Православный портал о благотворительности

В чем загадка Туринской плащаницы

Одни утверждают, что это подлинная святыня и свидетельство Воскресения Христова, другие называют ее искусной средневековой подделкой. И те, и другие приводят научные доводы. С кем соглашаться, каждый решает сам. Наша задача – разобраться в фактах и ответить на вопрос: в чем загадка Туринской плащаницы?

Туринская плащаница. Фото: Юлия Маковейчук/РИА Новости, 26.04.2010, Турин, Италия

Туринская плащаница – это льняное полотно размером 437 х 111 см. С близкого расстояния оно выглядит как обычная, посеревшая от времени ткань, но стоит отойти на расстояние 5–10 метров, и глаз начинает различать две бледные фигуры, обращенные друг к другу головами. Фигуры изображают лежащего человека: на одной половине – со сложенными на груди руками; на другой половине – со спины. На теле видны следы бичевания и распятия, многочисленные кровоподтеки.

Христиане верят, что это та самая плащаница, которой был обвит Спаситель после снятия с креста, а фигура на полотне ничто иное, как отпечаток Его тела.

Но каким образом возник этот отпечаток? Вплоть до XX века загадочный феномен воспринимался как чудо. С развитием науки появились возможности изучать ткань и проводить сложные исследования. Казалось бы, разгадка близка. Но – нет. Тайна Туринской плащаницы по-прежнему занимает умы ученых и вызывает благоговейный трепет у верующих, поскольку научными способами объяснить появление рисунка на ткани до сих пор не удалось. 

Где хранится?

Кафедральный собор Святого Иоанна Крестителя в Турине
Кафедральный собор Святого Иоанна Крестителя в Турине. Фото: Eccekevin/wikipedia

Плащаница находится в кафедральном соборе итальянского города Турина, в специальном киоте, на 99,5% заполненном аргоном. Это защищает реликвию от микроорганизмов. Температура и давление внутри киота автоматически регулируются. Сам киот помещен в корпус из пуленепробиваемого стекла.

Когда можно увидеть?

На этот вопрос нет ответа. Демонстрация столь древней реликвии требует соблюдения множества условий. За последние 50 лет плащаницу выставляли на всеобщее обозрение всего 4 раза, последний раз – в 2010 году. Планировали сделать это и в 2020 году, но из-за пандемии пришлось ограничиться показом по телевидению.

В год своего 20-летия православный портал «Милосердие.ru» проводит цикл встреч, раскрывающий смыслы праздника Воскресения Христова. Лекция «Туринская плащаница – доказательство Воскресения Христа или средневековая подделка?» состоится уже 26 апреля в 19.00 в Книжной палате в Черниговском переулке в центре Москвы по адресу: Пятницкая ул., 6/1с3. Метро: «Новокузнецкая», «Третьяковская». Спикер – священник Александр Тимофеев, преподаватель кафедры библеистики МДА и кафедры теологии ПСТГУ.
Билеты по ссылке.

Что говорят противники теории подлинности плащаницы?

Туринская плащаница. Фото: Юлия Маковейчук/РИА Новости, 26.04.2010, Турин, Италия

В истории реликвии много белых пятен, однако мы знаем, что в Туринском соборе она находится с 1357 года. Неудивительно, что исследователи увидели в ней средневековую подделку.

Высказывалась даже гипотеза, что автор плащаницы – Леонардо да Винчи. Однако красок в ткани обнаружить не удалось.

Так что же это, если не рукотворное изображение?

Ученые из Национального агентства по новым технологиям, энергии и устойчивому экономическому развитию Италии (ENEA), посвятившие 5 лет изучению полотна, в итоговом докладе 2011 года сообщали:

«Двойное изображение, фронтальное и заднее, человека, подвергавшегося истязаниям и распятию, которое просматривается на льняной ткани Туринской плащаницы, обладает многочисленными необычными характеристиками, химическими и физическими, которые в настоящее время невозможно воспроизвести в лабораторных условиях. Невозможность повторения (а значит, и фальсификации) изображения на плащанице не позволяет сформулировать достоверную гипотезу о механизме формирования отпечатка».

По версии итальянских ученых, одной из причин появления изображения на ткани могло стать короткое и интенсивное ультрафиолетовое облучение. Оно способно окрасить льняную ткань таким образом, чтобы на ней сохранился отпечаток тела. Но… мощность радиации в этом случае должна равняться 34 млрд ватт, а такую мощность не способен произвести ни один современный источник ультрафиолетового излучения.

Самым главным аргументом против подлинности плащаницы стал ее радиоуглеродный анализ. Этот метод, позволяющий определить примерный возраст исследуемого объекта, был разработан группой американских ученых во главе с Уиллардом Либби. В 1960 г. за свое открытие Либби даже получил Нобелевскую премию.

Радиоуглеродный анализ Туринской плащаницы был проведен в 1988 году параллельно в трех лабораториях и показал сходные результаты: с вероятностью 95% ткань создана в интервале 1260–1390 гг. Это стало настоящей сенсацией. «Христос потерял свою плащаницу», – писал журнал Libération. Впрочем, уже тогда защитники древности плащаницы указывали на недостатки самого метода и возможные ошибки исследования.

Например, ученые не учли, что на протяжении веков полотно хранится на шелковой подкладке в ларце, выложенном бархатом. А это могло привести к обогащению древней ткани современным углеродом.

