Православный портал о благотворительности

В Дмитриевские дни скончался «человек – эпоха»

3 июня в Ростове начались торжества, посвященные 300-летию со дня кончины святителя Димитрия Ростовского. В программе – научная конференция (Дмитриевские чтения), выступления фольклорных коллективов и ярмарка на открытой площадке Ростовского кремля, мастер-классы русских боевых искусств, спектакль Московского академического театра под управлением Покровского

3 июня в Ростове начались торжества, посвященные 300-летию со дня кончины святителя Димитрия Ростовского. В программе – научная конференция (Дмитриевские чтения), выступления фольклорных коллективов и ярмарка на открытой площадке Ростовского кремля, мастер-классы русских боевых искусств, спектакль Московского академического театра под управлением Покровского по пьесе святителя.

Когда готовился этот материал, пришло известие, что 5 июня скончался руководитель театра – Борис Александрович Покровский, которого справедливо называют «человек – эпоха». Знаменательно, что день его кончины совпал с Днем собора ростовских святых, в сонм которых входит и святитель Дмитрий, пьесу которогоо Рождестве Христовом коллектив театра Покровского играл на протяжении 17 лет. Ростовчане восприняли весть о кончине Бориса Александровича в день ростовских святых, как свидетельство покрова и благоволения святителя Димитрия Ростовского к руководителю театра.


Ростовский кремль – резиденция ростовских святителей

Святитель Димитрий Ростовский одновременно и знаменит в православной России, но в тоже время, мало известен. Его знают, как составителя Житий святых (Четьи-Минеи), и почти неизвестны подробности его подвижнической жизни.

Кроме Четий-Миней святитель Димитрий писал пьесы на христианские и библейские сюжеты для студентов созданной им в Ростове духовной школы. Одна из таких пьес «Ростовское действо» (авторское название – «Рождественская драма») была показана 3 июня, в первый день Дмитриевских чтений. Спектакль на его «историческую родину» привезли актеры Московского государственного академического камерного музыкального театра под управлением Бориса Покровского.

Воссоздать этот спектакль в 1982 году убедил труппу театра Покровского выдающийся искусствовед, профессор Евгений Михайлович Левашов. Евгений Михайлович признался, что только в советское время можно было воссоздать этот церковный спектакль. Двести его помощников собирали уцелевшие фрагменты по архивам всего Советского Союза, делая это совершенно бесплатно. Оригинальных фрагментов было найдено четыре: два фрагмента стихов и столько же – музыки. Остальные фрагменты были взяты из дореволюционных «школьных драмах», так как известно, что немалое влияние на них оказало творчество этого церковного писателя.

Спектакль рассказывает о борьбе добра и зла и рождении Христа. Левую часть зала (сцены и прохода к ней) заняли «силы зла». В руках у каждого персонажа пьесы был плакат, объяснявший, кто это: «зависть», «ненависть», «смерть»… С правой стороны – персонажи положительные: «любовь», «милосердие», «незлоба». Силы зла захватывали сцену, куражились, бесновались, но нехотя отступали под давлением сил добрых.


Спектакль рассказывает о борьбе добра и зла и рождении Христа. У каждого персонажа плакат, объяснявший, кто это: «ненависть»,«любовь», «милосердие»


Силы зла захватывали сцену, куражились, бесновались,


но отступали под давлением сил добрых


Театральное действо не ограничивалось рамками сцены, но и выходило за ее пределы – в зрительный зал


Знаменитое определение любви апостола Павла (Рим. 8:38-39) в поэтической переработке звучало из уст героев спектакля: ни глубина, ни высота, ни ангелы, ни смерть – ничто не может отлучить нас от любви Божьей. Закончилось театральное действо искренним восклицанием актеров: «Христос, спаси всех нас!».

Как такое могло идти на театральных подмостках с 1982 года, если в уголовном кодексе того времени существовала недвусмысленная статья «за религиозную агитацию», подразумевавшая в качестве меры наказания – лишение свободы?

