Сотрудники Группы дневного пребывания для детей-ивалидов при Марфо-Мариинской обители посетили общественную благотворительную ассоциацию семей и педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Л’Абилита», функционирующую в Милане.
Итальянский реабилитолог, руководитель Центра «Л’Абилита» Карло Рива осенью прошлого года посещал Группу дневного пребывания для детей-ивалидов при Марфо-Мариинской обители. Теперь с ответным визитом с целью дальнейшего обмена опытом приезжали в Милан сотрудники Группы. Своими впечатлениями от поездки и посещения Центра «Л’Абилита» с нами делится заведующая Группы дневного пребывания для детей-ивалидов при Марфо-Мариинской обители Анна Прищенко.
Миланский центр для детей-инвалидов «Л’Абилита», как рассказала нам Анна, имеет несколько филиалов в Милане: лекотека для детей с легкими нарушениями в физическом и умственном развитии, лекотека для детей с тяжелыми нарушениями в физическом и умственном развитии, приют для особых детей и дневной центр, где дети-инвалиды проводят день с утра до вечера.
«Мы приняли предложение Карло посетить «Л’Абилита», потому что хотели увидеть своими глазами все то, о чем он нам рассказывал. Стажировались мы восемь дней и получили огромный опыт, нам есть чем порадовать наших детей. Новые подходы и методики, я, уверена, помогут нашим малышам максимально адаптироваться», – рассказывает Анна Прищенко.
В Центрах «Л’Абилита» детей делят по уровню развития. В каждой группе по 5-6 человек. С ними работают не разнопрофильные специалисты (дефектолог, логопед, психолог), а один общий специалист, квалифицирующийся по работе с особыми детьми. Он с ними играет, обучает их, ухаживает и кормит.
Социальная адаптация у детей «Л’Абилита» с разными уровнями нарушений, как отметила Анна, довольно высока, и это заслуживает особого внимания. Было интересно наблюдать, как 10 особых детей центра съездили на выставку итальянского художника Карло Амедео. При передвижении на общественном транспорте дети с психическими нарушениями совершенно спокойно сидели в автобусе. «Мы долго над этим работали, – объяснил Карло Рива. – Для того, чтобы больной ребенок научился правильно себя вести, нужно уметь ждать. Учить, а не кричать и раздражаться. Нужно быть готовыми, что к результату придется идти долго».
Детям на выставке разрешили рисовать ладошками, а перед экскурсией в течение двух месяцев им рассказывали много интересного о художнике и картинах. Очень важно, чтобы дети были подготовлены. Маленькие подопечные центра довольно часто выходят в город в сопровождении специалиста, они умеют ориентироваться в городе. Если детей везут на музыкальные концерты, они хорошо знают, что на них нельзя махать руками и активно двигаться, хотя во время уроков музыки в центре это делать можно. Во время обеда большинство детей сами накладывают себе еду. «Ко мне после обеда подошла немая девочка, которая оказалась ужасной болтушкой. Ее здесь научили выражать то, о чем она хочет говорить. «Как тебя зовут?», – спросила она меня жестом, тыкая пальчиком в плечо. – Я ответила «Аня», – она делает в воздухе некий значок, кружочек, так она запоминает мое имя. В следующий раз, когда хочет позвать меня, она именно этот кружек рисует в воздухе.
У таких детей всегда рядом коммуникатор PECS, что-то наподобие тетрадки с наклеенными карточками предметов и действий. Такие дети могут легко выразить свои потребности и составлять целые предложения из этих карточек. Очень важны и календари, дневники, которые дети тщательно заполняют. Им важна ориентация во времени и пространстве. Так, если дети идут в игровую комнату, они обязательно открепляют от своего дневника карточку «идем играть», и кладут ее в мешочек перед комнатой. Каждое действие должно быть осознанным».
Для таких детей очень важна последовательность. Так они социально адаптируются и начинают понимать других и себя. В любой момент они могут пойти в кухню и что-то приготовить для себя под присмотром специалиста. Почти все умеют пользоваться кофемашиной, угощают себя и друзей.
Большинство детей центра «Л’Абилита» учатся в обычных школах. Не потому, что они такие «легкие». Таков в целом подход к обучению инвалидов в этой стране: они учатся в общем классе, но с разной степенью нагрузки. Ни в коем случае нельзя подавлять волю ребенка, нужно часто спрашивать: «Ты хочешь это или это?». Так он чувствует себя человеком, каким бы тяжелым его физическое состояние ни было.
Мальчик, который не может ни на секунду поднять рук и пошевелить кистями, смотря на своего рисующего друга, говорит, что он тоже хочет рисовать. Воспитатель обмазывает мальчику руки глиной, каждый пальчик – разным цветом, и потом они вместе размазывают ладошкой по бумаге. Если же ребенок может хоть немного шевелить руками, для него на специальный стеклянный стол с подсветкой выливают разноцветные краски, и он руками «рисует» как может, возя ладошками по столу. Таким образом, разминаются пальцы и руки, и ребенок получает удовольствие от игры.
Анна рассказала также, как интересно ей было наблюдать за занятиями с мальчиком аутистом, который к тому же не мог двигаться и разговаривать. Занятие сводилось к тому, что ребенка учили жевать. Четыре месяца обучения ушло и на другого тяжелого ребенка, который не мог даже сидеть. Теперь он уверенно сидит на стуле и хорошо жует.
В каждого ребенка вложен колоссальный труд, который становится заметен через большой отрезок времени. Иногда годами добиваются самого маленького результата. Но добиваются: кто-то может сидеть, есть, меньше кричать, слышать и понимать просьбы. При этом родители ничего не платят за ребенка. Деятельность центра частично существует на субсидии государства, а большая часть – это благотворительные пожертвования.