9 ноября в Патриаршем центре развития детей и молодежи прошел Круглый стол на тему «Церковь и дети: поиск новых путей церковной работы с подрастающим поколением в современных условиях». Тема этого круглого стола очень заинтересовала меня не только как журналиста, но и как маму и преподавателя воскресной школы. Тем более, что и состав участников этого мероприятия был внушительным. Цель круглого стола была определена так – обсудить накопленный опыт, отметить положительные и отрицательные моменты, проделанной за 15 лет работы, а также поиск новых путей работы с детьми и молодежью. К сожалению, не все заявленные темы были освящены должным образом, некоторые выступления были непродуманными, сумбурными, некоторые совсем не по теме. Но были высказаны и интересные ценные предложения.
Перед началом работы круглого стола Преосвященнейший Александр, епископ Дмитровский, прочел приветствие Святейшего Патриарха участникам и его поздравления в связи с 5-летием школы молодежного служения. Он же сделал и первый доклад. Владыка отметил, что главная задача на сегодняшний день – сделать все, чтобы дети остались в Церкви, когда вырастут. Для этого в первую очередь священник (несмотря на очень большую занятость) должен помнить, что его главное служение состоит в духовном и нравственном просвещении народа. Вообще выступление Владыки было очень полезным и интересным, как с точки зрения постановки основных проблем, так и с точки зрения конкретных предложений. Владыка говорил о необходимости нового устроения приходской жизни, которое учитывало бы возможности и потребности многодетных семей: «Ведь сейчас те, кто решается на многодетность, очень часто встречают в обществе негативное отношение к себе и своим детям. Причем малообеспеченные семьи слышат упрек – «нищету плодите», а достаточно богатые семьи в свою очередь – «деньги девать некуда». Поэтому многодетная семья особенно нуждается в поддержке прихода. Нужно полноценно вовлекать семью в приходскую жизнь, максимально помогать ей. Можно начать с малого, например, создать элементарные условия для удобства при совершении таинства крещения – поставить пеленальный столик, следить за тем, чтобы в крестильном помещении не было сквозняков, т.е. проявить заботу о детях и их родителях». Владыка также много говорил о положении многодетных матерей, многие из которых долгие годы не имеют возможности полноценно участвовать в литургии (т.к. почти всегда на руках младенец). Он предложил подумать над устройством специальных семейных комнат при храмах, причем, там, где возможно, комнаты должны непосредственно примыкать к храмовому помещению. Их можно оборудовать кабинками для кормления, устроить трансляцию богослужения, повесить иконы. Можно устроить подобные помещения в крестильных храмах (где они есть), устраивать дежурства прихожан, чтобы следить за детьми, чтобы мама могла хоть иногда посещать богослужение. Владыка отметил, что это будет еще не храм, но уже и не просто игровая комната или улица – иконы и трансляция будут создавать молитвенную атмосферу. Мне, как преподавателю воскресной школы, показалось очень интересным его предложение попробовать отойти от стандартных форм устройства приходских праздников типа спектакль+концерт, а ввести в обиход новые праздники, в которых могла бы участвовать вся семья. Это, например, мог бы быть «День семьи» с конкурсами и различными соревнованиями.