Дирижер театра Владимир Агронский объясняет сей исторический факт тем, что помещение театра находилось в подвале, а в подвалы членам ЦК спускаться было запрещено. Плюс – действовал авторитет руководителя театра – Бориса Покровского, которому за талант и авторитет прощалось многое. Да и имя «Христос» актеры тогда заменили на «Слово». В результате – никто не придрался. Дирижер Владимир Агронский признает, что влияние религиозной философии спектакля испытывают не только зрители, но и сами актеры, для многих из которых спектакль стал первым толчком для духовных поисков.


Дирижер Московского государственного академического камерного музыкального театра под управлением Бориса Покровского – Владимир Агронский


Заслуженный артист Росиии Борис Тархов вспоминает, что на репетиции и показы «Ростовского действа» приходил композитор Дмитрий Шостакович и плакал от избытка чувств. Как признаются руководители труппы, для заграничных турне – от Западной Европы до Японии – театр, как правило, выбирает именно это музыкальное действо, оно пользуется у иностранцев неизменным успехом. Спектакль стал визитной карточкой академического коллектива.


За кулисами. Реквизит спектакля


Бутафорский череп – олицетворение Смерти, одного из персонажей спектакля

Что еще известно о святителе Димитрии Ростовском? В Ростове он оказался неожиданно. Петр I вызвал в столицу его – тогда архимандрита и настоятеля одного из украинских монастырей – для возведения в епископский сан и постановки на Сибирскую кафедру в Тобольске. Но по причине распутицы и болезни новый владыка отправиться к своему новому месту служения не успел, на его место отправили другого. Он же был определен на епископскую кафедру в Ростов.

Уже первая его проповедь, первое обращение к горожанам потрясло их и запало в души. Он сказал, что пришел не для того, чтобы ему служили, но чтобы самому послужить, «о всех пользе печтись, всем спасения тщательно искать, о всех молиться».

Ростовские предания и житие святителя Димитрия свидетельствуют о его суровых аскетических подвигах: нередко он молился в своей келье, распростершись на полу с раскинутыми крестообразно руками, в Великий пост на первой и последней неделе вкушал пищу лишь однажды, а летом изнурял свою плоть, выставляя ее на корм комарам. Устраивал особые трапезы для увечных, слепых, хромых, поучаясь у них терпению в перенесении телесных скорбей.

Даже будучи митрполитом, он оставался верен иноческому обету нестяжания. Он говорил: «не стяжах имения, кроме книг святых». Святитель Дмитрий радел об образовании, видя неграмотность ростовцев и духовенства, он открыл в городе бесплатную духовную школу

Кончина святителя последовала в 1709 году. Смерть застала его во время молитвы стоящим на коленях. После митрополита осталось только богатейшее книжное собрание. В духовной грамоте (завещании) Божий угодник писал: «Никто же да не трудится по смерти моей, взыскуя каковаго-либо келейного моего собрания, ибо ниже на погребение что оставляю, ни на поминовение, да нищета иноческая наипаче при кончине явисся Богу».

Погребли Божьего угодника в указанном им месте. Когда он въезжал Ростов, для того чтобы занять епископскую кафедру, не добравшись еще до своей кремлевской резиденции, он завернул в мало известный монастырь и посетил в нем тогдашний Троицкий храм. Там, указав в угол, он объявил, что покой его будет здесь.

В 1752 году, спустя 43 года после кончины подвижника, чугунный пол в храме, где покоились его останки, просел, плиты сняли и обнаружили гроб с нетленными мощами святителя. Господь прославлял своего угодника многочисленными чудесами, исходящими от его мощей: слепые прозревали, неизличимые исцелялись. Он был причислен к лику святых, когда живы были еще старожилы, помнившие своего пастыря. Это была первая канонизация, совершенная в синодальный период Русской Православной Церкви.

