До сих пор было известно лишь о телефонах доверия для подростков, жертв насилия, наркоманов, суицидников и других «трудных» и «пограничных» категорий граждан. Считалось, что у мам все хорошо. Опыт проекта «Помощь уставшим мамам» показывает: возможность рассказать о своих проблемах, получить поддержку женщине-матери порой нужна не меньше, чем потенциально суицидальному подростку.
«Мы ожидали, что в декабре горячая линия будет работать в тестовом режиме, а из-за праздников и вовсе станет маловостребованой, а получили настоящий шквал звонков», – рассказывает психолог Мария Будылина, выступившая, совместно с проектом «Аист на крыше», с инициативой создания нового телефона доверия.
«Подумаешь, устала!»
Автор проекта горячей линии «Помощь усталым мамам» Мария Будылина
Культура поддержки мам у нас только начинает формироваться, все еще можно услышать «вот раньше сколько рожали и ничего, воспитывали всех патриотами». Или сомнение – неужели нельзя обсудить свои проблемы с кем-то близким?
«Факт обращения к психологу, как правило, означает, что все доступные ему средства человек испробовал и они не подействовали», – говорит Мария Будылина. Кроме того, многие мамы стесняются признаваться в своих переживаниях подругам и домашним, боясь предстать «плохой мамой». Они даже звонить на линию стараются тогда, когда дома нет никого.
«Иногда полезно на свою ситуацию взглянуть глазами не близкого или хорошо тебя знающего, а другого человека», – уточняет Ирина Алькова, психолог-консультант проекта.
Переживания, особенно такие как «усталость», или связанные с отсутствием времени на себя, часто обесценивают, особенно поколение бабушек. А ведь усталость – понятие многослойное, за ней стоит, когда начинаешь разбираться, множество причин: непонимание, неуважение, одиночество, эмоциональное насилие под видом помощи (нередкое у бабушек), требование быть «на уровне», «не хуже других» и унижение, скрытое или явное, если не получается.
«Предельно усталой себя может чувствовать и молодая «упакованная» мама с одним здоровым и покладистым ребенком. Это зависит от ситуации, личности мамы», – рассказывает Ирина Алькова.
«Самая распространенная жалоба – на вечный «день сурка», который преследует всех, кто находится в декрете.
Нехватка понимания и поддержки, желание, чтобы просто выслушали, посочувствовали –наиболее частые запросы от звонящих», – говорит психолог горячей линии Ирина Вислобокова.
«Я не хочу жить и хочу, чтоб ребенок исчез»
Психолог Ирина Вислобокова
Эти страшные слова говорят раз в жизни в сердцах сами себе многие мамы. Такое домашним, пожалуй, не скажешь: бабушка схватится за голову, муж испугается, близкая подруга – и та вряд ли поймет. Психологи считают, что сами эти слова, как правило, не доказывают то, что женщина готова совершить непоправимое.
«Это, скорее, симптом депрессии: когда ты не хочешь жить, но кончать с собой не собираешься. Одно дело слова, а другое – намерение. Наоборот, чем честнее мама будет признаваться себе в любом своем состоянии, а не со страхом заталкивать его внутрь, тем легче ей станет и тем эффективней пойдет работа с психологом. Когда даешь возможность мамочке выговориться, позволяешь увидеть себя реальную, а не придуманную, в финале беседы обязательно услышишь: «нет, все-таки ребенок у меня замечательный»», – успокаивает Мария Будылина.
Но, конечно, проводить профилактику острых состояний у мам необходимо, и без поддержки семьи тут не справиться. В некоторых ситуациях стоит играть не опережение, заранее информируя переживающую маму о том, какие пути решения проблем у нее есть. По мнению сотрудников горячей линии помощи, такой телефон должен быть в доме, где есть новорожденный ребенок. Пусть он не нужен прямо сейчас, но если станет необходимо, мама будет знать, где ей получить помощь.
Научить просить о помощи
Рабочая встреча участников проекта «Помощь усталым мама». Слева – Сергей Касаткин, главный редактор «Аиста на крыше»
Скептики интересуются – неужели меньше чем за час можно помочь незнакомой женщине с трудной проблемой? Станет ли ей легче, и как это понять? В чем цель работы такой горячей линии и как оценить ее эффективность?
