Мощи Богородицы – на небе
Впервые документально упоминают об Успении Пресвятой Девы св. Андрей Критский и Модест Иерусалимский (оба жили в VII в.), а также св. Иоанн Дамаскин (VIII в.) в своем Похвальном Слове на Успение Богоматери. Он пишет, как императрица Пульхерия (V в.), построив Влахернский храм Богоматери в Константинополе, попросила у Иерусалимского патриарха св. Иувеналия мощи Пресвятой Девы Марии.
Св. Иувеналий ответил ей, что тело Божией Матери взято на небо.
И пересказал предание, как апостолы были перенесены по небу чудесным образом на погребение Богородицы. Апостол Фома задержался и прибыл лишь на третий день. Для него специально был открыт гроб, который оказался пуст, осталась лишь погребальная одежда Богоматери, от которой исходило благоухание: сама Богоматерь телесно была вознесена на небо. Она не спускалась в ад, как Сам Христос и Иоанн Предтеча.
Из этого факта происходит разница восприятия события Успения у христиан Востока и Запада.
Особая роль Пресвятой Богородицы в евангельской истории на Западе закрепилась, помимо прочего, во мнении, что Дева Мария не пережила человеческой смерти, но телесно была переселена в рай.
Восточные христиане верят в то, что особое предстательство Богородицы перед Богом за человеческий род связано не только с милостивым устроением ее души, но и с тем, что она знает, что такое смерть, которую пережила. После Успения Господь сохранил тело Своей Пречистой Матери от тления, но, в силу общего для человеческого естества закона, Богородица умерла и уже после того была взята на небо.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы по своему строю напоминает Пасху, которая вдруг случилась летом.
Плащаница в центре храма, ладан, цветы, торжественные песнопения, многолюдье. И все это после поста, почти такого же строгого, как и Великий.
Плащаница праздника рассказывает о погребении Пресвятой Богородицы. Храм насыщен цветом не красным (как на Пасху), но голубым (это цвет богородичных праздников).
Успение Богородицы прославляется как восхождение: «При родах Ты сохранила девство, а в успении не оставила мира, Богородица. Ты перешла к жизни, будучи Матерью Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши». Это тропарь праздника – песнопение, раскрывающее его смысл.
Успение в Иерусалиме
Особым образом мысленно пребываешь в событии Успения Пресвятой Богородицы, когда попадаешь в этот день Иерусалим. Только представьте…
Иерусалим. Старый город. 4 часа утра. После ночной Литургии от площади храма Воскресения Христова по «пути скорби» огромная процессия переносит в Гефсиманский монастырь плащаницу с изображением Успения Богоматери.
По Преданию, Успение произошло на Сионе в доме Иоанна Богослова, где жила Богородица.
Однако Иерусалимский чин погребения плащаницы начинается на Голгофе: там, где стояла Мать скорбящая, когда распинали Ее Сына.
Тихое предрассветное шествие похоже на крестный ход Великой субботы: это прощание с надеждой на скорую встречу. И, конечно, оно напоминает о том дне, когда апостолы, проповедовавшие в разных странах, но чудесно собравшиеся в Иерусалиме, провожали Пресвятую Богородицу.
Пречистую Деву погребли в Гефсимании, в семейной усыпальнице рядом с Ее родителями Иоакимом и Анной и обрученным с Ней Иосифом.
Сейчас на этом месте построен храм под землей, чтобы совершать Литургию прямо на гробе Богоматери, подобно тому, как совершается Литургия на гробе Господнем. Сюда на восходе и приносят плащаницу перед началом торжества.
Смерть как праздник
Есть праздники, которые отчетливо показывают неотмирность (необычность) христианства. Обычно факт смерти – трагедия. Для христиан смерть часто входит в содержание праздников. Почив, святые обретают возможность продолжить свою жизнь с Богом и возносить к Нему за нас молитвы. Потому и утешанны христиане, провожая праведников.
И в Успении Пресвятой Богородицы это христианское понимание смерти проявляется наиболее полно. Смерть – это переход к новой жизни, более настоящей, чем земная.
И за порогом смерти душу христианина встречает Христос. Вот та весть, которую несет в себе образ Успения.
Иерей Сергий Круглов, священник, поэт:
Славянское слово «успение» — от слова «сон», мирная кончина земной жизни. Но мне видится, что слово «успение» имеет и общий корень со словом «успех». Успех – вот могущественное божество, которому поклоняется современный мир, поклоняются на деле многие, на словах называющие себя верующими и церковными людьми: успешная карьера, богатство, власть.
Но в христианском смысле возможен совсем иной успех: успех полноценно прожитой жизни, итог ее, наполненной небесным светом, смыслом и любовью, как соты – душистым медом… Именно с таким «успехом» и пришла к своему успению Пречистая Дева Мария.
Нецерковному разуму непонятно: как можно праздновать день смерти? Однако для тех, кто верует, что человек живет вечно, и смерть – лишь еще одни роды (недаром на иконе Успения душа Богородицы изображается как новорожденный в пеленах младенец на руках у Христа), трудный, но переход в дальнейший этап жизни, — для христиан естественная человеческая печаль здесь смешана с надеждой и радостью: Пресвятая Богородица, переступив предел земной жизни, не оставила нас, отныне и навсегда Она – наша помощница и заступница.
Почему же помощница? Чем заслужила?
Смерть – следствие греха. А Божия Матерь – самый чистый, самый свободный от греха человек из всех, когда-либо живших на земле. Грех – противник Бога. А святая Дева Мария – не просто стремящаяся к Богу, Она – сама Его Матерь.
И потому после смерти душа Богородицы была взята на Небо, а Ее тело, разлученное на три дня с душой, но неподверженное тлению — следствию греха, в третий день, силою Божией восстало, воскресло; Богородица увенчалась Божией славой.
Это прославление человека, преодолевшего грех, болезнь, боль, печаль, разлуку, страдание, смерть, это достижение творением своей цели – обожения, которое уже произошло с Божией Матерью, но к которому призван каждый – и празднуется в дне Успения.
И именно потому Богородица стала первой ходатаицей и заступницей людей перед Богом. Даже человек, далекий от Церкви, знает, кто такая Пресвятая Богородица. У всех на слуху названия Ее многочисленных икон: Всех Скорбящих Радосте, Умиление, Воспитание, Взыскание Погибших, Целительница…
Образ Матери, возрастившей Сына-Спасителя и отдающей Его страдающему человечеству, близок сердцу каждого. И в Ее Успении воплотилось то, чего так чает сердце ребенка, потерявшего мать: Она ушла, но осталась с нами, Она жива, и Ее материнская забота и любовь – явны и несомненны для чуткого сердца.
Есть предание: одному праведнику еще при жизни был показан Рай, его прекрасные обители со множеством ангелов и святых в прекрасных венцах. Он спросил: «А где же Матерь Божия?» Ему ответили: «Ее нет здесь, Она на земле, среди грешного народа».