По воспоминаниям старожилов, в Якутске ледяные вертепы строили еще до революции. Якутяне, которым теперь за двадцать, вертепы изо льда помнят с детства – со времен возобновления церковной жизни при епископе Германе в 1993 году.
При Спасо-Преображенском храме вертеп строится пятый год надежной, проверенной бригадой: два мастера и два подмастерья.
Собирают снежный вертеп из заранее заготовленных ледяных глыб, иногда буквально «сваривая» нужные части. Лед используют иногда речной, но чаще специально заранее намораживают брикеты.
На мои вопросы по телефону «как все продвигается?», кроме стука и скрежета, я почти ничего не услышала. Как потом мне объяснили, открывать рот в минус 50 по Цельсию опасно даже бывалым якутам. Хорошо, что работать со льдом можно только в дневное время – чтобы видеть все оттенки льда и степени его прозрачности. А декабрьский день в Якутии короток.
Зима в Якутске в 2020-м году долго не устанавливалась, а потом ударили сразу пятидесятиградусные морозы. Поэтому пришлось поторапливаться, работали весь декабрь, вплоть до самого Нового года.
«Вертеп принял очертания урасы́ – летнего жилища якутов, которое не надо путать с чумом. Якуты – народ оседлый, поэтому легкая, крытая шкурами ураса играет роль дачи», – уточняет монахиня Елизавета (Сенчукова), пресс-секретарь Якутской епархии, наблюдающая за возведением вертепа.
«Герои вертепа приобрели своеобразные местные черты, – Младенец-Христос стал немного раскосым,», – подмечает матушка Елизавета (Сенчукова).
Умение работать со льдом у местных жителей передается от поколения к поколению. Здесь все связано с Большой Рекой – Леной, а еще с рыбалкой. Прорубь на морозе замерзает быстро, поэтому обычной маленькой лункой не отделаешься – надо сразу выпиливать большую прорубь. Лед – до метра высотой, поэтому каждый раз приходится извлекать целую глыбу.
Вертеп освятят 31 декабря, в самый канун Нового года. А пока – всё готово и ждет.