Отведенные на первичное обращение 60 минут – это полноценная консультация у психолога не выходя из дома, за которую не надо платить.
Первая и самая важная задача горячей линии: научить женщину просить помощи и делать это прямо, а не истерично, косвенно, непонятно для окружающих.
Объяснить ей, что говорить о своих негативных чувствах, просить о помощи, когда трудно – нормально и правильно.
«За время консультации мама получает поддержку и обратную связь. У нее уходит напряжение, тревога, она понимает – ее слышат, верят и готовы помочь. Даже по голосу «слышно», что маме легче, – говорит Ирина Вислобокова. – А дальше можно переходить к более детальному рассмотрению ее проблемы».
По мнению Марии Будылиной, в работе горячей линии важно «работа на ресурс». Мало выслушать уставшую мамочку – надо подсказать ей, к кому дальше обратиться.
Как объяснить родственникам, что вы не «дурака валяете», как поговорить с ними, чтобы они вам поверили, вас услышали. Как принять их помощь, не чувствуя себя при этом «мамой-троечницей».
– Очень часто бывает, что домашние на самом деле готовы помогать, но мама – по тем или иным причинам – не хочет их просить. Как мне одна мама сказала – она год назад поругалась со свекровью, и теперь ей не звонит, о помощи не просит, а просто сидит и тихо умирает с ребенком. И таких ситуаций очень много.
Еще пример: в мою смену позвонила мама и сказала, что ребенок плачет третий день, почти не спит и не ест. Я уточнила возраст, и стало понятно – скорее всего, лезут зубы, а значит, никакие шутки-прибаутки на малыша не подействуют, пока зуб не прорежется. А мамочка совсем уже теряет голову: «Не могу я с ним, в ушах звенит, хочу оставить его и уйти на улицу».
Я уговариваю подождать мужа с работы, а потом уже выйти и немного отключиться. Так и сидели час с ней на телефоне, пока она мужа из окна не увидела. И полегчало ей за разговором, и супруга пошла встречать более спокойная.
Сначала был волонтерский проект
Петербурженка Мария Будылина – человек, про которого можно сказать «один в поле воин». Мысль создать горячую линию для переживающих мам пришла, когда она работала в одной из женских консультаций Санкт-Петербурга. Реальные истории женщин говорили: мамам очень, нет, ОЧЕНЬ нужна помощь. И не только тем, у кого нет мужа или бабушек-дедушек. Всем.
«Какое-то время я сидела на доабортных консультациях – сейчас по закону женщине, решившей сделать аборт, необходимо посетить психолога. И чаще всего аргументом против было вовсе не отсутствие денег, жилой площади и всего, о чем принято думать. Эти женщины говорили: мне не с кем будет оставить детей, если я займусь младенцем, – рассказывает Мария.
– Еще одна категория женщин – переживающие послеродовую депрессию.
Эти женщины очень хотели поговорить о своих проблемах, но далеко не всегда имели возможность просто дойти до психолога.
Мария Будылина стала искать выход: кто-то же должен предоставить те самые «запасные руки», которые перехватят коляску на пару часов, пока женщина приводит чувства в порядок и «делает ребенку хорошую маму». Обратилась в собес, но там ей отказали, сославшись на то, что помогают только пенсионерам и инвалидам, а сидеть с чьими-то младенцами – не в их компетенции.
Так родилась идея волонтеров, которые придут к уставшей мамочке домой, чтобы поиграть с ребенком, пока она убирается, готовит, принимает ванную, или отпустят ее в поликлинику решить проблемы с собственным здоровьем. В начале 2017 года Будылина кинула клич в социальной сети «ВКонтакте», собрались желающие помогать безвозмездно. «Это люди, которых я знаю лично или те, кого знают лично мои друзья», – говорит Мария. Информация о волонтерской помощи мамам распространилась по Санкт-Петербургу, люди стали обращаться.
«Первыми начали писать волонтеры, и уже за пару дней набралась сотня писем.
Интересно, что среди первых волонтеров были и молодые, и те, у кого уже есть дети и даже внуки. В основном, конечно, женщины. Есть и те, у кого дети выросли, а понимание ситуации, сочувствие, желание помогать – имеется. Есть и психологи, которые хотят лучше понять природу эмоций диады мать-дитя. И даже совсем молодые девушки, которые только готовятся к материнству.
