Hаша постоянная читательница, волонтер благотворительного фонда «София» Ольга Глухова прислала одновременно благодарный отзыв и дополнительный вопрос:
Батюшка дал вдохновляющий ответ. Спасибо. Но все же как реагировать на реплики «Все религии ведут к одному и тому же, и через каждую можно познать Бога»? Здесь важна строгая компетентная аргументация.
Отвечает протоиерей Максим КОЗЛОВ, настоятель домового храма мученицы Татианы при МГУ, доцент Московской духовной академии, заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, преподаватель сравнительного богословия:
— На мой взгляд, протоиерей Николай Соколов дал полный и глубокий ответ на тот вопрос, который был задан. Другое дело, если поставить вопрос по-другому. Скажем, правда ли, что перегородки до неба не доходят и все различия между религиями в конечном итоге восходят к культурным, национальным, социальным и иным разностям между народами и государствами? Правда ли, что в конечных выводах и христианский подвижник, и суфийский мистик, и индуистский аскет созерцают одного и того же Бога? И вот при такой постановке вопроса мы, действительно, должны ответить, что во всех религиях является общим и что уникально для христианства и выделяет его как единственную Богооткровенную религию.
Любая религия начинается с признания, что наше земное бытие не есть конечная мера человеческого существования, что существует мир видимый и мир невидимый, что конечное самоопределение личности так или иначе связано с нравственным обликом человека и его духовным путем. Но при этом специфика понятия нравственного и духовного пути в разных религиях совершенно различна. И мы, признавая за остальными религиями их относительную ценность, не можем не видеть, что христианское откровение о Боге уникально. Ни в какой другой религии нет того преодоления пропасти между Богом и тварным миром, когда Бог становится человеком и когда Его жертва дает каждому путь ко спасению. И эта раз и навсегда преодоленная пропасть между Творцом и творением позволяет стать идее обожения конечной целью жизни человека и является исключительной чертой именно христианства. В конечных выводах только христианство дает ответ на самый волнующий любое нравственное существо вопрос: почему в мире, если он сотворен Богом, так много неправды, скорби, страдания? Потому что Сам Бог, ставший человеком, до конца воспринимает это страдание для того, чтобы дать человеку укрепление в несении его жизненного креста. Больше ни в одной религии мы этого ответа не найдем.
Возвращаясь кратко к первоначальному вопросу… Конечно, мы должны соединять проповедь с жизнью. Но с проповедью разумно будет обращаться тогда, когда человек уже сам открыт, сам тянется к нам с вопросами. Стучаться в закрытую дверь, пожалуй, не стоит. И, конечно же, если возникнет полное противоречие между тем, что мы проповедуем и тем, как мы живем, самые высокие слова канут в лету.
Записал Леонид ВИНОГРАДОВ