Интересным было выступление игумена Петра (Мещеринова) . Он отметил несколько важных моментов современного христианского воспитания. Первое – к сожалению, сейчас у нас практически нет детской проповеди. Дети воспринимаются многими как маленькие взрослые, без учета их возрастных особенностей. Поэтому часто считается, что ребенок должен стоять в храме всю службу по стойке смирно и тогда будет ему благодать, даже, если он ничего не понимает в богослужении (и поэтому страшно мается). Таким образом, происходит подмена внутреннего чувства внешней церковностью. И наша задача сейчас в том, чтобы попытаться не просто дать знания ребенку и заставить его хорошо себя вести в храме, а помочь ему ощутить реальность Бога, пережить встречу с Ним. Второе – отец Петр отметил стремление некоторых к «геттообразности», которое состоит в стремлении оградить детей не только от соблазнов «мира», но и от мира вообще. Но ведь дети живут сейчас и будут жить впоследствии в этом мире, в этом социуме. Нужно, чтобы они были воспитаны и образованы не хуже неверующих сверстников и при этом были «солью земли», а не маргиналами, которые во всех своих жизненных неудачах и неустройстве обвиняют Церковь и своих «заботливых» родителей. В частности, ошибкой он назвал резкое отрицание, например, компьютера, как чего-то «бесовского». Ведь вещь плоха или хороша не сама по себе, а в зависимости от ее употребления. По этому вопросу с ним не согласилась психолог Ирина Медведева, сказав, что в своей практике она сталкивается с большим количеством практически одержимых детей, которым запрет на телевизор и компьютер приносит большую пользу. Однако, она говорила все таки преимущественно о нецерковных детях, у которых «общение» с телевизором и компьютером не дозировано. Третье – очень вредна детям тенденция неумеренного восхваления всего русского (в т.ч. и культуры) и отрицание достижений Европы под девизом того, что Европа перестала быть христианской. Отец Петр предлагает брать все то хорошее и полезное, что породила христианская Европа, не отрицать образцы ее высокой культуры и воспитывать таким образом высококультурных людей. О. Петр привел в пример произведения Диккенса, в которых проповедь христианства не имеет ярко-назидательной и морализаторской окраски и потому является гораздо более действенной, чем в современных суррогатах т.н. «благочестивой» детской литературы (были названы «Дети против волшебников» и «Бабушкины стекла»). И, наконец, четвертое – о. Петр поднял вопрос о резкой нехватке средств, когда речь заходит о воспитании детей. Он считает, что нет системной работы с детьми еще и потому, что на это не выделяется должных средств. Грубо говоря – нет зарплаты, нет и работников. Кто работает сегодня в воскресных школах – в основном это энтузиасты, часто студенты. Поэтому есть постоянная «текучка» кадров, каждый последующий педагог начинает вводить что-то свое. Об этом, кстати, сказал и Владыка Александр – нужно создавать для преподавателей воскресных школ полноценные рабочие места.
Вообще, вопрос денег, а точнее их отсутствия (как это ни приземленно), встает практически перед каждым, кто занимается работой с детьми. Например, о.Александр Борисов (настоятель храма Космы и Дамиана в Шубине) заметил, что на воскресные школы (да и на все, что связано с образованием и воспитанием) жертвуют совсем не так охотно, как на ремонт храма, купола и новый иконостас. То же отметил и директор православной гимназии «Радонеж» – существует некоторый стереотип, что «хорошее образование – это для богатых» и «кому надо своих детей воспитывать, тот пусть и платит». О. Александр поделился интересным опытом работы воскресной школы в их приходе, действующей уже много лет, рассказал о работе с подростками и молодежью, о том, как не оставить их «за бортом» церковной жизни. О.Александр призвал перенимать опыт западных молодежных христианских движений. Интересными были его рассуждения на тему программ воскресных школ. О.Александр считает, что здесь должна быть свобода, не может и не должно быть единой программы. Преподавание в каждой школе должно соответствовать конкретным условиям данного прихода. «То, что хорошо для одних, плохо для других» – сказал он. Каждый должен искать свой путь, свои доступные решения. И здесь «кадры решают все».
Но, если с воскресными школами ситуация в целом благополучная, то совсем не так в случае с православными гимназиями. Об этом говорил иерей Игорь Киреев, заведующий сектором церковно-приходского образования Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ. Он отметил, что Церковь, к сожалению, не отстаивает свои школы, не проводит систематической, целенаправленной политики по поддержанию православных гимназий. Гимназии, по сути, остаются лишь частными православными школами, которые держатся на энтузиастах. Православные гимназии не имеют своего статуса в Церкви. О.Игорь говорил, что нужно обращаться к священноначалию с просьбой поддержать православные школы, некоторым особенно крупным присваивать статус епархиальных школ. Ведь многие из них являются инновационными, имеют огромные преимущества перед государственными школами, их опыт является востребованным.
