может не пережить. Потаниной было 50 лет. Она не хотела, чтобы ради нее муж отказался от исследования, и отправилась вместе с ним, скрыв диагноз.
Друг семьи исследователь Владимир Обручев в книге «Путешествия Потанина» восхищался выдержкой этой необыкновенной ученой. «Александра Викторовна обнаружила замечательную выносливость и неутомимость. В ее слабом теле оказался большой запас нервной энергии, воли и способности преодолевать трудности. Она ездила на равных условиях с членами экспедиции мужчинами, качалась целый день на верблюде или сидела в седле на лошади… Вечером ночевала в общей палатке или юрте, согреваясь у огонька, довольствуясь скудной и грубой походной пищей, и спала на земле на тонком войлоке… А в этих условиях после дневного перехода, откладывая отдых, нужно было помогать мужу в ведении дневника, в записи наблюдений, в приведении в порядок собранных за день коллекций, аккуратном раскладывании растений в листы гербария».
Часть маршрута участники экспедиции преодолевали на конных монгольских «каретах». И сердце Александры не выдержало, ей стала плохо. Врач в Пекине настоятельно рекомендовал вернуться. Но она категорически отказалась – не могла подвести своих спутников.
Во время пути ей несколько раз было нехорошо, но она скрывала свое состояние от мужа и других участников экспедиции. Апрель застал Потаниных на окраине Тибета, в городке Дацзянлу. Здесь случилось несчастье. Разливая чай, Александра Викторовна вдруг почувствовала себя плохо, упала. Муж успел подхватить ее.
Потанин решил остановить исследования и везти больную в Пекин. 19 сентября 1893 года Александра Викторовна скончалась близ города Чжохуа (Китай) по дороге в Шанхай. По рекам экспедиция с телом умершей спустилась в город Ханькоу, где русская колония предлагала устроить похороны и поставить памятник. Но Григорий Николаевич не хотел хоронить жену вдали от родной земли. Гроб с телом Александры Викторовны 18 декабря 1893 году был доставлен в Кяхту. На Успенском кладбище вблизи собора 23 января 1894 года, как писали газеты, «с необычайной торжественностью было совершено погребение». В городе был объявлен день траура, а на прощание с Александрой Викторовной пришла вся Кяхта.
Из 25 памятных венков от родных, коллег и почитателей путешественницы один особенно выделялся. Он был от бурят.