Со временем сомнений в качестве проведенного анализа становится все больше. В 2011 году директор лаборатории радиоуглеродного анализа Оксфордского университета, профессор Кристофер Рэмзи признался, что не прочь повторить эксперимент, поскольку с тех пор радиоуглеродный метод значительно усовершенствовался и стал намного более эффективным, чем был 20 лет назад.

Какие доказательства приводят сторонники подлинности плащаницы?

«Оплакивание Христа». Петрус Кристус, 1450-е гг. Королевский музей изящных искусств, Брюссель

Аргументов «за» значительно больше, чем «против». Однако многие из них остаются предметом ожесточенных дискуссий. Вот основные доводы исследователей – сторонников подлинности плащаницы.

– Анатомическая точность изображения. Средневековый художник просто не мог обладать такими знаниями об анатомии человека. «Пока что ни один врач не поставил под сомнение высочайшую достоверность образа на плащанице, ни с точки зрения анатомии, ни с точки зрения верности изображения системы кровообращения», – писал в 2001 году директор института судебной медицины при Туринском университете профессор Баима Боллоне.

– Монеты на глазах. С помощью высокоточной аппаратуры на глазах человека с плащаницы ученые разглядели круглые предметы, диаметр которых соответствует диаметру небольших бронзовых монет времен римских правителей в Палестине. Действительно, в то время существовал обычай класть монеты на глаза умершим. Но это еще не все! На правой монете с помощью сильного увеличения удалось рассмотреть очертания греческих букв ипсилон, сигма, альфа, йота. Эти буквы размещались на аверсе монеты, битой в Иудее во времена правления Понтия Пилата.

Монета на левом веке содержит надпись LIS: L (год) I (десять), S (шесть), то есть шестнадцатый год правления Тиберия, и, следовательно, 29/30 г. н.э. Большинство ученых сходятся во мнении, что смерть Иисуса наступила 7 апреля 30 г.

Можно ли считать эти монеты окончательным доказательством подлинности плащаницы? Увы, ученые высказывают сомнения. Например: монеты не могли удерживаться в отраженном на плащанице положении головы. По законам физики, они должны были упасть. Кроме того, неполные четыре буквы на правой монете не передают надписи и не дают оснований для окончательных выводов.

У историков тоже есть аргументы «против»: ученики и близкие никогда бы не осквернили тело своего Учителя, положив на его глаза деньги с языческими символами. Впрочем, это лишь предположение.

– Пыльца на ткани. Вокруг этого аргумента развернулись самые ожесточенные баталии. Дело в том, что цветочная пыльца может сохраняться на предметах в течение тысячи лет. Изучая ее, несложно определить, где побывала та или иная вещь, ведь в каждом регионе своя растительность. В криминалистике даже существует такое направление как палинология, то есть исследование пыльцы. Если плащаница создана в Европе, на ней должна сохраниться исключительно пыльца европейских цветов. Так ли это?

В 1973 году швейцарский криминалист и биолог Макс Фрей-Зульцер приступил к изучению следов пыльцы на полотне. Скрупулезная работа по выявлению микрочастиц продолжалась 5 лет. В результате Фрей опознал несколько десятков видов растений. 45 из них относятся к Иудее, а 13 из этих 45 произрастают только на побережье Мертвого моря и в пустыне Негев. Более того, Фрей обнаружил пыльцу растений, которые цветут в Иерусалиме именно в апреле. Швейцарский криминалист утверждал, что результаты его исследования исключают гипотезу создания плащаницы в Средние века.

Научное сообщество не приняло выводы Фрея. Его обвиняли в неточности и даже намекали на фальсификацию результатов. Однако дальнейшие исследования, в добросовестности которых нет оснований сомневаться, подтвердили: на плащанице содержится пыльца растений из окрестностей Иерусалима, которые цветут в марте – апреле.

Кому же верить?

Копия Туринской плащаницы в костеле святого Симона и святой Елены в Минске. Фото: Виктор Толочко/РИА Новости

Официально признанного научного объяснения возникновения плащаницы по-прежнему не существует. За последнее столетие многие пытались воспроизвести ее копию с точно такими же характеристиками, но никому это не удалось.

Исследователь истории католицизма и стран Восточной Европы, профессор Борис Филиппов считает, что признанию подлинности плащаницы мешает одно совсем не научное препятствие – нежелание многих ученых признать реальность чуда.

«Истинная причина споров вокруг плащаницы кроется не в вопросе о ее возрасте, – пишет профессор в своей книге «Свидетельница Воскресения». – Также не является реальным поводом для научных дискуссий вопрос о материале, из которого она была изготовлена. Источник остроты научных и околонаучных дискуссий – образ. На плащанице его может заметить каждый – это изображение человека, распятого аналогично тому, как описано в Евангелии. Если бы не это сходство, полотно не вызвало бы таких ожесточенных споров и каждый без сопротивления принял бы результаты исследований. Условие должно быть одно – чтобы во всех этих исследованиях речь не шла о Человеке по имени Иисус».

Католическая Церковь, в юрисдикции которой находится плащаница, внимательно следит за исследованиями и публикует их результаты в официальном ватиканском издании. Однако позиция Церкви остается крайне осторожной, поскольку любая ошибка или неточность может вызвать острую критику со стороны антирелигиозно настроенной части общества.

Что же до простых христиан, большинство из них давно ответило себе на вопрос, является ли плащаница святыней, и редкие демонстрации реликвии привлекают в Турин сотни тысяч паломников со всего мира.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version