К сожалению, смазанным получилось обсуждение вопросов ювенальной юстиции, т.к. не все, кто должен был выступить на эту тему, смогли придти. Здесь были освещены два противоположных мнения. Первой высказалась Ирина Яковлевна Медведева, директор Института демографической безопасности, психолог и писатель. Она считает недопустимой введение ювенальной юстиции в действие, т.к. по ее мнению это полностью отменит 5-ю заповедь – о почитании родителей. Однако, она рассматривала лишь одну сторону ювенальной юстиции, когда ребенку объясняются его права, а том числе и право жаловаться, доносить на взрослых, которые его обижают (по его мнению). Здесь действительно существует опасность повторить негативный опыт некоторых западных стран, в которых родители не могут нормально воспитывать своих детей, т.к. дети постоянно шантажируют их. В качестве примера И.Я. Медведева рассказала о забастовке педагогов Гамбурга, когда они отказались преподавать в школах в условиях ювенальной юстиции. Но это лишь одна сторона вопроса. Другую очень хорошо осветил оппонент Ирины Медведевой – Олег Владимирович Зыков, президент фонда «Нет алкоголизму и наркомании», член Общественной палаты РФ, который уже 15 лет занимается работой с беспризорниками, трудными детьми, детьми-наркоманами и алкоголиками. О.В. Зыков говорил о том, что многих повторных детских преступлений, после которых дети уже гарантированно попадают в режимные заведения, удалось бы избежать в случае появления в России ювенальной юстиции и профессионально подготовленных детских юристов-психологов. Он совершенно справедливо сказал, что ювенальная юстиция будет такой, какой мы ее сделаем сами. И если сейчас мы устранимся от этой проблемы, ее решат за нас и совсем не так, как нам этого хотелось бы. Как человек, занимающийся проблемой детей-алкоголиков и наркоманов, О.В.Зыков подчеркнул, что помощь Церкви здесь необходима. Неблагополучным детям в центрах реабилитации очень нужно в частности живое общение с верующими людьми, в глазах которых они могли бы увидеть свет другой жизни.
Последним выступил Александр Ракитин, руководитель Управления по связям с епархиальными отделами по делам молодежи – единственный из выступавших, который говорил о работе с невоцерковленными детьми. Он призвал идти в школы к нецерковным детям, а не создавать сеть православных гимназий. Также А.Ракитин считает важным создание организации, занимающейся досуговой деятельностью детей. Например, создавать военно-патриотические организации типа «Пересвет» или «Витязи». Заняться этим должны, по его мнению, крупные богатые приходы. Он также отметил, что среди невоцерковленного населения доверие к Церкви очень велико. Т.е. люди, желающие отправить детей, например, в летний лагерь, очень охотно приобретают путевки именно православных лагерей, т.к. считают, что в Церкви не может быть ничего плохого. Это дает возможность проводить миссионерскую деятельность среди невоцерковленных детей, а через них работать и с родителями.
В общем и целом довольно много полезных мыслей и предложений было высказано, но много было и пустых разговоров, высказываний не по существу. Главным недостатком этого Круглого стола стало то, что не было принято никакой резолюции по результатам обсуждения, не составлено никакого документа (хотя высказывались просьбы на этот счет) для представления священноначалию. Получилось, что люди высказались и разошлись по своим делам, вместо того, чтобы начать какую-то конкретную совместную работу. Хотелось бы надеяться, что следующий Круглый стол будет организован лучше, выступающие будут четко представлять себе, что они хотят сказать (неплохо бы получить от них тезисы выступления заранее), а председательствующие подведут итоги и четко сформулируют резолюцию.
Елизавета ПРАВИКОВА