В центре документального кино в «РИА Новости» прошел открытый показ и обсуждение фильма «В Ауте». В основе фильма – стихи и дневниковые записи девятнадцатилетней Сони Шаталовой. У Сони – аутизм. Она не говорит, но с восьми лет пишет стихи и ведет дневник.
Мама притрагивается к ее руке, говорит «дальше-дальше», чтобы она не останавливалась. И Соня пишет:
«То, что сейчас происходит со мной,
Может кому-то казаться бедой.
То хохочу, то резвлюсь, как шальная…
Можно подумать, и вправду больная»
или
«Мне почему то очень надо
Стекло бордовое заката
В оранжевое утро превратить»
Соня – автор многих известных в интернете афоризмов: Душа – это пустота в человеке, которую он заполняет Богом или Сатаной; Смех – доктор для печальной души; Игра – взаправдашняя понарошность (8 лет).
Иногда она зацикливается и подолгу совершает монотонные движения – разбирает на нитки старые тряпки или рабочие перчатки, раскачивается из стороны в сторону.
«У меня неумелые руки и нет речи, поэтому звучит не мой голос», – говорит в начале фильма голос за кадром.
И появляется Соня – одинокая, нелюдимая. Затыкает уши, мотает головой, смотрит в пол.
«Нужны ли мне математика, география, ботаника? Вопрос задал один из учителей в школе. Он считает, что таким, как я, надо научиться ходить в магазин, готовить еду, ездить в нужных автобусах и поздравлять родных с праздниками. Остальное – лишнее. Да, надо этому учиться, потому что это жизнь самостоятельная, но без остального – скучно! Человек не может жить по-человечески, если не познает мир и себя в этом мире», – звучит отрывок из Сониного дневника.
Создатели картины – режиссеры-документалисты Ольга Арлаускас и Никита Тихонов-Рау, снявшие нашумевший фильм «Клеймо» – лауреат премии «Сталкер-2011» и дипломант V Международного фестиваля российского документального кино в Нью-Йорке.
«Мы долгое время принимали участие в кинофестивале «Кино без барьеров». На этот фестиваль присылают огромное количество фильмов про людей с ограниченными возможностями, – инвалидов-колясочников, людей с шизофренией, синдромом Дауна, аутизмом. При этом люди с инвалидностью становятся героями самых разных фильмов – комедий, мелодрам, триллеров, документальных фильмов, – говорит Ольга Арлаускас. – А на самом деле, это разные судьбы, разные люди. И если у нас появится «мода на людей с инвалидностью» надеюсь, эта мода перерастет в хорошую привычку, в часть нашей культуры, и мы не будем воспринимать фильмы про людей с инвалидностью как «социалку». Ведь не бывает фильмов про людей с голубыми глазами или черными волосами».
Основной задачей режиссеров было сосредоточиться на личности Сони, чтобы «попробовать воспроизвести ее взгляд на мир».
«Мы наблюдали за ней, обращали внимание, куда она обычно смотрит – чаще всего она смотрела себе под ноги, поэтому и появился образ осенних листьев», – объясняет Ольга Арлаускас.
«Соне просто удалось выразить то, что не могут выразить сотни-тысячи других детей с таким диагнозом, – считает писатель Виктор Кротов. – В фильме очень точно удалось передать главную Сонину метафору – сравнение слов, которые в ней бушуют и отмирают, когда она не может их выразить – с сухими опавшими листьями».
Доцент кафедры нейро-и патопсихологии МГУ, кандидат психологических наук Марина Бардышевская подтвердила – в фильме удалось передать самые разные аутистические состояния.
«Аутисты говорят особым языком. И они очень ярко и интенсивно чувствуют. Это чаще всего фиксация на аффективно заряженных вещах. Как правило, они интересуются такими историческими событиями, которые отражают бешеную динамику их эмоционального состояния – им интересны революции, взрывы, кровавые события, истории храмов, – говорит Марина Бардышевская. – Человек с такой эмоциональностью, с такими колебаниями и непереносимостью своего отдельного «я», вынужден жить навязанной ему жизнью, чтобы не чувствовать своей отделенности».
По мнению режиссера интегрированной театральной студии «Круг-II» Андрея Афонина, фильм «В Ауте» нельзя назвать документальным.
«Я сказал бы, что этот фильм игровой, если бы было понятно, кто с кем играет. Интересно, что саму героиню фильма мы почти всегда видим в статике или ситуации неприятной для нее, при этом закадровый текст от героини как бы раскрывает нам ее внутренний мир – это один из самых сильных и смелых приемов этого фильма, бьющий наотмашь зрителей, заставляя сопереживать герою, который внутри прекрасен, а снаружи какой-то не такой, – говорит Андрей Афонин. – Вопрос что такое аутизм в фильме вообще не решается – априори подразумевается, что это какая-то страшная неизлечимая болезнь и человек страдает, болея ею. И мы опять же сопереживаем ему».
Директор «Центра проблем аутизма» Екатерина Мень также считает, что тема аутизма в фильме раскрыта недостаточно.
«Попасть под обаяние человека с аутизмом – дело нехитрое. Тем более под обаяние такого человека, как Соня, чья мощная харизма и парадоксальность буквально бьет наповал. Но этого недостаточно для того, чтобы сделать высказывание об аутизме понятным и, главное, затягивающим в магический круг тех, кто с аутизмом не связан»,- сказала сайту «Милосердие» Екатерина Мень.
Андрей Афонин отметил, что «аутизм – не болезнь, а симптомокомплекс, выражающийся в отсутствии привычной обычному человеку коммуникации».
«Часто человеку с аутизмом плохо именно в силу того, что его пытаются показать в рамках обычных представлений о нормах человеческого общения, – считает режиссер. – Его заставляют ходить в школу, на различные занятия, при этом, не интересуясь им самим, его языком общения, его потребностями, его зоной свободы и ответственности. Им попросту манипулируют, отчего ему становится еще хуже, так как он испытывает тотальное насилие со стороны окружающих его людей».
«Авторы фильма старательно подчеркивают Сонину особенность, избранность, ее дух, который как будто и не нуждается в теле. Но ведь Сонины рефлексии связаны именно с этим разрывающим ее провалом между духом и телом. И страдания человека, способного к высказыванию и неспособного записать их без посторонней поддержки руки, возносятся в ранг первостепенного персонажа»,-говорит Екатерина Мень.
По словам руководителя реабилитационной программы Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир» Игоря Шпицберга, «у каждого человека есть потребность в самовыражении, поэтому не надо разделять – аутист-не аутист».
«Соня не талантливый человек с аутизмом, она просто талантливый человек», – говорит Игорь Шпицберг.
И ее тексты – тому подтверждение.
«Я чувствую в словах особую, очень странную силу. Она может менять мир. Я хочу овладеть этой силой, чтобы она служила Богу. Может быть, для этого я и живу», – размышляет Соня в своем дневнике.
Фильм «В Ауте» вышел в ограниченный прокат и идет в трех московских кинотеатрах – «Художественный», «Факел» и «Звезда».