Память святого совершается 28 октября/10 ноября (день преставления) и 21 сентября/4 октября (обретение мощей). В эти дни, на празднование 300-летия со дня преставления святого, ожидается прибытия в Ростов Святейшего патриарха Кирилла.


Таким Спасо-Яковлевский монастырь предстает приехавшим из центра, именно здесь проходили Дмитриевские чтения


Почти вcе российские императоры посещали Спасо-Яковлевскую обитель. Елизавета Петровна вскоре после обретения святых мощей святителя Димитрия пожертвовала для них цельную серебряную раку, которая стоила в те времена по-царски – 13 тысяч рублей. Екатерина II совершала пешее паломничество в обитель. Здесь встречал Николая II будущий патриарх и святитель Тихон


Референт наместника Спасо-Яковлевского монастыря по научной части Мария Рубцова проводит экскурсию по монастырю для гостей Свято-Димитриевских торжеств


На фото: слева Свято-Дмитриевский храм, справа Зачатьевский храм (при жизни святителя – Свято-Троицкий), в котором завещал похоронить себя святитель Димитрий. В Зачатьевском храме ежедневно читается Акафист ростовскому святителю,


В Зачатьевском храме находится рака с мощами свт.Димитрия. Справа от мощей святителя Димитрия Ростовского – под спудом – мощи основателя монастыря – святителя Иакова. С 1385 года он занимал ростовскую кафедру. Но недолго – в 1389 году он заступился за женщину, которую князья и жители города приговорили к смерти за прелюбодеяние. Увидев, что она раскаивается в своем грехе, он простил ее, чем прогневал ростовцев. Разъяренная паства с позором изгнала из города своего незлобивого пастыря. Он же, подойдя к озеру Неро, помолился Богу, бросил свою мантию на воду, взошел на нее, и поплыл на ней, как на ладье, по водам. Там, где прибило его к берегу, он и основал будущую обитель, которая теперь и носит его имя – Спасо-Яковлевская.


Самая почитаемая икона Спасо-Яковлевской обители – Ватопедская (Отрада и Утешение). По преданию этим изображением Пресвятой Богородицы благословили святителя Димитрия родители, и она всю жизнь сопровождала его, оставаясь иконой келейной


Наместник Спасо-Яковлевского монастыря – архимандрит Серафим. Возрождается Спасо-Яковлевская обитель под руководством архимандрита Серафима (Симонова) и сейчас насчитывает 18 человек братии. Первым наместником монастыря в постсоветское время являлся преосвященный Евстафий, ныне – епископ Читинский и Забайкальский


Высокопреосвященный Кирилл, архиепископ Ярославский и Ростовский приехал на конференцию, посвященную памяти свят.Димитрия


Во время научной конференции – «Святитель Димитрий Ростовский и его эпоха»


Архимандрит Гермоген, благочинный, председатель юбилейной комиссии


Под стенами Спасо-Яковлевского монастыря – спортивный лагерь. Инструкторы из Твери представляют две отечественные системы боевых единоборств – Кадочникова (бывшего командира «Альфы») и Рябко (ныне – заместителя генерального прокурора).


В черной футболке -инструктор системы Рябко – Валентин Таланов


В черной футболке – инстуктор системы Кадочникова, бывший инструктор правоохранительных органов – Виктор Васильев. (В настоящее время Виктор Васильев и Валентин Таланов– представители Тверской областной общественной организации рукопашного боя «Пересвет»)



По традиции в Дмитриевские дни проходят ярмарка и концерты фольклорных коллективов в Ростовском кремле




Дмитриевские торжества продолжились до 7 июня включительно концертами фольклорных коллективов, воскресной ярмаркой в Ростовском кремле.

Андрей РАДКЕВИЧ
Фото автора

P.S. Редакция сайта приносит искренние соболезнования родным, близким и коллегам новопреставленного раба Божиего Бориса. Коллектив театра просит молитв о его упокоении.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version