А мамы поначалу стеснялись, и только тогда, когда я сделала отдельный пост о том, что вовсе не обязательно сразу оставлять малыша наедине с волонтером, что он может просто немного разгрузить маму, чтобы она приготовила ужин, приняла душ, позанималась со старшим ребенком уроками, – пошел вал писем и звонков от мам», – рассказывает Мария.
Психологов на всех не хватит
Разрабатывая волонтерскую помощь, Мария Будылина не забывала и о том, что мамам часто нужна не только помощь рук, но и слова – помощь психологическая. Освободить руки и дать хотя бы несколько часов свободного времени – это хорошо, но порой не решает основной проблемы. Параллельно с подбором волонтеров Мария искала психологов, которые были бы готовы консультировать на общественных началах.
Велась запись, но вскоре выяснилось, что спрос превышает предложение: нуждающихся в помощи мам куда больше, чем профессионалов, готовых отдать свое время безвозмездно.
Тогда Мария создала группу «Помощь уставшим мамам». Сегодня в ней более пяти тысяч участников. Здесь публикуются статьи, даются полезные ссылки, со временем стала появляться информация о волонтерских проектах в помощь мамам и работе горячей линии. Потихоньку стали поступать благотворительные взносы, отчеты о расходовании этих средств публикуются на все той же страничке «ВКонтакте».
Стыковкой волонтеров и мам Мария занимается лично, старается подбирать помощников по районам, занимается подбором и собеседованием новых кадров, проводит тренинги, помогает в оформлении медкнижек – ведь работать добровольным помощникам предстоит с детьми, и они должны быть абсолютно здоровы.
Уже через полгода Марии начали поступать предложения о создании филиалов волонтерской сети в других крупных городах.
– Но я не решилась взять на себя такую ответственность – заниматься конкретной волонтерской помощью мамам в других городах. В Петербурге каждого волонтера я отбираю и собеседую лично, провожу тестирование, общаюсь с ним как психолог. В других городах такой возможности нет, – говорит Мария.
Именно эта невозможность и привела к идее открыть горячую линию, куда со своими проблемами может обратиться мама из любого уголка России. Инициативу финасово поддержала общественная организация «Аист на крыше». Причем цель ставится шире: помочь мамам принять свое материнство в минуты решения об аборте и избежать этого шага. В начале декабря 2017 года проект начал свою работу.
Мария Будылина сама проводит тренинги и еженедельную супервизию с психологами, а порой и сама садится на телефон, чтобы быть в курсе того, что на линии происходит.
От Владивостока до Калининграда
А происходит вот что: каждый день, с 10:00 до 22:00 по московскому времени на номере 8-800-222-05-45 дежурят психологи. Звонки бесплатные. Телефон звонит не умолкая, география самая широкая: Воронеж, Череповец, Ростов-на-Дону, Башкирия, Сургут, Казань, Санкт-Петербург, Москва, Хабаровск, Новый Уренгой, Петропавловск-Камчатсткий.
Работает шесть профессиональных психологов старше 26 лет, некоторые из них прошли переподготовку на перинатальных психологов.
Пока линия не многоканальная: позвонив, можно услышать частые гудки, если в настоящее время консультант занят. Разговор длится максимум 30 минут, потом система автоматически отключает абонента, но мама имеет возможность перезвонить и пообщаться еще 30 минут. Разговоры не записываются, клиентам гарантирована полная анонимность.
Контингент звонящих – разнообразный. В среднем это женщина 30+, с одним или двумя детьми, чаще погодками. Но поступают звонки и от матерей-одиночек, и от многодетных мам, и от мам особых детей (в среднем это примерно четверть от общего потока).
Звонят и совсем молодые мамочки с новорожденными, и зрелые женщины, которые не справляются с детьми-подростками. «Есть даже приемные родители, хотя на них мы поначалу совсем не рассчитывали – я была уверена, что у них есть своя поддержка. Но, видимо, в регионах не готовы отдельно работать с этой проблемой, нет сообществ, которые могли бы поддержать», – добавляет Мария.
Фото предоставлены проектом «Помощь уставшим мамам»