См. предыдущий отчет
Медицина:
В августе 2010г. общее количество обращений составило 386 (мужчины – 77%, женщины—23%). В сравнении с июлем динамики общего количества обращений и соотношения возрастных групп практически не было (относительные изменения в пределах 2%).
По степени тяжести выявлено:
–В тяжелом состоянии—1 больная. С диагнозом «резаные раны левого предплечья с повреждением лучевой артерии» по «скорой» была госпитализирована в НИИСП им. Склифософского.
–В состоянии средней тяжести к нам обратился и был направлен в здравпункт поликлиники №7 после прохождения санобработки 36 больных. Из этого количества:
–13 человек в здравпункт не пришли;
–7 человек обслужены амбулаторно;
–16 направлены в различные больницы для стационарного лечения. В НКБ№17 – 6 больных, в ГКБ№14—2 больных (одному отказано в приеме) и в другие многопрофильные больницы—8 больных (двоим в госпитализации отказано—они отпущены после осмотра в приемном отделении, консультаций специалистов и уточнения диагнозов).
Остальным 355 обратившимся в автобус в удовлетворительном состоянии помощь оказывалась на месте: выдавались необходимые медикаменты и осуществлялись перевязки.
Структура обращений была следующей:
Расшифровку термина «Образ жизни» применительно к названию определённой группы заболеваний см. в аналитическом отчёте за май 2010г.
В эту группу заболеваний вошли заболевания из всех остальных учётных групп. Учёт заболеваемости болезнями, характерными для образа жизни бездомных, позволяет отследить тенденцию «зависания» людей на улице. В последнее время эта тенденция усилилась, как видно из динамики за последние три месяца.
Июнь – количество больных заболеваниями «образа жизни» по отношению ко всей заболеваемости – 14%
Июль – 21%
Август – 37%
Динамика количества тяжёлых и среднетяжёлых больных этим летом колеблется в пределах:
Тяжёлые – от 0 до 1%
Среднетяжёлые – от 4 до 12%
Социальная работа:
В течение августа к социальному работнику службы обратилось 57 человек.
Мужчин – 45 (79%)
Женщин – 12 (21%)
По возрасту:
До 30 лет – 11 (19%)
От 30-50лет – 30 (53%)
Старше 50лет – 16 (28%)
По причине критической ситуации:
– после мест лишения свободы – 14(24%)
– неудачи с трудоустройством – 31 (54%)
– жертвы насильственных противоправных действий – 24 (42%)
– семейные и бытовые конфликты – 15 (26%)
– бродяжничество, как образ жизни – 7 (12%)
– мигранты – 1 (2%)
– неудачи при сделках с жильём 5 (9%)
Подопечным оказана следующая помощь:
– Приобретены проездные документы – 10 подопечным (18%)
– Отправлены на перекладных с указанием маршрута и справкой-ходатайством о беспрепятственном проезде – 27 подопечных (47%)
– помощь в оформлении временных документов – 3 подопечным (6%)
– устроили в соц.учреждения – 3 человека (5%)
– оформлены сертификаты на возвращение иностранным гражданам – 1 (2%)
– оказано содействие в трудоустройстве – 3 подопечным (5%)
– выданы предметы одежды, обуви и белья – 36 подопечным (63%)
– оказана консультативная помощь – 55 подопечным (96%)
В августе количество обратившихся за помощью несколько уменьшилось по сравнению с предыдущими месяцами. Возможно, это связано с оттоком бездомных из города вследствие аномальной жары и смога.
Работа по преодолению субъективных препятствий к ресоциализации
В течение месяца было выявлено и госпитализировано шесть человек желавших пройти курс наркологического лечения. Четверо из них были направлены в реабилитационный центр «Свобода», однако не прижились там. Один из подопечных продолжает лечиться в НКБ №17. И ещё один заявил, что будет дальше решать свои проблемы самостоятельно.
