Усекновение главы св. Иоанна Предтечи: иконы, фрески, живопись
Больше тысячи лет традиции, от Синая до Палеха, в галерее изображений мученической кончины величайшего из святых – пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Мученическая смерть величайшего из святых – Иоанна Крестителя – один из самых интересных сюжетов в иконописи.
Иногда изображение предельно лаконично: только смиренно склонившийся пророк и палач-секулятор с занесенным мечом. Иногда композиция становится сложной: Саломея подставляет блюдо, в которое должна упасть отрубленная голова, Ирод сидит на троне, ученики погребают тело Предтечи.
С Усекновением главы св. Иоанна Крестителя символически связаны еще два иконописных сюжета. На иконах Сошествия Христа во ад св. Иоанн, «печать пророков», изображается возвещающим ветхозаветным праведникам пришествие Спасителя и скорое избавление из адской тьмы и сени смертной. Таково церковное предание: после смерти пророк проповедовал в аде. Не случайно и в праздничном тропаре поется «благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшегося плотию».
Другой образ – так называемый «Иоанн Предтеча Ангел пустыни». Он был особенно распространен в России в 16 – 17 веках, а впоследствии среди старообрядцев. Образ этот символический – в нем были усилены черты св. Иоанна как отшельника и проповедника покаяния, а значит, предшественника монашества. На хартии у него обычно пишется «Се Агнец, вземляй грехи мира» или «Покайтеся, приближися бо Царство Небесное». У него два больших крыла, которые символически означают пост и молитву, возносящие к Богу. В руке у него – блюдо. Правильно писать в нем изображение младенца Христа (жертвенного Агнца), которого проповедовал «глас вопиющего в пустыни», но часто иконописцы помещают в него отрубленную главу самого святого.
В этих двух головах на одной иконе уже чувствуется легкое влияние западной традиции изображать святых с атрибутами их мученичества, которое впоследствии приведет к появлению нового типа икон – натуралистичного изображения главы св. Иоанна Предтечи на блюде (иногда с закрытыми глазами, т.е. мертвой) или даже одной главы.
Часто в системе фресковой росписи житийный цикл Иоанна Предтечи, в т.ч. и сцены Усекновения и Обретения главы могли располагаться в дьяконнике. Обретение главы Иоанна Предтечи. Фреска дьяконника собора Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. 1125 год (слева). Усекновение главы Иоанна Предтечи Фреска дьяконника церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах») близ Новгорода. 1189 год. (справа)
Сегодня, в память мученической кончины Иоанна Крестителя, в православной традиции день строгого поста.