У Андерсена есть сказка про крестьянина, который поехал на ярмарку, чтобы продать единственное богатство, которое они нажили вместе с женой, — лошадь. По пути в город лошадку он поменял на корову, корову — на овцу, овцу — на гуся, гуся — на курицу, а курицу… на мешок гнилых яблок. В гостинице, где произошла последняя мена, крестьянин повстречал англичан-путешественников, уверенных, что незадачливого торговца ждет нагоняй от жены. Но крестьянин утверждал — жена его расцелует. Конец у сказки счастливый: за мешок гнилых яблок старичок получил поцелуи от жены и меру золота от англичан. Вопрос о том, возможны ли в жизни между супругами сказочные отношения, изучала корреспондент «НС» Алиса ОРЛОВА.
Сказка — ложь?
Такая реакция жены на поступок мужа кажется странной, но вспомним противоположный пример — старуху из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке. Лично вам какая из старух симпатичнее? Есть еще одна литературная героиня, во всем согласная с предметом своей любви, — чеховская «Душечка». Вы встречали женщин, которым она служит примером для подражания? Даже жены святых не во всем с ними соглашались. Часто роптала на мужа, праведного Филарета милостивого, его жена Феозва. Филарет был богатым вельможей, но враги, напавшие на его страну, разграбили имущество Филарета. У него остались пара волов, корова, несколько ульев и дом. Но и это, последнее, он постепенно раздал бедным. Кротко переносил он упреки жены и насмешки детей. «Я имею в тайниках, вам неизвестных, такое богатство и такие сокровища, — отвечал он родным, — которых достанет вам, даже если вы и сто лет проживете без труда и ни о чем не заботясь». И Господь воздал Филарету за его милосердие: когда была отдана последняя мера пшеницы, его старый друг прислал ему сорок мер, а после того как была отдана нищему теплая одежда, к нему вернулось богатство. Жития святых, впрочем, являют нам немало примеров кротких женщин — например, мать блаженного Августина, святая Моника. Именно кротостью, молчанием и терпением удавалось ей смягчать нрав своего вспыльчивого и жестокого мужа, язычника Патрикия, перед которым трепетали все остальные. Когда к ней приходили подруги с жалобами на своих мужей, она говорила: «Вы на каждое оскорбительное слово отвечаете взаимным оскорблением и тем больше их огорчаете. А я, когда вижу, что муж мой сердит, молчу и только молюсь Богу, чтобы возвратилась тишина в его сердце». Но это не значит, что она во всем с ним соглашалась: выбрав тихую минутку, Моника умела подойти к нему и спокойно объяснить, в чем он был неправ. Эта мера всегда имела успех. Вспыльчивый, но любящий свою жену Патрикий покорно выслушивал от Моники тихие упреки и старался загладить нанесенные в гневе оскорбления.
Женская гордыня и солнышко зеленое
А что же в нашей сегодняшней жизни? Большинство женщин, с которыми мы обсуждали эту сказку, согласны с андерсеновской доброй старушкой: мужа надо слушаться. Все женщины мужьям послушны… на словах, а на практике — ох, нелегко приходится! Что мешает? «Гордыня мешает, привычное наше женское своеволие, — считает матушка Ксения, жена отца Иоанна Охлобыстина. — Но и награда за женское послушание велика — дети видят пример нормальных отношений. В семьях, где глава семьи мужчина, а не женщина, меньше проблем с воспитанием детей, иерархия выстраивается сама собой — если мама слушается отца, то и дети меньше конфликтуют с родителями».
Что такое послушание, все понимают по-своему, многие считают, что нужно, формально признавая лидерство мужчины, потихонечку, незаметно его воспитывать и направлять. Бывает, женщины переходят на термины, более уместные в устах педагога-дефектолога или дрессировщика. Вот, например, мнение одной из посетительниц интернет-форума: «С мужем надо быть честной, но крайне тактичной и мудрой. С юмором делать замечания. Или же, поругав, тут же утешить. Встречаются, наверное, такие, кого можно слушаться беспрекословно. Нормальной женщине подчиниться такому мужу — радость. Но, увы, чаще жена в поте лица воспитывает своего суженого. Мастерицы делают это незаметно или необидно».