С подопечными находящимися в 17 больнице проводились беседы с целью мотивации их к выздоровлению и ресоциализации. Вот выдержки из отчётов об этих беседах:
Алексей 1979 г.р. , разведён, бывший военный. Прописан в пгт Уварово Тамбовской области. Перебивается случайными заработками, т.к. на родине работу найти не может. Приехал в очередной раз в Москву на заработки, где его обманули, после чего он с горя и запил (в очредной раз). Проблемы с употреблением спиртного для себя видит. Дома , по его словам, его принудительно выселили из квартиры за неуплату коммунальных платежей в течение длительного срока. Хочет после выписки из больницы найти работу (в этом он надеется на своего друга, который должен приехать в Москву в конце августа), чтобы расплатиться с долгами по квартплате. При разговоре находится в подавленном настроении, окружающую действительность воспринимает в унылых тонах. Крещён в православной церкви, в церковь заходит нечасто, в основном, чтобы поставить свечку и помолиться. На исповедь и причастие подойти не осмеливается.
Олег , 1958 г.р, разведён, по профессии артист, гражданин РФ. Воспитывался в детдоме, потом его усыновили приёмные родители. Закончил цирковое училище в Киеве, выступал во многих городах СССР. В 80-х гг женился на москвичке, получил комнату в коммунальной квартире, где была прописана его жена. Через какое-то время брак распался (причину он видит в том, что он постоянно был на гастролях), но хорошие отношения сохранились. Несколько лет назад в Киеве умерли его приёмные родители. При попытке получить завещанное наследство (дом), был обманут и лишился его. Когда в августе прошлого года вернулся в Москву, то падчерица не пустила его домой (в Киеве он был более 3-х лет). Около года он скитался по знакомым и ночлежкам, работал где придётся. В квартиру, в которой прописан, больше не возвращался. Будущее рисовалось ему весьма мрачным и от тоски и безвыходности он стал регулярно употреблять спиртное. Потеряны документы. При общении чувствуется панический оттенок в голосе, хотя изо всех сил пытается скрыть его за формой разговора. Крещён в православной церкви, ходит в церковь «всё больше мимо», очень давно не исповедывался и не причащался. Высказывает настоятельное желание исповедаться.
Кроме бесед в больнице проводились беседы «в поле» вот выдержки из отчётов д. Олега:
Роман лет 25-30, сообщил, что «загулял» на День Десантника и потерял (украли) документы и деньги. Был направлен к соцработнику службы.
Поинтересовался богословским вопросом – догматами Троицы, Боговоплощения. Получил разъяснения, которые его удовлетворили.
Виктор, 35 лет подойдя к автобусу, поинтересовался, чем мы помогаем. В ответ я предложил ему рассказать о своих проблемах и о своей жизни.
Виктор рассказал о себе: живёт в Орехово-Зуево, с матерью, которая злоупотребляет спиртным. Сам сидел в тюрьме три раза – 7,5 лет за разбой, остальные два раза – «по мелочи». Сам он не злоупотребляет спиртным (по внешнему виду – похоже на правду), однако, не может найти работу и не ощущает осмысленности жизни. «В зоне я верил, и каждую неделю в Церковь ходил, а сейчас – что-то перестал». Я посоветовал молиться и практически «прибиваться» к общине: брать послушания, чаще общаться со священником.
Однако эти советы его не вдохновили. «Я когда был богат, столько на храм жертвовал! А теперь, пришёл в храм – мне нужно-то было всего: футболку да треники. А они меня – баснями кормить! Болтология одна!»
Александр, лет 50, завёл разговор о предсказаниях и судьбе. Я уточнил: «Церковь говорит не о безликой судьбе, фатуме, а о Промысле. Человек вместе с Богом могут изменить любой сценарий». Александр высказал желание продолжить беседу об этом в другой раз.