Но не рискует ли женщина таким образом получить вместо мужа еще одного беспомощного ребенка? Именно такую воительницу описывал в одном из романов Клайв Льюис: «Я из него человека сделала! Я ему жизнь отдала! А он? Эгоизм, сплошной эгоизм. Нет, ты слушай, когда я за него вышла, он получал сотен шесть. И до смерти бы их получал, если бы не мои заботы. Я его буквально тащила за руку. У него абсолютно нет честолюбия, его тащить — как мешок с углем. Я его силой заставила поступить на другую работу. Иногда он меня просто не слышал. Хоть бы из вежливости…Он, видите ли, хотел книгу написать… Куда ему? Ну, я из него дурь выбила».
Конечно, мужья бывают разные. Одна из женщин, обсуждавших сказку на интернет-форуме, рассказывала: «Мой бывший муж говорил: «Я — глава семьи. Если я скажу, что солнце — зеленое, ты должна соглашаться». Если я за мужем как за каменной стеной, то, в общем, я не против «зеленого солнца». Но почему-то все житейские проблемы «глава семьи» предоставлял решать мне».
О добрых плодах послушания рассказала одна из прихожанок нашего храма: «Наша семья решила купить дом. Хотели, чтобы на природе, но близко от электрички и чтобы там был газ. А муж нашел дом, в котором ни одно из этих условий выполнено не было. Я пришла в ужас. Но почему-то решила его послушаться, мне сложно сейчас объяснить это рационально… В результате все получилось хорошо — готовим мы на электрической плите, в город добираемся на машине, а дом оказался чудесный».
Муж — орудие смирения?
Смирение, терпение, послушание — это хорошо, но радость-то где? Иногда кажется, что жизнь в православной семье — это союз двух добровольных мучеников. Причем речь часто идет о смирении не внутреннем, а внешнем. Бывает, женщина, не согласная с мужем, не говорит ему об этом, а «смиряется» — кивает, соглашается, но внутри раздражение копится, как пар под крышкой, и рано или поздно выплескивается в шумной семейной сцене «на ровном месте». Что же делать, чтобы этого не произошло? Об этом мы спросили у психолога Оксаны Орловой, прихожанки храма Космы и Дамиана в Шубине: «В сказке Андерсена мне очень нравится не только то, что жена не рассердилась на мужа, но и то, что, принимая очередное решение, муж всегда учитывает мнение жены: «Она часто говорит: «Ах, кабы у нас был гусь!» Ну вот, теперь есть случай добыть его…»
Еще важно научится проговаривать свои эмоции, в том числе и отрицательные. Ведь часто в семейной жизни отрицательные эмоции имеют свойство накапливаться и превращаться в «бомбу», которая может сработать в неожиданный момент. Особенно в православных семьях, где жена часто использует мужа как некий инструмент для воспитания у себя смирения. К такому «смирительному орудию» испытывать любовь все сложнее. Как этого избежать? Не стесняться сказать мужу о том, что женщину беспокоит, и не ждать, пока он догадается сам, ведь муж не умеет читать мысли. В семье очень важна возможность проговаривать свои переживания и чувства, причем высказывать их не в виде претензии и упрека: «Почему ты до сих пор не сделал то-то?», а просто и спокойно: «Я волнуюсь по этому поводу, я не знаю, как с этим быть», важно говорить обо всех моментах, которые вас смущают: «Мой папа выпивал, а мама из-за этого страдала. Поэтому когда ты выпиваешь рюмку водки, я подсознательно думаю: «Сейчас начнется», и начинаю тебя бояться». Конечно, чтобы высказывать такие вещи, нужен определенный уровень доверия между супругами. Так и создается семейный уклад, в котором семья может комфортно существовать».