Наида, лет 40 (Дагестан), обратилась за помощью в трудоустройстве. Страдает алкоголизмом, и признаёт за собой это. Сейчас трезвая. Я посоветовал пройти курс реабилитации и предложил съездить в тот же день в Новоспасский монастырь на группу, которую ведёт М.Ф. Морозов. Наида отказалась, мотивируя необходимостью искать работу, т.к. у неё дома – трое детей.
Дмитрий, 36 лет. Страдает бронхиальной астмой, гормонозависимой формой, с исходом в эмфизему лёгких и хроническую седечно-лёгочную недостаточность. Я разговор начал с попытки предложить устройства его на ПМЖ для полноценного медицинского обеспечения. Он рассказал следующее. У него есть дом в деревне в Белгородской области (в собственности – 1/3 дома). Жить он там не может из-за трудностей деревенской жизни – надо ходить за водой, заготавливать дрова, чего он, как инвалид, не может. Инвалидность у него была сначала 2-й группы, нов о время последнего переосвидетельствования с него потребовали взятку для подтверждения нерабочей группы. У него есть родственники, но все от него отвернулись, так как он – алкоголик. На момент разговора, Дмитрий был трезв. Я спросил его, в каких он сейчас отношениях со спиртным? Дима ответил, что сейчас он вынужден употреблять, так как ночи стали холодные. Я подверг критике это его обоснование: алкоголь не согревает, а напротив, способствует ещё скорейшему переохлаждению, поэтому употребление спиртного можно объяснить только тягой. Дмитрий согласился. Я предложил начать заниматься проблемой выздоровления, предложил один из реабилитационных центров. Причём предложил начать заниматься этой проблемой непосредственно сейчас. Но Дмитрий оказался к этому не готов.
Наталья 30-35 лет, подошла с просьбой помолиться о ней в Церкви. Сама зайти в храм боится – «поджилки дрожат». От Натальи пахло «перегаром». Она рассказала, что в ее жизни сейчас «чёрная полоса»: её бьют все случайные знакомые мужчины за отказ в удовлетворении их блудной страсти. На вопрос о её образе жизни Наталья ответила, что живёт за счёт любовников. Я посоветовал радикально изменить жизнь и начать с того, чтобы не пить с незнакомыми мужчинами, затем постараться не пить вовсе. Если самой не получится бросить, необходимо лечиться. Далее, преодолев страх, пойти в храм на исповедь. Наталья поблагодарила за совет.
Роман лет 50, приехал из N обл., где у него дом в деревне с участком 35(!) соток. Сообщил, что жить там не может, потому что инвалид (отказывают ноги). Надеется на хоть какую-то работу в Москве. Я убеждал его немедленно возвращаться домой, пока не ограбили и не отняли последнее, что в Москве он со своей инвалидностью никакой работы не найдёт. Но он упрямился и говорил, что если его будут грабить, он или сам ляжет или убьёт, но своего не отдаст.
Оценку и осмысление подобных мотивационных интервью можно прочитать в статье «Из огня, или из-под развалин».
Общие выводы. Продолжается приток из регионов людей, надеющихся на заработок или другие способы добычи средств к существованию. Увеличивается стажа бездомности многих наших сограждан, приехавших на заработки и потерпевших неудачу. С неудачами тесно связана проблема алкогольной зависимости. Большинство подопечных не видят в этом для себя проблемы, а причиной своих невзгод считают внешние факторы. Но даже наиболее самокритичные подопечные, то есть те, кто пришёл к нам за содействием в получении наркологической помощи, недооценивают серьёзность своей беды, фактически отрицая болезнь. Сотрудники службы постоянно сталкиваются с трудностями мотивации наших подопечных. Церковь, и всё что с ней связано, у большинства наших подопечных вызывает непонятное отторжение, которое им самим трудно объяснить. Необходим поиск форм катехизационной работы помимо частных бесед. Интерес представляет практика «Общины св. Эгидия» которая действует и в Москве под названием «Друзья на улице». Возможны и другие формы.